"Проводки по координатам"
(интервью с М.И. Мудря, главным бухгалтером Федерального агентства
геодезии и картографии)
Главного бухгалтера Федерального агентства геодезии и картографии М.И. Мудря вполне можно назвать чемпионом по ориентированию на страницах Инструкции по бюджетному учету N 70н. Ведь кто если не он знает верное направление, когда в его руках сосредоточены все карты страны.
Федеральное агентство геодезии и картографии является учредителем 36 федеральных государственных унитарных предприятий и 19 территориальных управлений геодезии и картографии. С продукцией подведомственных Роскартографии предприятий каждый знаком с детства: все российские издания атласов, географических карт и даже глобусов - дело их рук. Но, как оказалось, это лишь малая толика их работы, которая заметна глазу обывателя. Большая же доля бюджетных финансовых вложений расходуется на деятельность, имеющую стратегическую направленность.
- Наше агентство занимается финансированием работ, выставленных на торгах, а также подведомственных территориальных управлений геодезии и картографии, - рассказал нам Михаил Иванович. - Это направление курирует управление экономики, финансов и государственного имущества агентства, частью которого является и отдел бухгалтерского учета и консолидированного финансирования, который я возглавляю.
Раньше в нашем ведении находились и специализированные учебные заведения. Но по распоряжению правительства от 24 января 2005 года N 64-р все они были переданы Федеральному агентству по образованию. Теперь у нас возникают серьезные опасения, что с передачей в ведение Рособразования специализированных учебных заведений геодезии и картографии можно прогнозировать ухудшение ситуации по обеспечению отрасли специалистами со средним специальным образованием. Чтобы не потерять до конца кадровый потенциал этих учебных заведений, агентством проводится целенаправленная работа по формированию образовательного комплекса геодезии и картографии путем присоединения их к Московскому университету геодезии и картографии.
- Я чувствую, вы душою болеете за судьбу отрасли. Вы давно работаете в этой сфере?
- Седьмой год. Я пришел сюда в июле 1999 года на должность заместителя главы финансово-бухгалтерского управления по контрольно-ревизионной работе. Ведь я всю жизнь занимался только аудитом и имею специальную аттестацию. Тогда мы еще назывались Федеральной службой геодезии и картографии (на правах министерства). А в августе прошлого года руководитель агентства попросил меня стать главным бухгалтером. Примерно в то же время нас и переименовали в соответствии с указом президента в агентство. Если раньше мы напрямую подчинялись правительству, то теперь мы подчиняемся Минтрансу России как субъект бюджетного планирования.
Прежде все финансы, которые получала бывшая Федеральная служба геодезии и картографии, поступали к нам напрямую из Министерства финансов РФ. Теперь в связи с изменением структуры исполнительных органов федеральной власти этот процесс осуществляется через Департамент финансов Министерства транспорта РФ, то есть он увеличился на одну ступеньку. Но в то же время мы являемся главным распорядителем и прямым бюджетополучателем государственных средств. С министерством мы взаимодействуем лишь при проектировании бюджета.
Министерство транспорта РФ занимается в основном нормотворческой деятельностью и формированием бюджета. Оно стало "мозговым центром", который предлагает правила игры на этом поле. Конкретная практическая работа - прерогатива агентств и служб. Таким образом, роль Минтранса России заключается в том, что оно осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении агентств и служб. При подготовке любого постановления, при внесении любой поправки в законодательство Министерство транспорта РФ прибегает к нашим услугам: мы пишем - они согласовывают, уточняют и т.д. Все это нередко приводит к излишней потере времени.
- Сотрудники вашей финансовой службы прошли переподготовку по Инструкции N 70н?
- Конечно. Одна из функций нашего ведомства, объявленная в Положении о Федеральном агентстве геодезии и картографии, это организация профессиональной подготовки и переподготовки работников агентства, повышения их квалификации и стажировки. В этом плане хотел бы отметить, что руководитель агентства А.В. Бородко уделяет особое внимание вопросам повышения квалификации работников отрасли.
С 25 по 28 октября и с 22 по 24 ноября 2005 года в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации прошли семинары-консультации для заместителей руководителей государственных унитарных предприятий по финансово-экономическим вопросам, главных бухгалтеров. Приняли в них участие и главбухи территориальных управлений геодезии и картографии. Очень важно, что в программе семинара были не только теоретические вопросы, но и практическая часть по вопросам применения в работе положений Инструкции по бюджетному учету.
В числе лекторов были высококвалифицированные специалисты Минфина России и Федерального казначейства: заместитель директора Департамента бюджетной политики Министерства финансов РФ В.А. Зеленский; начальник Управления бюджетного учета и отчетности Федерального казначейства Г.И. Маклева, начальник отдела методологии бюджетного учета, бюджетной отчетности и бюджетной классификации Департамента бюджетной политики Министерства финансов РФ С.В. Романов и другие.
- Как вам удалось решить проблему автоматизации бухгалтерского учета при дефицитном финансировании?
- Действительно, трудности с этим были и остаются. Автоматизация бухгалтерского учета и бюджетной отчетности стала одной из основных задач переходного периода для всех бюджетных учреждений. Некоторые агентства смогли предусмотреть это при формировании бюджета на 2005 год или изыскать дополнительные средства на закупку модифицированных программ. Нам, к сожалению, в силу ряда причин это сделать не удалось. Более того, в 2006 году каждому главному бухгалтеру на автоматизацию будет выделено всего по пять тысяч рублей. Конечно, это смешные деньги для решения такой глобальной проблемы. Сейчас мы пытаемся изыскать дополнительные источники финансирования. Будем стараться получить разрешение Минфина России на использование средств от оказания платных услуг на усовершенствование материально-технической базы.
Но на самом деле основной проблемой перехода на бюджетный учет стало не само приобретение программных продуктов, а их несовершенство. Многие разработчики не успели провести надлежащего тестирования программ - слишком в сжатые сроки нужно было подготовить продукт. К тому же Минфин России постоянно вносил корректировки по ходу внедрения Инструкций N 70н и N 5н. Поэтому программы постоянно приходилось обновлять и дорабатывать в процессе работы.
Для Агентства особую важность имеет свод бюджетной отчетности. На мой взгляд, в этой части автоматизации бухгалтерского учета нам удалось найти оптимальное решение. Агентство уже очень давно сотрудничает с акционерным обществом "Финтех". Когда я пришел сюда работать, свод бюджетной отчетности уже осуществлялся при помощи программы "Скиф" - продукта именно этой компании. "Финтех" очень тесно сотрудничает с Министерством финансов РФ - и это не единственное преимущество перед другими разработчиками программных продуктов. Модернизация программ этой фирмы при изменении законодательной базы занимает минимум времени и труда. Очень удобно, что офис "Финтеха" находится в самом центре Москвы. Это позволяет его специалистам при необходимости приезжать к нам по первому звонку. А консультативную помощь можно в любое время получить по телефону горячей линии. По опыту своих коллег из регионов знаю, что программные продукты "Финтеха" настолько усовершенствованы, что существует возможность удаленного обновления продукта без выезда специалиста при помощи доступа к сайту.
- У вас есть свой штатный программист?
- Это наша головная боль. Программист есть, но понятно, что ни один высококвалифицированный специалист не пойдет работать на бюджетную зарплату. Поэтому нам пришлось взять на работу студента, который совмещает учебу с работой в двух учреждениях одновременно. У него свободный график работы, и застать его на месте сложно. Бесспорно, в каждом учреждении в штате должен быть свой программист, чтобы он всегда был под рукой на случай непредвиденных сбоев системы. Поэтому мы будем стараться изыскать возможности заинтересовывать специалистов этой области чем-нибудь еще кроме зарплаты.
- Вы неделю назад сдали отчет за девять месяцев. Уверена, что неточностей при составлении отчетности регионам избежать не удалось. С чем были связаны часто встречающиеся ошибки?
- Пожалуй, с разночтением Инструкции N 70н. Дело в том, что в каждом субъекте есть территориальные органы казначейства. И получалось так, что в одном регионе казначейство говорило нашим территориальным управлениям, что в отчет нужно включать вот это, а то включать нельзя. В то время когда в другом регионе рекомендовали совершенно противоположное. Ведь в порядке учета по новой Инструкции по бюджетному учету не было предусмотрено однозначного соответствия старого и нового Планов счетов. К тому же коренным образом поменялись все формы отчетности, которые теперь должны соответствовать принятым в зарубежной практике Международной отчетности. Это на первых порах затруднило соблюдение правильного порядка их заполнения.
В итоге, когда мы свели все воедино, увидели, что во многих местах идет нестыковка. Обратились за консультацией в Федеральное казначейство - нам не дали четкого ответа. По ходу сдачи отчетности стало проясняться, в чем загвоздка. По этой причине некоторым субъектам приходилось дорабатывать свои отчеты.
Нужно отметить, что именно в Федеральном казначействе самые строгие, самые требовательные кураторы. Там было сложнее всего сдать отчет. Но очень приятно, что и в Минфине России, и в Федеральном казначействе понимают все трудности переходного периода. Кураторы готовы принимать от нас отчетность даже до 1 января 2006 года. Ведь и у них самих очень большая нагрузка: каждый принимает отчетность от 15-20 главных распорядителей.
А вообще-то я уверен, что это лишь первый блин получился комом. До Нового года мы отработаем все нюансы новой Инструкции. Думаю, Минфин России сделает для себя определенные выводы, определит тонкие места и недочеты, которые есть в Инструкции N 70н, и примет перед новым годом надлежащие поправки к ней. Соответственно годовой отчет будет сдавать значительно проще.
- При Минтрансе России уже действует методологический совет по реформированию бюджетного учета?
- Приказом министра транспорта России создан методологический совет по бюджетному учету, а также утверждено положение о методологическом совете. Я стал его членом, как и все руководители финансовых служб агентств. Теперь нам коллегиально предстоит определить основные направления совершенствования бюджетного учета и выработать соответствующие рекомендации нашим подведомственным учреждениям. Но методические разъяснения по отражению в бюджетном учете специфических для федеральной службы и федеральных агентств объектов учета будут разработаны лишь после принятия Минфином России поправок к Инструкции N 70н. Очевидно, что после этого нам предстоит организовать проведение семинаров с работниками всех финансово-бухгалтерских служб, находящихся в ведении министерства (федеральной службы, подведомственных федеральных агентств и государственных учреждений).
Реализация этих задач значительно облегчит перевод Агентства геодезии и картографии и подведомственных учреждений на новый порядок бюджетного учета и поможет обеспечить подготовку отчетности в установленные сроки.
- Как у вас налажен внутриведомственный контроль? Вы же выезжаете на проверки в подведомственные учреждения и организации?
- Раньше выезжали. Хотя контрольная функция и внесена в положение об агентстве, сегодня мы практически не осуществляем проверки подведомственных предприятий и территориальных органов. Дело в том, что у нас очень сократили штат, и людей для выполнения проверок просто нет. Сегодня мы имеем возможность только контролировать выполнение государственных заказов унитарными предприятиями, отслеживать движение бюджетных средств.
Но, несмотря на то, что у нас нет возможности высылать ревизора на места, для внутреннего контроля существуют специальные формы ежемесячной отчетности. Составлены они таким образом, что сразу выявляют любое нарушение или отклонение от нормы. Поэтому нецелевое расходование бюджетных средств просто исключено.
- Должно быть, ваше аудиторское прошлое очень помогает в организации такой работы?
- Конечно. Как говорится, бывших аудиторов не бывает. Любой аудитор может работать бухгалтером, но далеко не каждый бухгалтер может стать ревизором.
- А кто имеет право проверять Агентство геодезии и картографии?
- Счетная палата Российской Федерации. Нас проверяют ежегодно и очень тщательно. Их проверки начинаются примерно в мае и завершаются только в августе. Обычно они проходят сразу в нескольких направлениях: в центральном аппарате и в двух-трех наших подведомственных унитарных предприятиях.
- Вы не коренной москвич? Или это мне только кажется?
- Вообще я родом из Кишинева. Окончил Кишиневский государственный политехнический институт по специальности "Планирование промышленности". На преддипломную практику меня направили на автомобильный завод имени Лихачева. В то время он был одним из ведущих в Союзе. Тогда я провел в столице полгода, и не только влюбился в этот город, но и встретил здесь свою будущую супругу. Так как я был заводским стипендиатом, после защиты диплома в Кишиневе мне было необходимо отработать три года на производстве. Но в связи с тем, что я женился, мне все-таки простили целый год. Я переехал в Москву.
- По образованию вы экономист, а не бухгалтер, что же привело вас именно в бухгалтерию?
- Так вышло, что с 1982 года я занимаюсь только контрольно-ревизионной работой. После переезда в Москву я работал главным экономистом на заводе имени Орджоникидзе. Потом мне предложили стать начальником контрольно-ревизионного отдела Министерства местной промышленности РФ. Я согласился. После первой ревизии я буквально плакал. В моральном плане это очень тяжелая работа. Со временем я набрался опыта, привык и очень полюбил профессию аудитора.
Позже я долгое время работал в бывшем здании Наркома иностранных дел на Кузнецком мосту. В последние годы существования СССР там находилось Министерство сельскохозяйственного тракторного машиностроения СССР и Министерство автомобильной промышленности СССР. В 1988 году их объединили в Министерство автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР. Я там был начальником Контрольно-ревизионного отдела. В моем подчинении находилось 27 человек.
После распада Союза была негласная установка: чиновников из союзных министерств не принимать в формировавшиеся аппараты всероссийских. Поэтому мне пришлось уйти из бюджетной сферы. До 1998 года я возглавлял управление внутреннего контроля и аудита Кредо-банка. После того как у банка отобрали лицензию, некоторое время работал в Верховном Суде РФ - возглавлял контрольно-ревизионное управление судебного департамента. После очередной реорганизации органов власти, в июле 1999 года меня пригласили сюда. Так что бухгалтером в чистом виде я стал недавно.
Беседу вела И.В. Заховаева,
корреспондент журнала "Бюджетный учет"
"Бюджетный учет", N 12, декабрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджетный учет"
Ежемесячное издание для бухгалтеров бюджетной сферы
Учредитель ООО "Бюджет"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-30617 от 14 декабря 2007 г.
Редакция: 107078, Москва, ул. Басманная Новая, д. 10, стр. 1, подъезд 6, а/я 100