Удмуртия: учет без паники
Говорят, что в Ижевске на одной из площадей с незапамятных времен стоит памятник Буратино. О том, что этот длинноносый парень был так себе финансистом - а именно предпочитал преумножать свои сбережения путем зарывания их в землю, и как он потом отчитывался о расходах перед папой Карло, - знают все с раннего детства.
А вот о том, что предпринимают бухгалтеры Удмуртии, чтобы приумножать доходы своих бюджетных учреждений и правильно вести финансовую отчетность, с какими трудностями сталкиваются и как их преодолевают, знают немногие. Деревянному мальчику Буратино, с его оппонентами Лисой Алисой и Котом Базилио, такие треволнения и не снились.
Вопросов больше, чем ответов
И.А. Крючкова,
начальник Управления бухгалтерского учета и отчетности
Министерства финансов Удмуртской республики
С Ириной Александровной нам удалось встретиться при большом стечении народа на проходившем в Ижевске межрегиональном научно-практическом семинаре "Бюджетная реформа и развитие межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях". Это и определило тему нашей беседы.
- Как вы отреагировали на Инструкцию N 70н?
- Когда вышла Инструкция по переходу на новый План счетов, мы оказались в довольно сложной ситуации. Было много проблем, потому что в вузах не только республики, но и России не обучают бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях. И когда надо было переходить на новую Инструкцию, нам очень сложно было найти специалистов, которые могли бы помочь в обучении наших бухгалтеров. Естественно, мы сами выезжали в Москву - Минфин России проводил обучающие семинары. Но от республики ездили только четыре человека - два представителя Казначейства и два из Минфина. В Москве в течение трех дней провели обучение по переходу на новый План счетов и поручили нам обучить бухгалтеров республики.
Естественно, охватить всех бухгалтерских работников мы не смогли, поэтому были вынуждены обращаться к каким-то структурам, которые могли бы помочь нам в этом вопросе. Мы провели конкурс среди организаций республики, на который поступило всего три заявки. Победитель и проводил обучение. Таким образом за счет средств республиканского бюджета мы обучили фактически всех главных бухгалтеров и частично замов главбухов бюджетных учреждений как республиканских, так и муниципальных. Это были трехдневные семинары, по результатам которых мы выдавали сертификаты о повышении квалификации.
После каждого семинара проводили круглые столы, где выясняли, у кого какие вопросы, еще раз разбирали спорные моменты. При этом каждый последующий семинар учитывал опыт предыдущих групп.
- Как формировались группы?
- Сначала мы хотели вызывать на семинары специалистов по районам, но потом решили собирать по отраслям. Первыми организовали семинары для бухгалтеров отрасли народного образования, потом - здравоохранения и т.д. И не ошиблись. Это дало дополнительный положительный эффект, потому что получился еще и обмен опытом. Бухгалтеры были очень благодарны, мы ведь раньше не практиковали обучение специалистов муниципальных образований, обучали только финансовых работников и давали им задание проводить обучение на своих территориях. Понятно, что это была совсем иная ситуация - общения не получалось, да и эффективность таких курсов зависела от уровня главбуха финансового органа.
Дополнительно было проведено обучение главбухов республиканских учреждений и финансовых органов по составлению отчетности.
- Какие сложности у вас возникали в связи с переходом на Инструкцию N 70н?
- Сложности в первую очередь возникали с тем, что мы сами получаем мало информации от Минфина России. Есть пожелание, чтобы они нас собирали по крайней мере один раз в квартал на методические советы.
- А у вас методсовет есть?
- Да, методсовет у нас существовал всегда. Он был создан задолго до того, как я пришла работать главным бухгалтером, - а я на этой должности 11 с лишним лет, - и мы его не распускали. Единственное, что собираем мы его, может быть, не так часто, как хотелось бы.
Решением методического совета у нас была сформирована группа, которая должна отрабатывать спорные или нерешеные вопросы по переходу на новый План счетов.
- И как успешно она работает?
- Определенные трудности есть. И первое - это нехватка времени. Во-вторых, большинство вопросов, поступающих от учреждений, носят общий характер и не требуют коллегиального решения. В-третьих - нам не мешало бы самим подучиться. Предложений по проведению всевозможных семинаров очень много, но вы знаете, какие это суммы.
Конечно, мы, работники финансовых органов, на такие семинары съездили - почти все проучились. Кроме того, спасибо нашему министру финансов В.В. Бельтюкову, он очень серьезно к этому отнесся, в итоге положительно был решен вопрос о выделении дополнительных средств и на обучение, и на компьютеризацию бюджетных учреждений муниципальных районов. Раньше они были обеспечены техникой примерно на 50 процентов, и то устаревшей. Теперь же наши муниципальные учреждения получают новую технику. На все 100 процентов обеспечить их новыми компьютерами в текущем году не удастся, но у нас в бюджете республики на 2006 год уже заложены средства на эти цели.
- За какой срок вы смогли обучить бухгалтеров?
- Мы провели предварительный анализ квалификации бухгалтерских работников. Так вот, для того чтобы обучить их в том темпе, как это обычно делалось, нам пришлось бы затратить семь с лишним лет. А с помощью Минфина Удмуртии мы обучили всех за полгода.
- Вы сдавали отчетность за полугодие по новым правилам?
- Когда я сказала о необходимости пробной отчетности, ряд бухгалтеров республиканских бюджетных учреждений заявили: "В таком случае мы уходим с этой работы". "Что же делать, - сказала я им, - уходите. Но оставшиеся сдадут отчетность по новым правилам. Это обязательно".
- И как окончился эксперимент?
- Несмотря ни на что, республиканские учреждения отчетность нам сдали. Конечно, были ошибки, вопросы. Многие из них не сняты до сегодняшнего дня. Но, тем не менее, принося отчетность, каждый бухгалтер сказал: "Правильно сделали, что настояли на пробной отчетности, мы немного разобрались".
- Вы сами как относитесь к новому Плану счетов?
- Я считаю, что задачи-то были поставлены неплохие. Раньше учреждения сдавали нам балансы, я и мои сотрудники их проверяли, и все - балансы складывались на полочке. Никто, по сути дела, ими не интересовался. А сейчас мы сможем свести баланс республики и представить его в Министерство финансов Удмуртии. В нем будет вся сумма основных средств, вся наша казна, весь наш долг: Правда, это случится не в 2005 году. Но надеюсь, это произойдет в следующем году, когда наше Министерство имущественных отношений посчитает все производственные и непроизведенные активы и поставит их на учет. Вот тогда из наших балансов можно будет получить очень много ценной информации.
- Вы приглашали к себе разработчиков новой Инструкции?
- Да. Немногие регионы могут похвастаться тем, что у них побывали сразу два разработчика. К нам приезжал С.В. Романов, начальник отдела методологии бюджетного учета, бюджетной отчетности и классификации Департамента бюджетной политики Минфина России. По бюджетной классификации мы приглашали В.А. Зеленского, заместителя директора Департамента бюджетной политики Минфина России. И мы собирали главбухов финансовых органов республики. Им представители Минфина России читали лекции, отвечали на вопросы.
- Какие вопросы возникали при сдаче пробной отчетности по новым правилам?
- Даже перечислить их все не получится. Вопросов у меня, да и у всех бухгалтеров было много. И по капитальным вложениям, и по отражению, и по бюджетной классификации, и по заполнению форм отчетности. И если бы при этом удалось их снять! До сих пор остались вопросы даже по формам отчетности! Нам было очень сложно заполнять формы, переходить на новый План счетов, трудно было дозвониться до Министерства финансов РФ. Для выяснения вопросов я выезжала в Министерство финансов РФ сама. И мало того, что мы до сих пор не получили ответа на многие вопросы. Так они не все и в самом Минфине России решены. Недавно я была в Москве на семинаре - там один докладчик говорит одно, второй другое, третий - прямо противоположное. Поэтому девятимесячный отчет и был назван пробным. Наверное, более-менее что-то получится с годовым отчетом, а полностью выполнить поставленные задачи мы сможем, думаю, только при сдаче отчета за будущий год.
- Есть ли у вас централизованные бухгалтерии?
- На республиканском уровне централизованная бухгалтерия осталась только в Министерстве здравоохранения. Сохранились централизованные бухгалтерии в Управлении финансов Ижевска. Есть они и в районах.
Сейчас встал вопрос, что при поселениях должны быть бухгалтерии, но там уже нет квалифицированных работников. Так что на первых порах, наверное, ведение бухгалтерского учета по сельским поселениям, где нет грамотных кадров, районы поручат централизованным бухгалтериям. Такие бухгалтерии сохранились почти во всех районах - по народному образованию, по здравоохранению и пр.
Но сегодня говорят: надо вести смету доходов и расходов сельского поселения. А что это значит? Это значит, что надо открыть для сельского поселения отдельный лицевой счет, и, следовательно, кому-то отдавать выписку с него. То есть уже сейчас должно быть кому-то поручено вести бухгалтерский учет в сельском поселении, уже сегодня должны быть эти бухгалтеры. А их нет.
Бухгалтеров должно быть в два раза больше
О.Н. Пушина,
начальник отдела бухгалтерского учета, отчетности,
строительства и эксплуатации Министерства здравоохранения
Удмуртской Республики - главный бухгалтер
Нехватка кадров - проблема бюджетных учреждений. Особенно страдают от недостатка рабочих рук бухгалтерии, на которые сейчас упала фактически тройная нагрузка.
- Скажите, достаточно ли для учреждений здравоохранения того количества бухгалтеров, которое положено им сейчас по штатному расписанию? - поинтересовалась я у О.Н. Пушиной, начальника отдела бухгалтерского учета, отчетности, строительства и эксплуатации Министерства здравоохранения Удмуртской республики.
- Конечно, нет. Я бы очень хотела, чтобы при принятии нормативных документов обращали внимание на увеличение штатной численности бухгалтеров. Потому что объем работы, особенно в последнее время, в связи с введением налогового учета, Инструкции N 70н и пр., - вырос в несколько раз. Штатные единицы не пересчитывались давно. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации N 230 от 9 июля 2003 г. "Об утверждении штатных нормативов..." для субъектов Российской Федерации носит рекомендательный характер. В среднем, на мой взгляд, необходимо увеличить штатную численность работников бухгалтерии в полтора - два раза.
- Ольга Николаевна, какие проблемы возникали у вас в связи с внедрением Инструкции N 70н?
- В бухгалтерском учете сегодня изменено практически все: план счетов, порядок учета, первичные документы, регистры учета. И самое главное - вести учет по новой инструкции вручную будет уже практически невозможно. Однако поставленные перед нами задачи, несмотря на всю их сложность, не являются неразрешимыми. Так, в декабре 2004 года при Министерстве здравоохранения организован методический совет, в который вошли ведущие бухгалтеры учреждений здравоохранения. Цель создания - помощь подведомственным учреждениям при переходе на новый План счетов. Было принято решение о том, что все республиканские учреждения здравоохранения переходят на бюджетный учет по Инструкции N 70н с 1 апреля 2005 года. И бюджетная отчетность по состоянию на 1 июля 2005 года представлена в финансовый орган в соответствии с требованиями приказа Минфина России N 5н от 21 января 2005 года.
- Удалось избежать ошибок в отчетности?
- Отчетность, конечно же, выявила ошибки, которые были допущены при переходе на новый План счетов. Здравоохранение - это сложная с точки зрения отчетности сфера. Например, у нас есть средства обязательного медицинского страхования, которые в соответствии с новыми требованиями не находят отражение в отчетности. Думаю, что данный вопрос будет урегулирован в ближайшее время.
Мы поддержали требование Министерства финансов республики сдать бюджетную отчетность по состоянию на 1 июля 2005 г. в соответствии с приказом N 5н. Благодаря этому формировать отчетность за девять месяцев было намного легче.
- Сколько у вас подведомственных учреждений?
- Всего учреждений здравоохранения 140, в том числе состоящих на республиканском бюджете - 37, на муниципальном - 103.
- Из других регионов к вам обращаются за советом?
- Да. Это в основном коллеги из территорий Приволжского федерального округа. Мы с ними плодотворно работаем, обмениваемся опытом, учимся друг у друга.
- Как давно у вас работает централизованная бухгалтерия?
- При Министерстве здравоохранения Удмуртской Республики централизованная бухгалтерия организована в 1975 году. Время и результаты работы бухгалтерии показали, что решение об ее организации было правильным. Это эффективно и оперативно. Все вопросы решаются быстро и комплексно. Один из ее очевидных плюсов - взаимозаменяемость специалистов. Наша централизованная бухгалтерия обслуживает 15 подведомственных учреждений, в том числе 11 юридических лиц.
Группа быстрого реагирования
Н.И. Валеева,
заместитель начальника Управления финансов
администрации г. Ижевска - главный бухгалтер
Ижевск - город красивый, по-мужски основательный и при этом богатый на эмоции. И жители в нем такие же. Особенно женщины-бухгалтеры, которые решительно, без паники принимаются за осуществление профзадач, какими бы сложными те ни были, но рассказывают об этом увлекательно и эмоционально. Поэтому общаться с ними очень приятно.
- Нурия Ильгизаровна, скажите, с автоматизацией учета в Ижевске были сложности?
- Нет. Нам повезло, администрация города Ижевска обратила внимание на эту проблему еще в то время, когда мы вводили казначейскую систему исполнения бюджета. И мы уже тогда централизованно начали ежегодно закладывать суммы на покупку программного обеспечения и на компьютеризацию. И хотя удалось решить этот вопрос не на сто процентов, но по сравнению с другими мы были в выигрышном положении. Кроме того, в 2005 году на эти цели приличную сумму в виде субвенций выделило правительство Удмуртской Республики.
- Есть какие-то специфические проблемы, мешающие бухгалтерам Ижевска работать?
- Для нас больной вопрос - учет родительской платы, возмещение коммунальных услуг арендаторами, питание сотрудников, точнее, отнесение этих операций к конкретным видам деятельности. Также при проведении обучения бухгалтеров на курсах и семинарах мы столкнулись с тем, что наша позиция по некоторым вопросам учета не всегда совпадает с рекомендациями и разъяснениями лекторов. Да и в прессе на одни те же вопросы даются разные ответы.
- Как вы выходите из положения?
- Мы пришли к выводу, что менять ничего у себя не будем, станем вести учет так, как начали с начала года.
- А если возникнут очень уж серьезные разногласия между вашей методикой и федеральной, что будете делать?
- Думаю, это можно будет исправить в следующем году.
- Вы сдавали пробную отчетность за полугодие?
- Нет, в Минфин республики отчет мы не сдавали. А по городу собирали только отчет об исполнении смет. Мы решили, что лучше будем учиться на чужих ошибках. Когда проводили второй круг обучения по отчетности, то лекторы уже знали ответы на многие вопросы, которые ставили в тупик совсем недавно. И собственные ошибки, сделанные в отчетности за полугодие, мы тоже проанализировали и больше допускать не будем. Так легче. К тому же передышку своим бухгалтерам надо было дать.
- Создаете ли вы в помощь бухгалтерам методсоветы?
- Да. В этом смысле Удмуртия - продвинутая республика. Кроме того, мы пришли к выводу, что республиканского методологического совета нам недостаточно, и на уровне города нам требуется какая-то консультационная группа. Сейчас она создана и уже начала работать.
- Из кого она состоит?
- В нее вошли работники Управления финансов, которые занимаются учетом, контролем. Ревизоры вошли в группу не случайно, это сделано для того, чтобы у нас не было противоречий с ними во время проведения проверок. Также в группу вошли лекторы и представители организаций, сопровождающих программное обеспечение в учреждениях. Сейчас группа в полную силу работать еще не начала, поэтому практикуем работу по телефону - это очень удобно.
- Консультативная группа создана на постоянной основе?
- Нет. Думаю, она необходима только в переходный период. Ведь со всеми вопросами в Министерство финансов бегать не будешь. Да и собирать методологический совет по всем без разбора вопросам не стоит. К ним надо с чем-нибудь глобальным обращаться. А для того, чтобы помочь разобраться с каким-нибудь не особенно сложным вопросом, как раз и создана консультационная группа.
Кроме того, я думаю, что единых рекомендаций по республике, которые, собственно, призван давать методсовет, и быть не должно. Ведь у нас уже есть какой-то опыт работы, а вдруг рекомендации будут противоречить ему? Для чего ломать всю систему и перестраивать, если она и так хорошо работает?
Например, в Управлении дошкольного образования и воспитания по организации питания сотрудников разработан порядок, издан внутренний приказ - когда сотрудники питаются, когда сдают деньги. А в детской больнице другая схема. И проводки в зависимости от этого меняются. У одних идет работа только через внебюджетные источники, через лицевой счет по предпринимательской деятельности, а у других производится удержание из зарплаты сотрудников. Так что я думаю, во всем должна быть мера. Унификация, безусловно, необходима, но и перегибать в этом вопросе палку тоже не стоит.
При переходе на новую Инструкцию большое значение имела централизация бухгалтерского учета. Мы сохранили существующую сеть, а с этого года заработали еще две централизованные бухгалтерии - при Комитете по физической культуре и спорту и Комитете по делам молодежи.
Что делать, если книжка стоит меньше рубля?
Р.А. Хамидуллина,
главный бухгалтер муниципального учреждения "Центр
дошкольного образования и воспитания" Индустриального района
г. Ижевска Удмуртской Республики
Работа в детских учреждениях всегда хлопотная. Ребятня - народ суетливый, необязательный и склонный к анархии. Случается, что и книжки рвут, и мебель портят. Поэтому олимпийское спокойствие и доброжелательность бухгалтеров таких бюджетных учреждений не может не восхищать.
- Резида Анваровна, скажите, какие специфические вопросы возникли у бухгалтеров в Центре дошкольного образования и воспитания в связи с внедрением Инструкции N 70н?
- Как у всех бюджетных учреждений, у нас такие проблемы, конечно же, были. Появлялись вопросы, ответов на которые у нас, увы, нет. Например, до сих пор не ясно: каким образом учитывать основные средства стоимостью до 1000 рублей после выдачи их в эксплуатацию? Или, что делать с библиотечным фондом стоимостью до одного рубля? Мы ведь учреждение детского дошкольного образования, и таких книжек у нас очень много.
К сожалению, мы не смогли осуществить необходимые организационно-технические мероприятия и перейти к применению Инструкции по бюджетному учету с начала года.
- Переход мы начали осуществлять с 1 апреля 2005 года. Процедура оказалась сложной, возрос объем работы, поскольку пришлось переносить не только остатки по счетам по состоянию на 1 января 2005 года, но еще и обороты по счетам переходного периода. Еще одна сложность, с которой пришлось столкнуться нам, бухгалтерам, это перенос данных со старого Плана счетов (по Инструкции N 107н) на новый, особенно в части остатков нефинансовых активов.
Затрудняло переход разделение расчетов на кредиторскую и дебиторскую задолженность.
- Кто помогает вам получать ответы на возникающие вопросы?
- У нас в Ижевске есть методологический совет, который оказывает консультационную и методологическую поддержку, отвечает на письменные запросы, дает консультации по телефону. Работники Управления финансов администрации Ижевска также оказывают методическую помощь при постановке бухгалтерского учета и отчетности.
- У вас есть централизованная бухгалтерия?
- Да. Наша централизованная бухгалтерия обслуживает 52 дошкольных образовательных учреждения Ижевска, которые являются самостоятельными юридическими лицами. В нашем учреждении автоматизировано каждое рабочее место, но состояние компьютерной техники оставляет желать лучшего. На каждые пять современных компьютеров приходится один устаревшей модели. А ведь согласно новой Инструкции, бухгалтерский учет необходимо вести только автоматизированно. И было бы замечательно, если бы каждый бухгалтер имел современный мощный компьютер и лазерный принтер.
В первую очередь, автоматизация нужна, чтобы избавиться от рутинных ручных расчетов, поручив их компьютеру. Он и считает быстрее, и в расчетах не ошибается, и от обилия документации не утомляется. В централизованной бухгалтерии все операции формируются в базах данных нашего программного комплекса. Регистры бюджетного учета - Журналы операций, Сводная ведомость по счетам, Накопительные ведомости, Главная книга - формируются автоматизированно и печатаются на бумажных носителях согласно показателям регистров бюджетного учета, предусмотренных новой Инструкцией N 70н.
- Обучение вы проходили?
- Конечно. Минфин и Управление финансов нашей республики уделяют большое внимание обучению бухгалтерского персонала. В 2005 году были выделены денежные средства на обучение бухгалтеров по программе "Практические вопросы применения новой Инструкции по бюджетному учету в свете последних изменений. Бюджетная отчетность за 9 месяцев 2005 года", на осуществление перехода на Инструкцию N 70н.
Да и помимо этого мы постоянно повышаем свой профессиональный уровень. В централизованной бухгалтерии организовано проведение экономической и методологической учебы по изучению нормативных документов, новых инструкций по вопросам бюджетного учета. Постоянно проводим производственные совещания с бухгалтерами, материально ответственными лицами и заведующими дошкольных образовательных учреждений.
- С какими еще сложностями вы сталкиваетесь?
- За полугодие мы сдавали пробную отчетность, но без баланса. Меня, как главного бухгалтера централизованной бухгалтерии, волнует учет платных дополнительных образовательных услуг, учет родительской платы, так как у нас в городе нет типового положения об оказании платных дополнительных образовательных услуг в дошкольных образовательных учреждениях.
- Как прошла сдача отчетности за девять месяцев?
- В общем сдали мы ее неплохо, но выявились некоторые недоработки в приказе N 5н. Но я думаю, в поправках, которые примут к этому документу, все они будут учтены.
С.А. Стрельникова,
корреспондент журнала "Бюджетный учет"
"Бюджетный учет", N 12, декабрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджетный учет"
Ежемесячное издание для бухгалтеров бюджетной сферы
Учредитель ООО "Бюджет"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-30617 от 14 декабря 2007 г.
Редакция: 107078, Москва, ул. Басманная Новая, д. 10, стр. 1, подъезд 6, а/я 100