Об аттестации сотрудников профессиональных участников рынка
ценных бумаг
Абсолютное большинство экономических агентов имеют право выпускать ценные бумаги, инвестировать в них средства, продавать их и предоставлять отдельные услуги по поводу выпуска и обращения ценных бумаг. Ценные бумаги - один из сложнейших видов товаров. Их конструирование, управление рисками, связанными с ними, реализация инвестиционных проектов, основанных на инструментах фондового рынка, поддержание его устойчивости и техническое обслуживание большого количества сделок с финансовыми ценностями требует профессионализации деятельности. Поэтому возникают профессиональные участники рынка ценных бумаг, оказывающие посреднические услуги на фондовом рынке, а также услуги по обращению ценных бумаг и учету прав собственности на них, распределению и смягчению финансовых рисков*(1).
Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг - это специализированная деятельность по перераспределению денежных ресурсов на основе ценных бумаг, по организационно-техническому и информационному обслуживанию выпуска и обращения ценных бумаг*(2). В соответствии с российским законодательством осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг могут только юридические лица. Как и любой другой хозяйствующий субъект, профессиональный участник рынка ценных бумаг должен обладать штатом сотрудников, достаточным для решения стоящих перед организацией задач и достижения основных целей ее деятельности. Коммерческие организации вправе самостоятельно определять свою внутреннюю структуру, необходимую численность персонала, уровень квалификации своего персонала, степень соответствия сотрудников занимаемым должностям и т.п. Однако в ситуации с персоналом профессионального участника рынка ценных бумаг этого не всегда бывает достаточно.
Сложность задач, выполняемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг, определяет необходимость наличия в их штате высококвалифицированных сотрудников, обладающих специальными знаниями в области не только рынка ценных бумаг, но и финансового рынка в целом. От квалифицированной работы персонала профессионального участника рынка ценных бумаг во многом зависит, насколько операции, проводимые на рынке ценных бумаг, будут подвержены рискам, соответственно, в какой степени они будут удовлетворять интересам потенциальных клиентов и инвесторов. Любые потрясения на рынке ценных бумаг, вызванные действием субъективных факторов (непрофессионализм персонала, мошенничество сотрудников и т.д.), способны вызвать отток финансовых ресурсов и не способствуют активной деятельности инвесторов. Таким образом, уровень квалификации специалистов профессионального участника рынка ценных бумаг во многом определяет результативность функционирования не только отдельно взятого хозяйствующего субъекта, но и фондового рынка в целом, а через него и всей экономической системы.
Фондовый рынок - это особый сектор экономики, функционирование которого во многом связано, прежде всего, с использованием заемных денежных средств частных инвесторов.
Поэтому государство не только лицензирует профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, но и осуществляет профессиональный отбор физических лиц для работы в качестве сотрудников профессиональных участников рынка ценных бумаг. Для этих целей государством устанавливаются квалификационные требования, которым должны соответствовать определенные категории сотрудников профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также проводится их аттестация.
Основная цель аттестации - проверка уровня теоретических знаний соискателя в отношении предполагаемой сферы деятельности - рынка ценных бумаг. При этом аттестация специалистов профессиональных участников рынка ценных бумаг имеет свои особые задачи, в том числе: обеспечить рынок ценных бумаг квалифицированными специалистами, что облегчит работу всех его участников, в том числе инвесторов и эмитентов; увеличить количество физических лиц, прошедших аттестацию, что должно создать предпосылки для усиления конкуренции между ними и обеспечить возможность выбора персонала для профессиональных участников рынка ценных бумаг; снизить текучесть персонала профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Нормативно-правовая база, регламентирующая аттестацию специалистов
профессиональных участников рынка ценных бумаг
Основу нормативно-правовой базы, регламентирующей аттестацию сотрудников профессиональных участников рынка ценных бумаг, составляет Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон). В соответствии с его нормами вопросы аттестации специалистов рынка ценных бумаг, как и лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, отнесены к ведению федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг - Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР России). Пунктом 14 ст. 42 Закона установлено, что в этой сфере ФСФР России "утверждает квалификационные требования, предъявляемые к руководителям и сотрудникам (работникам) профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также осуществляет их аттестацию (проверку соответствия квалификации руководителей и работников предъявляемым квалификационным требованиям) в форме приема квалификационного экзамена и выдачи квалификационного аттестата, определяет порядок проведения аттестации, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, количество и типы аттестатов, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи". Кроме того, в п. 10 ст. 44 Закона установлено, что ФСФР России вправе "аннулировать квалификационные аттестаты физических лиц в случае неоднократного или грубого нарушения ими законодательства Российской Федерации о ценных бумагах".
Все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг осуществляются на основании лицензий. Лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг осуществляется ФСФР России на основании Порядка лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, утв. приказом ФСФР России от 16 марта 2005 г. N 05-3/пз-н*(3). Одним из лицензионных требований и условий осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг является соответствие работников профессионального участника рынка ценных бумаг квалификационным требованиям ФСФР России (п. 3.1.4). При этом копии документов, подтверждающих соответствие работников квалификационным требованиям, представляются организацией в комплекте документов, направляемых в ФСФР России для получения или продления лицензии (п. 2.1.14).
Квалификационные требования к сотрудникам профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также порядок их аттестации установлены приказом ФСФР России от 20 апреля 2005 г. N 05-17/пз-н, которым утверждено Положение о специалистах финансового рынка (далее - Положение). Также Положением установлен порядок ведения Реестра аттестованных лиц (далее - Реестр), порядок и основания аннулирования квалификационных аттестатов, порядок раскрытия информации, содержащейся в Реестре.
Сотрудники, профессионального участника рынка ценных бумаг,
подлежащие аттестации
Рассматривая нормы Положения, прежде всего необходимо отметить, что аттестации подлежат не все сотрудники профессионального участника рынка ценных бумаг, а лишь те из них, которые признаются ФСФР России специалистами финансового рынка. В соответствии с нормами Положения специалистами финансового рынка являются следующие категории сотрудников профессионального участника рынка ценных бумаг.
1. Руководители высшего и среднего звена, т.е. лица, осуществляющие руководство текущей деятельностью организации:
лицо, которое в соответствии с законом или учредительными документами организации выполняет функции единоличного исполнительного органа (единоличный исполнительный орган организации);
заместитель единоличного исполнительного органа, который в соответствии со своими должностными обязанностями осуществляет руководство сектором, отделом, управлением, департаментом или иным самостоятельным структурным подразделением, исключительной функцией которого является осуществление одного или нескольких видов деятельности на рынке ценных бумаг (структурное подразделение);
руководитель (заместитель руководителя) структурного подразделения организации, в должностные обязанности которого входит непосредственное осуществление деятельности на рынке ценных бумаг, включая структурное подразделение организации, осуществляющее функции внутреннего учета в данной организации.
2. Контролер - работник организации, отвечающий за осуществление внутреннего контроля профессиональным участником рынка ценных бумаг*(4).
3. Специалист - работник структурного подразделения организации, который в соответствии со своими должностными обязанностями выполняет следующие функции:
в организации, осуществляющей брокерскую, дилерскую деятельность или деятельность по управлению ценными бумагами*(5):
осуществление сделок с ценными бумагами: от имени организации и за ее счет; от имени клиентов и за счет клиентов; от имени организации и за счет клиентов на торгах у организатора торговли на рынке ценных бумаг;
осуществление сделок и/или операций с денежными средствами и/или ценными бумагами в интересах учредителя управления;
подписание отчетов клиентам;
в организации, осуществляющей клиринговую деятельность, - документальное подтверждение результатов клиринга;
в организации, осуществляющей деятельность организатора торговли на рынке ценных бумаг (деятельность фондовой биржи), - раскрытие информации по итогам торгов;
в организации, осуществляющей деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг:
проведение операций, связанных с переходом права собственности на ценные бумаги по лицевым счетам зарегистрированных лиц;
подписание документов, подтверждающих право собственности зарегистрированных лиц на ценные бумаги, и документов о проведенных операциях;
в организации, осуществляющей депозитарную деятельность:
проведение операций, связанных с переходом права собственности на ценные бумаги по счетам депо клиентов;
подписание документов, подтверждающих право собственности клиента на ценные бумаги, и документов о проведенных операциях.
Система квалификационных требований к сотрудникам профессиональных
участников рынка ценных бумаг
Для указанных выше категорий сотрудников профессионального участника рынка ценных бумаг Положением установлена система квалификационных требований, которые можно условно разделить на две группы: общие и специфические. Общие требования распространяются на все группы сотрудников профессионального участника рынка ценных бумаг, являющихся специалистами финансового рынка, а специфические - только на их определенные категории. Минимальные квалификационные требования установлены для специалистов профессиональных участников рынка ценных бумаг. Максимальные квалификационные требования установлены для единоличного исполнительного органа и контролера профессионального участника рынка ценных бумаг. Система квалификационных требований к специалистам финансового рынка профессионального участника рынка ценных бумаг представлена в табл. 1.
Таблица 1. Система квалификационных требований к специалистам
финансового рынка профессиональных участников рынка ценных бумаг*(6)
N п/п |
Должность | Квалификационные требования |
1 | Единоличный исполнительный орган организации*(7) |
1. Наличие квалификационного аттестата ФСФР России или ФКЦБ России по специализации, соответствующей виду деятельности на финансовом рынке, осуществляемому организацией, в которой работает данное лицо (в случае, если организация осуществляет несколько видов деятельности на финансовом рынке либо собирается осуществлять и этой организацией направлено соответствующее заявление в ФСФР России, необходимо наличие квалификационного аттестата по специализации в области финансового рынка, соответствующей одному из видов деятельности организации на финансовом рынке). 2. Наличие высшего образования. 3. Отсутствие факта аннулирования квалификационного аттестата, если с даты аннулирования прошло менее трех лет*(8). 4. Наличие опыта работы в должности руководителя отдела или иного структурного подразделения организации, осуществляющей деятельность на финансовом рынке, саморегулируемой организации, объединяющей организации, осуществляющей деятельность на рынке ценных бумаг и коллективных инвестиций, ФКЦБ России, ФСФР России, их территориальных органов, МинфинаРоссии, финансовых органов субъектов РФ, Банка России, в должностные обязанности которого входило принятие (подготовка) решений по вопросам, непосредственно связанным со специализацией в области финансового рынка,- не менее одного года (данное требование вступает в силу с 26 июня 2006 г.). 5. Отсутствие факта работы в организации, осуществлявшей деятельность на финансовом рынке, у которой была аннулирована соответствующая лицензия и в которой указанное лицо являлось лицом, осуществлявшим руководство текущей деятельностью этой организации, или контролером в период совершения нарушения, повлекшего аннулирование лицензии (за исключением случаев аннулирования лицензии на основании заявления самой организации), если с даты аннулирования лицензии прошло менее трех лет*(9) |
2 | Заместитель единоличного исполни- тельного органа, который в соот- ветствии со своими должностными обязанностями осуществляет руко- водство структурным подразделени- ем*(10) |
1. Наличие квалификационного аттестата ФСФР России или ФКЦБ России по специализации, соответствующей виду деятельности на финансовом рынке, осуществляемому организацией, в которой работает данное лицо (в случае, если организация осуществляет несколько видов деятельности на финансовом рынке либо собирается осуществлять и этой организацией направлено соответствующее заявление в ФСФР России, необходимо наличие квалификационного аттестата по специализации в области финансового рынка, соответствующей одному из видов деятельности организации на финансовом рынке). 2. Наличие высшего образования. 3. Отсутствие факта аннулирования квалификационного аттес- тата, если с даты аннулирования прошло менее трех лет. 4. Отсутствие факта работы в организации, осуществлявшей деятельность на финансовом рынке, у которой была аннулирована соответствующая лицензия и в которой указанное лицо являлось лицом, осуществлявшим руководство текущей деятельностью этой организации, или контролером в период совершения нарушения, повлекшего аннулирование лицензии (за исключением случаев аннулирования лицензии на основании заявления самой организации), если с даты аннулирования лицензии прошло менее трех лет |
3 | Руководитель (заместитель руково- дителя) структурного подразделения организации, в должностные обязан- ности которого входит непосред- ственное осуществление деятельнос- ти на рынке ценных бумаг, включая структурное подразделение органи- зации, осуществляющее функции внутреннего учета в данной органи- зации |
1. Наличие квалификационного аттестата ФСФР России или ФКЦБ России по специализации, соответствующей виду деятельности на финансовом рынке, осуществляемому организацией, в которой работает данное лицо (в случае, если организация осуществляет несколько видов деятельности на финансовом рынке либо собирается осуществлять и этой организацией направлено соответствующее заявление в ФСФР России, необходимо наличие квалификационного аттестата по специализации в области финансового рынка, соответствующей одному из видов деятельности организации на финансовом рынке). 2. Наличие высшего образования. 3. Отсутствие факта аннулирования квалификационного аттес- тата, если с даты аннулирования прошло менее трех лет. 4. Отсутствие факта работы в организации, осуществлявшей деятельность на финансовом рынке, у которой была аннулирована соответствующая лицензия и в которой указанное лицо являлось лицом, осуществлявшим руководство текущей деятельностью этой организации, или контролером в период совершения нарушения, повлекшего аннулирование лицензии (за исключением случаев аннулирования лицензии на основании заявления самой организации), если с даты аннулирования лицензии прошло менее трех лет |
4 | Контролер - лицо, отвечающее за осуществление внутреннего контроля профессиональным участником рынка ценных бумаг |
1. Наличие квалификационного аттестата ФСФР России или ФКЦБ России по специализации, соответствующей виду деятельности на финансовом рынке, осуществляемому организацией, которая является основным местом работы сотрудника (в случае, если организация осуществляет несколько видов деятельности на финансовом рынке либо собирается осуществлять и этой организацией направлено соответствующее заявление в ФСФР России, контролер должен иметь квалификационные аттестаты, обеспечивающие соответствие указанных в них специализаций в области финансового рынка всем видам деятельности организации на финансовом рынке). 2. Наличие высшего образования. 3. Отсутствие факта аннулирования квалификационного аттес- тата, если с даты аннулирования прошло менее трех лет. 4. Отсутствие факта работы в организации, осуществлявшей деятельность на финансовом рынке, у которой была аннулирована соответствующая лицензия и в которой указанное лицо являлось лицом, осуществлявшим руководство текущей деятельностью этой организации, или контролером в период совершения нарушения, повлекшего аннулирование лицензии (за исключением случаев аннулирования лицензии на основании заявления самой организации), если с даты аннулирования лицензии прошло менее трех лет |
5 | Специалист | 1. Наличие квалификационного аттестата ФСФР России или ФКЦБ России по специализации, соответствующей виду деятельности на финансовом рынке, осуществляемому организацией, в которой работает данное лицо. 3. Отсутствие факта аннулирования квалификационного аттес- тата, если с даты аннулирования прошло менее трех лет. |
Одним из основополагающих квалификационных требований к сотрудникам профессионального участника рынка ценных бумаг является наличие квалификационного аттестата ФСФР России по специализации, соответствующей виду деятельности на финансовом рынке, осуществляемому организацией, в которой работает данное лицо. Аттестат ФСФР России выдается соискателю по результатам сдачи квалификационных экзаменов.
Квалификационные экзамены ФСФР России
Для получения аттестата соискатели должны сдать два квалификационных экзамена - базовый и специализированный, которые проводятся в соответствии с "Регламентом проведения квалификационных экзаменов" (приложение N 2 к Положению). Квалификационные экзамены проходят в один этап и могут проводиться в письменной или компьютерной форме (в настоящее время предпочтение отдается компьютерной форме).
Базовый квалификационный экзамен представляет собой единый для всех категорий специалистов финансового рынка тест экзаменационных вопросов на общее знание нормативных правовых актов, регулирующих рынок ценных бумаг, и умение производить несложные расчеты с использованием инструментов таких отраслевых научных дисциплин, как математическая экономика, экономическая статистика, экономический и финансовый анализы. Продолжительность экзамена не может превышать 120 минут. Успешная сдача базового квалификационного экзамена является основанием для допуска соискателя к сдаче специализированного квалификационного экзамена.
Специализированный квалификационный экзамен представляет собой тест экзаменационных вопросов на углубленное знание нормативных правовых актов, регулирующих соответствующую специализацию в области финансового рынка. Продолжительность специализированных квалификационных экзаменов первой - четвертой серий не может превышать 60 минут.
Важно отметить, что после сдачи базового квалификационного экзамена, соискатель имеет право сдавать как один вид, так и все виды специализированных квалификационных экзаменов.
Виды квалификационных экзаменов ФСФР России для специалистов финансового рынка профессиональных участников рынка ценных бумаг представлены в табл. 2.
Таблица 2. Виды квалификационных экзаменов ФСФР России для
специалистов финансового рынка профессиональных участников рынка ценных
бумаг
N п/п |
Вид профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг | Тип специализированного квалификационного экзамена ФСФР России |
1 | Брокерская, дилерская, управление ценными бумагами | Экзамен первой серии |
2 | Организация торговли на рынке ценных бумаг (фондовая биржа), клирин- говая |
Экзамен второй серии |
3 | Ведение реестра владельцев ценных бумаг | Экзамен третьей серии |
4 | Депозитарная | Экзамен четвертой серии |
Экзаменационные вопросы формируются в виде теста способом случайной выборки из базы данных экзаменационных вопросов для квалификационных экзаменов, ведение которой осуществляется в порядке, утверждаемом приказом ФСФР России. Вопросы для квалификационных экзаменов формируются в соответствии с перечнями тем экзаменационных вопросов, стандартом тестов экзаменационных вопросов и перечнем нормативных правовых актов, знание которых обязательно для квалифицированного выполнения функций специалистов финансового рынка (квалификационные минимумы). Квалификационные минимумы утверждаются приказами ФСФР России*(11). Если в квалификационный экзамен включены экзаменационные вопросы на знание теоретических основ финансового рынка и прикладных отраслевых научных дисциплин, квалификационный минимум должен включать в себя перечень рекомендуемой литературы для подготовки к сдаче квалификационного экзамена.
Порядок обеспечения организационно-технических условий аттестации
Обеспечение организационно-технических условий приема квалификационных экзаменов, пересмотра результатов квалификационных экзаменов (далее - апелляция), прием документов для проверки лиц на соответствие квалификационным требованиям осуществляется региональными отделениями ФСФР России (далее - РО ФСФР России). Организационно-технические условия приема квалификационных экзаменов утверждаются приказом ФСФР России. Техническое обеспечение приема квалификационных экзаменов осуществляется экзаменационными центрами. Требования к экзаменационным центрам, а также перечень экзаменационных центров определяются приказами ФСФР России. Для организации подготовительных работ и приема квалификационных экзаменов ФСФР России по предложениям РО ФСФР России утверждает состав экзаменационных комиссий. Порядок работы экзаменационных комиссий утверждается приказом ФСФР России*(12).
К сдаче квалификационного экзамена допускаются соискатели, направившие в одно из РО ФСФР России следующие документы:
анкету-заявление соискателя квалификационного аттестата (форма установлена в приложении N 3 к Положению);
выписку из протокола экзаменационной комиссии о сдаче базового квалификационного экзамена в случае, если при сдаче соискателем базового квалификационного экзамена указанное РО ФСФР России не обеспечивало организационно-технических условий приема этого экзамена, либо копию квалификационного аттестата - при наличии у соискателя квалификационного аттестата для допуска к сдаче специализированного квалификационного экзамена;
копию документа государственного образца о высшем профессиональном образовании, а для соискателей, получивших образование за рубежом, - документ иностранного государства о высшем образовании и свидетельство об эквивалентности документа иностранного государства об образовании диплому о высшем профессиональном образовании РФ, выданное федеральным органом исполнительной власти в области образования (документ о высшем образовании), - при наличии у соискателя высшего образования.
Основаниями для отказа в допуске к квалификационным экзаменам являются:
наличие в представленной соискателем анкете-заявлении недостоверной информации;
непредставление соискателем документов, перечисленных выше;
несдача соискателем базового квалификационного экзамена либо отсутствие документов, предусмотренных для допуска к сдаче специализированного квалификационного экзамена (квалификационного аттестата ФСФР России или ФКЦБ России);
аннулирование квалификационного аттестата соискателя, если с даты такого аннулирования прошло менее трех лет;
работа соискателя в организации, которая осуществляла деятельность на финансовом рынке и у которой была аннулирована соответствующая лицензия, в качестве лица, осуществлявшего руководство текущей деятельностью такой организации, или контролера в период совершения нарушения, повлекшего аннулирование лицензии (за исключением случаев аннулирования лицензии на основании заявления указанной организации), если с даты такого аннулирования прошло менее трех лет.
Порядок утверждения результатов квалификационных экзаменов,
апелляции, присвоения квалификации, выдачи аттестата, выдачи дубликата
аттестата, переоформления и аннулирования аттестата
Сдавшим квалификационный экзамен считается соискатель, набравший при сдаче квалификационного экзамена от 80 до 100 баллов. Результаты квалификационного экзамена утверждаются протоколом экзаменационной комиссии и предоставляются соискателям для ознакомления не позднее 10 рабочих дней с даты проведения квалификационного экзамена.
Соискателю, не имеющему квалификационного аттестата, но успешно сдавшему базовый квалификационный экзамен, обеспечение организационно-технических условий приема которого осуществляло РО ФСФР России, и намеревающемуся для сдачи специализированного квалификационного экзамена подать документы в другое РО ФСФР России, на основании письменного заявления в течение 10 рабочих дней с даты проведения базового квалификационного экзамена РО ФСФР России, осуществлявшим обеспечение организационно-технических условий приема базового экзамена, предоставляется выписка из протокола экзаменационной комиссии о результатах сдачи базового квалификационного экзамена.
Соискатель, не сдавший квалификационный экзамен, имеет право на апелляцию. Заявление соискателя на апелляцию направляется в любое РО ФСФР России и рассматривается ФСФР России. РО ФСФР России в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты поступления заявления, уведомляет соискателя о принятом в отношении него решении ФСФР России.
Успешная сдача специализированного квалификационного экзамена, в том числе по результатам рассмотрения апелляции, является основанием для присвоения соискателю квалификации "специалист финансового рынка". ФСФР России в срок, не превышающий 20 рабочих дней с даты успешной сдачи соискателем (апелляции) специализированного квалификационного экзамена, принимает решение о присвоении соискателю квалификации и выдаче ему квалификационного аттестата. ФСФР России в срок, не превышающий 20 рабочих дней с даты принятия решения о присвоении соискателю квалификации и выдачи ему квалификационного аттестата, оформляет квалификационный аттестат (форма установлена в приложении N 4 к Положению) и направляет его в РО ФСФР России, обеспечивавшее организационно-технические условия проведения квалификационного экзамена, для выдачи аттестованному лицу.
В случае утери или повреждения квалификационного аттестата аттестованного лица по его заявлению (форма установлена в приложении N 5 к Положению), направленному в любое РО ФСФР России, ФСФР России в срок, не превышающий 20 рабочих дней с даты поступления в ФСФР России указанного заявления, принимает решение о выдаче аттестованному лицу дубликата квалификационного аттестата. ФСФР России в срок, не превышающий 20 рабочих дней с даты принятия решения о выдаче аттестованному лицу дубликата квалификационного аттестата, оформляет и направляет дубликат квалификационного аттестата в региональное отделение ФСФР России для выдачи аттестованному лицу.
В случае перемены фамилии, имени, отчества аттестованного лица по его заявлению (форма установлена в приложении N 6 к Положению), направленному в любое РО ФСФР России, ФСФР России в срок, не превышающий 20 рабочих дней с даты поступления в ФСФР России указанного заявления, принимает решение о внесении изменений в квалификационный аттестат аттестованного лица. К заявлению должны быть приложены ранее выданный квалификационный аттестат и копия документа, подтверждающего такую перемену данных владельца. ФСФР России в срок, не превышающий 20 рабочих дней с даты принятия решения о внесении изменений в квалификационный аттестат аттестованного лица, вносит соответствующие изменения в квалификационный аттестат путем его переоформления и направляет его в РО ФСФР России для выдачи аттестованному лицу.
Аттестованное лицо при получении квалификационного аттестата должно предъявить документ, подтверждающий личность, представить платежное поручение с отметкой банка о его исполнении (при уплате государственной пошлины в безналичной форме) либо квитанцию установленной формы, выданную плательщику банком (при уплате государственной пошлины в наличной форме), которым (которой) подтверждается факт уплаты указанным лицом государственной пошлины, взимаемой в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах за выдачу аттестата (дубликата аттестата; внесение изменений в аттестат), и расписаться в ведомости за полученный им квалификационный аттестат (дубликат квалификационного аттестата). Обязательным условием выдачи квалификационного аттестата (дубликата квалификационного аттестата) представителю аттестованного лица является наличие доверенности, оформленной в установленном порядке.
Размер государственной пошлины, уплачиваемой соискателем квалификационного аттестата ФСФР России, а в определенных случаях и его владельцем, за действия ФСФР России при проведении аттестации, установлен в ст. 333.33 части второй Налогового кодекса РФ:
за выдачу аттестата - 400 рублей;
за внесение изменений в аттестат, связанных с переменой фамилии, имени, отчества, - 100 рублей;
за выдачу дубликата аттестата - 400 рублей.
Порядок заполнения расчетных (платежных) документов по уплате государственной пошлины за совершение юридически значимых действий ФСФР России, в том числе при проведении аттестации, установлен в письме ФСФР России от 19 января 2005 г. N 05-ОВ-03-3/461*(13).
Аттестат ФСФР России является бессрочным документом. Однако ФСФР России вправе принять решение об аннулировании квалификационного аттестата аттестованного лица в случае неоднократного или грубого нарушения владельцем аттестата законодательства РФ о ценных бумагах. При наличии таких оснований организация, осуществляющая деятельность на финансовом рынке, или РО ФСФР России могут направить в ФСФР России ходатайство об аннулировании квалификационного аттестата аттестованного лица. В случае аннулирования квалификационного аттестата ФСФР России в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты принятия указанного решения, уведомляет об этом лицо, у которого был аннулирован квалификационный аттестат.
Реестр аттестованных лиц
Для учета и контроля выданных квалификационных аттестатов (дубликатов аттестатов) ФСФР России ведет Реестр. Реестр содержит следующие данные о каждом аттестованном лице:
фамилия, имя, отчество;
паспортные данные (данные документа, удостоверяющего личность): название, серия, номер и дата выдачи, наименование органа, выдавшего документ;
данные по месту регистрации (месту пребывания);
контактные телефоны;
данные о высшем образовании (при наличии);
дата и номер приказа ФСФР России о присвоении соискателю квалификации и выдаче ему квалификационного аттестата либо приказа ФСФР России (распоряжения ФКЦБ России) об утверждении решения Аттестационной комиссии о присвоении соискателю квалификации и выдаче ему квалификационного аттестата;
наименование специализации в области финансового рынка;
серия и номер бланка квалификационного аттестата;
дата и номер приказа ФСФР России об аннулировании квалификационного аттестата аттестованного лица либо приказа ФСФР России (распоряжения ФКЦБ России) об утверждении решения Аттестационной комиссии об аннулировании квалификационного аттестата аттестованного лица (для лиц, в отношении которых было принято решение об аннулировании квалификационного аттестата);
дата и номер приказа ФСФР России (распоряжения ФКЦБ России) об утверждении решения Аттестационной комиссии об исключении аттестованного лица из Реестра (для лиц, в отношении которых было принято решение об исключении из Реестра);
дата и номер приказа ФСФР России о включении в Реестр лица, ранее исключенного из Реестра, либо приказа ФСФР России (распоряжения ФКЦБ России) об утверждении решения Аттестационной комиссии о включении в Реестр лица, ранее исключенного из Реестра (для лиц, ранее исключенных из Реестра, в отношении которых было принято решение о включении в Реестр);
данные об организации, осуществляющей деятельность на финансовом рынке и являющейся местом работы аттестованного лица: наименование; почтовый адрес; данные о соответствующей лицензии (для руководителей высшего и среднего звена, а также контролеров);
должность, которую аттестованное лицо занимает в организации, осуществляющей деятельность на финансовом рынке (для руководителей высшего и среднего звена, а также контролеров).
Данные об аттестованных лицах и выданных квалификационных аттестатах (дубликатах квалификационных аттестатах) вносятся в Реестр ФСФР России в момент выдачи квалификационного аттестата (дубликата квалификационного аттестата). В случае изменения фамилии, имени, отчества, паспортных данных, данных регистрации (данных пребывания) и данных Реестра, (для руководителей высшего и среднего звена и контролеров), а также получения первого высшего профессионального образования аттестованное лицо в срок, не превышающий одного месяца с даты возникновения этих изменений (событий), обязано направить в любое из РО ФСФР России заявление (форма установлена в приложении N 8 к Положению) с приложением копии квалификационного аттестата и документов, подтверждающих указанные изменения (копия паспорта, копия свидетельства о браке, копия трудовой книжки, копия диплома о высшем профессиональном образовании). РО ФСФР России в срок, не превышающий 20 рабочих дней с даты получения указанного заявления, осуществляет внесение представленных изменений в Реестр либо направляет в адрес аттестованного лица мотивированный отказ во внесении указанных изменений в случае выявления неполной или недостоверной информации либо непредставления указанных документов.
Раскрытие информации, содержащейся в Реестре аттестованных лиц
Для обеспечения доступа заинтересованных лиц к информации о лицах, соответствующих квалификационным требованиям, установленным Положением, на официальной странице ФСФР России в сети Интернет раскрываются следующие сведения об аттестованных лицах:
фамилия, имя, отчество;
дата и номер приказа ФСФР России о присвоении соискателю квалификации и выдаче ему квалификационного аттестата либо приказа ФСФР России (распоряжения ФКЦБ России) об утверждении решения Аттестационной комиссии о присвоении соискателю квалификации и выдаче ему квалификационного аттестата;
наименование специализации в области финансового рынка;
серия и номер бланка квалификационного аттестата;
дата и номер приказа ФСФР России об аннулировании квалификационного аттестата аттестованного лица либо приказа ФСФР России (распоряжения ФКЦБ России) об утверждении решения Аттестационной комиссии об аннулировании квалификационного аттестата аттестованного лица (для лиц, в отношении которых было принято решение об аннулировании квалификационного аттестата);
дата и номер приказа ФСФР России (распоряжения ФКЦБ России) об утверждении решения Аттестационной комиссии об исключении аттестованного лица из Реестра (для лиц, в отношении которых было принято решение об исключении из Реестра);
дата и номер приказа ФСФР России о включении в Реестр лица, ранее исключенного из Реестра, либо приказа ФСФР России (распоряжения ФКЦБ России) об утверждении решения Аттестационной комиссии о включении в Реестр лица, ранее исключенного из Реестра (для лиц, ранее исключенных из Реестра, в отношении которых было принято решение о включении в Реестр).
Для получения выписки из Реестра о составе раскрываемой информации об аттестованном лице (форма установлена в приложении N 9 к Положению) заинтересованное лицо вправе обратиться с письменным заявлением в любой территориальный орган за выдачей указанной выписки. Обязательным условием получения выписки является представление им в РО ФСФР России платежного поручения с отметкой банка о его исполнении (при уплате государственной пошлины, взимаемой в безналичной форме) либо квитанции установленной формы, выдаваемой плательщику банком (при уплате государственной пошлины в наличной форме), которым (которой) подтверждается факт уплаты указанным лицом государственной пошлины, взимаемой в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах за истребование документов.
* * *
В заключение необходимо отметить, что в настоящее время в России сложилась вполне определенная система профессионального отбора специалистов для работы в организациях, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг. Ее особенностью является то, что в отличие от других секторов экономики, помимо непосредственно самого работодателя, уровень квалификации сотрудников профессиональных участников рынка ценных бумаг путем аттестации оценивает и государство в лице ФСФР России. Поэтому аттестация персонала профессиональных участников рынка ценных бумаг является одним из важнейших элементов системы государственного регулирования российского рынка ценных бумаг.
Д.А. Вавулин,
начальник отдела по организации взаимодействия с
субъектами Российской Федерации Регионального
отделения Федеральной службы по финансовым рынкам
в Юго-Западном регионе (РО ФСФР России в ЮЗР),
кандидат экономических наук, доцент кафедры
"Государственное управление и финансы" Института бизнеса
и права ОрелГТУ, специалист по корпоративному управлению
"Право и экономика", N 1, январь 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Миркин Я.М. Ценные бумаги и фондовый рынок. М.: Перспектива, 1995. С. 347.
*(2) См.: Там же.
*(3) Российская газета. N 92. 04.05.2005; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. N 22. 30.05.2005.
*(4) В соответствии с п. 3.1.5 Порядка лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг профессиональный участник рынка ценных бумаг должен иметь в своем штате не менее 1 контролера, для которого работа у лицензиата является основным местом работы.
*(5) В соответствии с п. 3.2.1 того же Порядка профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий брокерскую, дилерскую деятельность и деятельность по управлению ценным бумагами, обязан иметь: не менее 1 работника, в обязанности которого входит ведение внутреннего учета операций с ценными бумагами; не менее 1 работника по каждому из указанных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
*(6) Квалификационные требования к специалистам финансового рынка, являющимся работниками кредитных организаций, вступают в силу с 25 июня 2006 г.
*(7) Квалификационные требования к единоличному исполнительному органу профессионального участника рынка ценных бумаг не распространяются на кредитные организации.
*(8) Таким образом, лицо, квалификационный аттестат которого был аннулирован, не может занимать должность единоличного исполнительного органа в профессиональном участнике рынка ценных бумаг в течение 3 лет с даты аннулирования. Решение об аннулировании аттестата принимает ФСФР России. Аттестат аннулируется с даты принятия соответствующего решения, о чем уведомляется его владелец. Информация об аннулировании вносится в Реестр аттестованных лиц.
*(9) Таким образом, лицо, занимавшее должность единоличного исполнительного органа или контролера в профессиональном участнике рынка ценных бумаг в период, когда у данной организации была аннулирована лицензия (за исключением случаев аннулирования лицензии на основании заявления самой организации), не может в течение 3 лет занимать аналогичную должность в других организациях, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг. Аннулирование лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг осуществляется по решению ФСФР России. Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг аннулируется с даты принятия соответствующего решения ФСФР России. Информация об аннулировании вносится в реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий. Уведомление о решении ФСФР России об аннулировании лицензии направляется лицензиату в течение 3 рабочих дней с даты его принятия с указанием оснований аннулирования лицензии. Аннулирование лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг не приводит к аннулированию квалификационных аттестатов его сотрудников, в том числе единоличного исполнительного органа и контролера. По истечении трех лет лица, занимавшие в организации эти должности, вправе вновь претендовать на них в профессиональном участнике рынка ценных бумаг.
*(10) Квалификационные требования к заместителю единоличного исполнительного органа, который в соответствии со своими должностными обязанностями осуществляет руководство структурным подразделением, не распространяются на кредитные организации.
*(11) В настоящее время квалификационные минимумы ФСФР России не утверждены. Поэтому действуют квалификационные минимумы, утвержденные распоряжениями ФКЦБ России, в том числе: распоряжением от 10 марта 2004 г. N 04-692/р "Об утверждении квалификационного минимума по базовому квалификационному экзамену для специалистов рынка ценных бумаг"; распоряжением от 3 марта 2004 г. N 04-638/р "Об утверждении квалификационного минимума по специализированному квалификационному экзамену для специалистов рынка ценных бумаг по брокерской, дилерской деятельности и деятельности по управлению ценными бумагами"; распоряжением от 10 марта 2004 г. N 04-691/р "Об утверждении квалификационного минимума по специализированному квалификационному экзамену для специалистов рынка ценных бумаг по организации торговли (деятельность фондовой биржи) и клиринговой деятельности"; распоряжением от 10 марта 2004 г. N 04-695/р "Об утверждении квалификационного минимума по специализированному квалификационному экзамену для специалистов рынка ценных бумаг по ведению реестров владельцев именных ценных бумаг"; распоряжением от 10 марта 2004 г. N 04-696/р "Об утверждении квалификационного минимума по специализированному квалификационному экзамену для специалистов рынка ценных бумаг по депозитарной деятельности".
*(12) Работа экзаменационных комиссий и их персональный состав установлены приказом ФСФР России от 22 сентября 2005 г. N 05-163/пз "Об экзаменационных комиссиях ФСФР России".
*(13) Вестник ФСФР России. N 1. 31.01.2005; Налогообложение. 2005. N 2.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Об аттестации сотрудников профессиональных участников рынка ценных бумаг
Автор
Д.А. Вавулин - начальник отдела по организации взаимодействия с субектами Российской Федерации Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Западном регионе (РО ФСФР России в ЮЗР), кандидат экономических наук, доцент кафедры "Государственное управление и финансы" Института бизнеса и права ОрелГТУ, специалист по корпоративному управлению
Родился 5 декабря 1972 г. в г. Орле. В 1995 г. окончил экономический факультет ОрелГТУ.
Автор ряда научных статей.
"Право и экономика", 2006, N 1