Влияние тарифов страховых взносов на уровень пенсионного обеспечения
Тариф страховых взносов работодателей от фонда заработной платы в Пенсионный фонд оказывает большое влияние на стабильность уровня пенсионного обеспечения. В связи с рыночными преобразованиями и введением распределительно-накопительной системы вопросы реформирования централизованно-распределительной системы пенсионного обеспечения нуждаются в отдельном рассмотрении. В статье внимание уделено изменениям, носящим принципиальный характер.
Прежде всего речь идет о законодательном "превращении" в 2001 г. социальных страховых взносов от фонда заработной платы на пенсионное, медицинское и социальное страхование в так называемый единый социальный налог. Федеральным законом от 20 июля 2004 г. N 70 "О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации" этот налог снижен с 35,6% до 26% и должен применяться с 1 января 2005 г. До 1 января 2005 г. единый социальный налог от фонда заработной платы рассчитывался тарифам, по следующим нормативам согласно Федеральному закону от 2000 г., действующему с 1 января 2001 г. (табл. 1).
Таблица 1
Тарифы пенсионных взносов от фонда заработной платы, действовавшие
до 1 января 2005 г.
Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года |
Пенсионный фонд Российской Федерации |
Фонд социального страхования Российской Федерации |
Фонды обязательного медицинского страхования |
Итого | |
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования |
Территориаль- ные фонды обязательного медицинского страхования |
||||
До 100000 руб. |
28,0% | 4,0% | 0,2% | 3,4% | 35,6% |
От 100001 руб. до 300000 руб. |
28000 руб. + 15,8% с суммы, превышающей 100000 руб. |
4000 руб. + 2,2% с суммы, превышающей 100000 руб. |
200 руб. + 0,1% с суммы, превышающей 100000 руб. |
3400 руб. + 1,9% с суммы, превышающей |
35600 руб. + 20,0% с суммы, превышаю- щей 100000 руб. |
От 300001 руб. до 600000 руб. |
59600 руб. + 7,9% с суммы, превышающей 300000 руб. |
8400 руб. + 1,1% с суммы, превышающей 300000 руб. |
400 руб. + 0,1% с суммы, превышающей 300000 руб. |
7200 руб. + 0,9% с суммы, превышающей 300000 руб. |
75600 руб. + 10,0% с суммы, превышаю- щей 300000 руб. |
Свыше 600000 руб. |
83300 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600000 руб. |
11700 руб. | 700 руб. | 9900 руб. | 105600 руб. + 2,0% с суммы, превышаю- щей 600000 руб. |
В связи с этим важно отметить, что по Закону о едином социальном налоге, кроме подоходного налога (12%) из начисленной заработной платы высчитывается еще 1% на социальные нужды, которым этот Закон "компенсирует" отмену 1,5% страховых взносов на формирование фонда занятости, предназначенных Законом РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 10 января 2003 г. N 8-ФЗ) для социальной защиты безработных- на пособия по безработице. Таким образом, вся система социального страхования указанным Законом N 70 была превращена в систему государственного налогообложения, интегрированную в общий поток сложной структуры налогообложения.
Новый российский парламент принял новый Федеральный закон от 20 июля 2004 г. N 70 о сокращении единого социального налога с 35,6% до 26,0% с соответствующим сокращением тарифов страховых взносов от фонда заработной платы в Пенсионный, Медицинский фонды и Фонд социального страхования (см. табл. 2).
Таблица 2
Тарифы страховых взносов от фонда заработной платы,
действующие с 1 января 2005 г.
Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года |
Пенсионный фонд Российской Федерации |
Фонд социального страхования Российской Федерации |
Фонды обязательного медицинского страхования |
Итого | |
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования |
Территориаль- ные фонды обязательного медицинского страхования |
||||
До 280000 руб. |
20,0% | 3,2% | 0,8% | 2,0% | 26,0% |
От 280001 руб. до 600000 руб. |
56000 руб. + 7,9% с суммы, превыша- ющей 280000 руб. |
8960 руб. + 1,1% с суммы, превыша- ющей 280000 руб. |
2240 руб. + 0,5% с суммы, превышающей 280000 руб. |
5600 руб. + 0,5% с суммы, превышающей 280000 руб. |
72800 руб. + 10% с суммы, превышаю- щей 280000 руб. |
Свыше 600000 руб. |
81280 руб. + 2,0% с суммы, превыша- ющей 600000 руб. |
12480 руб. | 3840 руб. | 7200 руб. | 104800 руб. + 2,0% с суммы, превышаю- щей 600000 руб. |
Сокращению, как это видно из табл. 1, 2, подверглись тарифы страховых взносов: в Пенсионный фонд - с 28 до 20%, в Фонд социального страхования - с 4 до 3,2%, в фонды обязательного медицинского страхования - для федерального фонда тариф увеличился с 0,2 до 0,8%, а для территориальных фондов - сократился с 3,4 до 2,0%.
Сокращение тарифов страховых взносов, в том числе в Пенсионный фонд, существенно уменьшает (на 8,0%) поступления пенсионных отчислений, и, соответственно, значительно сокращает с 1 января 2005 г. размеры средств, направляемых на жизнеобеспечение пенсионеров.
Новый 20-процентный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд применяется с 1 января 2005 г., согласно Федеральному закону от 20 июля 2004 г., по которому налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года определена до 280 000 руб. Уменьшение тарифа с 28 до 20% авторы Закона пытаются компенсировать увеличением налоговой базы (со 100 000 до 280 000 руб.), учитывая рост среднемесячной зарплаты в стране. Проведя аналогичный предыдущему расчет, получим, что теперь с суммы 700 000 руб. в Пенсионный фонд будет отчислено 83 280 руб., а не 85 300 руб., как по старому тарифу.
Недостаточно ясным также остается вопрос о сэкономленных работодателем 9,6% от размеров фонда заработной платы, поскольку страховые взносы уменьшились с 35,6 до 26,0%. По логике вещей, эти 9,6% должны переместиться в начисляемую для выдачи на руки работника часть заработной платы. Но согласно Федеральному закону от 20 июля 2004 г. N 70 9,6% фонда заработной платы фактически исчезло из этого фонда, увеличив прибыль работодателя. Поэтому указанный Закон сокращает не только поступления взносов в Пенсионный фонд, т.е. в бюджет, но и заработную плату почти на 10%, поскольку в Законе отсутствует пункт о соответствующем увеличении начисляемой работнику заработной платы.
Федеральный закон от 20 июля 2004 г. развивает смешанную распределительно-накопительную систему пенсионного обеспечения, соответственно, делит работников на две группы:
лица 1966 г. рождения и старше, страховые взносы которых направляются на финансирование страховой и базовой частей пенсии;
лица 1967 г. рождения и моложе, страховые взносы которых идут на финансирование трех частей их будущих пенсий: базовую, страховую и накопительную. Базовая и страховая части поступают в бюджет, а накопительная до наступления пенсионного возраста накапливается на персональных счетах специально открываемых для каждого работника 1967 г. рождения и моложе (см. табл. 3).
Таблица 3
База для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года |
Для лиц 1966 г. рождения и старше на финансирова- ние страховой части трудовой пенсии |
Для лиц 1967 г. рождения и моложе | |
На финансирование страхо- вой части трудовой пенсии |
На финансирование нако- пительной части трудовой пенсии |
||
До 280000 руб. | 14,0% | 8,0% | 6,0% |
От 280001 руб. до 600000 руб. |
39200 руб. + 5,5% с суммы, превышающей 280000 руб. |
22400 руб. + 3,1% с суммы, превышающей 280000 руб. |
16800 руб. + 2,4% с суммы, превышающей 280000 руб. |
В этой таблице отсутствует 6% страховых взносов в бюджет для финансирования так называемой социальной (базовой) пенсии для всех лиц пенсионного возраста, независимо от их трудового стажа и участия в страховых взносах. После отделения этих 6% от 20% страховых взносов остается 14% взносов. Такая дифференциация тарифов ставит вопрос о том, с какого возраста работник должен накапливать часть своих взносов на своем лицевом счете. Лица старшего возраста, которым до достижения пенсионного возраста остается 15-20 лет, уже не могут рассчитывать на накопление взносов, достаточных для повышения гарантий своего жизнеобеспечения при выходе на пенсию. Поэтому страховые взносы лиц старше 1967 г. рождения по Закону не делятся на страховую и накопительную части. Это деление применяется для лиц моложе 1967 г. рождения, т.е. накапливать взносы на своих лицевых счетах надо смолоду.
А.А. Новиков,
доцент Московского института экономики менеджмента и права
РЭА им. Г.В. Плеханова, кандидат экономических наук,
специалист в области актуальных проблем
социально-экономического развития России
и эволюции пенсионной системы России
"Право и экономика", N 1, январь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Влияние тарифов страховых взносов на уровень пенсионного обеспечения
Автор
А.А. Новиков - доцент Московского института экономики менеджмента и права РЭА им. Г.В. Плеханова, кандидат экономических наук, специалист в области актуальных проблем социально-экономического развития России и эволюции пенсионной системы России
Родился 11 января 1964 г. в г. Москве. В 1986 г. окончил экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова; в 1989 г. - аспирантутру экономического факультета. Преподавательский стаж - 15 лет: Московский областной университет, Московский институт связи, Московский институт экономики менеджмента и права, РЭА им. Г.В. Плеханова.
Автор монографии "Пенсионный вопрос в России" (М., 2005) и ряда научных статей.
"Право и экономика", 2006, N 1