Уровень капитала: достаточный - и необходимый
В декабре прошлого года Госдума одобрила в третьем чтении уточненную редакцию Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и поправку в статью 4 Федерального закона "О несостоятельности кредитных организаций", предусматривающую повышение нормы достаточности собственного капитала банков.
Согласно документу, в случае если норма достаточности собственных средств банка опускается ниже 2% или держится в течение трех месяцев на уровне ниже 8%, Банк России вправе отозвать у него лицензию. Кроме того, законопроект предусматривает основания для принятия мер по предотвращению банкротства банка, в случае если достаточность его собственного капитала падает ниже 10%. Более того, регулятор может теперь принимать определенные меры по предупреждению банкротства кредитной организации даже тогда, когда уровень достаточности капитала миновал планку в 12%.
Напомним, что в настоящее время норматив достаточности капитала, установленный Банком России, составляет 10% для банков с капиталом более 5 млн. евро и 11% - для кредитных организаций, чей капитал ниже этой суммы.
И хотя изменения вступят в силу лишь через год - с 1 января 2007-го, банкам уже сегодня приходится задумываться о том, как работать в новой, более жесткой ситуации. Высказаться на эту тему "БДМ" попросил топ-менеджеров нескольких российских банков.
Александр Малышев, директор департамента планирования и анализа деятельности банка "Глобэкс"
Повышение уровня достаточности капитала, заложенное в законе, должно привести к сокращению количества банков, и в первую очередь - банков, имеющих проблемы с нормативом достаточности. Данную инициативу Банка России расцениваю как положительную, но не слишком значительную для банковского сообщества, поскольку банков, балансирующих на грани 10% достаточности капитала, не очень много. Все эти меры, наряду с принятием Госдумой в первом чтении поправок к законам "О банках и банковской деятельности" и "О Центральном банке РФ" о повышении с 1-го января 2007 года минимального размера собственного капитала банков до 5 млн. евро, направлены на укрупнение банковской системы и увеличение ее капитализации. Причем законопроект об изменении минимального размера собственных средств затрагивает значительно большую часть банков, нежели законопроект о повышении уровня достаточности. Единственное послабление для банков - наличие в тексте законопроекта так называемой "дедушкиной оговорки" о неприменении мер воздействия к банкам с капиталом менее 5 млн. евро, если их показатели достаточности капитала после 1-го января 2007 года не ухудшаются.
Михаил Зингаревич, начальник Управления отчетности Международного Промышленного Банка
Стремительное развитие рынка потребительского кредитования в последние годы с высокой вероятностью повлечет за собой на определенном этапе значительный объем невозврата этих кредитов, что может создать серьезные проблемы для тех банков, которые в погоне за текущей прибылью недостаточно просчитывают будущие риски.
Если исходить из того, что назначение собственного капитала - сглаживать последствия неожиданных потерь (то есть уровень достаточности собственного капитала следует соотносить с размерами активов, имеющими наивысший уровень риска), совершенно очевидно, что в этих условиях увеличение норматива достаточности собственных средств должно привести к усилению защищенности российской банковской системы в целом.
С другой стороны, вносимые поправки фактически сводят на нет закрепленные в законодательстве возможности Банка России по применению к кредитной организации более гибких мер воздействия в случае возникновения у нее временных затруднений и приведут к механическому сокращению количества банков, в первую очередь в регионах. При этом совершенно не факт, что качество и капитализация банковской системы в абсолютном выражении повысятся - вполне возможно, что владельцы небольших банков предпочтут забрать свои деньги и вовсе уйти в другие области бизнеса.
Семен Дерко, начальник финансового управления Первого Чешско-Российского Банка
В настоящее время норматив достаточности капитала большинства банков выше 10%, поэтому в краткосрочной перспективе не следует ожидать резкого сокращения числа кредитных организаций. Однако многие банки находятся на пределе своих возможностей. Ввиду того, что источники увеличения собственного капитала банками ограничены, нововведения в законодательстве могут привести к сокращению темпов развития кредитования и дальнейшему ослаблению позиций российских банков в борьбе за крупных корпоративных клиентов. С наибольшими трудностями столкнутся региональные банки с недостаточно высоким уровнем капитализации. В перспективе вероятно дальнейшее развитие процесса консолидации банковской системы.
Дмитрий Ларькин, директор финансового департамента Промсвязьбанка
На мой взгляд, принятые поправки скорректируют недоработки, существовавшие в законе, благодаря чему Банк России получит расширенные полномочия в плане надзора за неблагонадежными банками. Введение в действие данных изменений не должно серьезно повлиять на состояние банковской системы, поскольку норматив Н1 соблюдается всеми банками очень аккуратно. Принятие одного из первых вариантов законопроекта, предполагавшего санкции за снижение уровня Н1 ниже 11%, могло бы вызвать большой резонанс среди банковского сообщества, поскольку даже многие крупные банки на текущий момент имеют Н1 в диапазоне от 10 до 11%. К счастью, закон был принят в приемлемой для банков редакции.
Норматив Н1, наряду с нормативом Н6, является для банков ключевым требованием, предъявляемым Банком России. До появления поправок к закону серьезные санкции, такие, как конкурсное управление и отзыв лицензии, могли применяться надзорными органами только в самых крайних случаях, когда показатель был ниже установленного значения в несколько раз. В случае снижения показателя лишь на несколько процентов Банк России ограничивался наказанием в виде штрафов и дополнительных проверок. Таким образом, введение поправок к Закону "О банках и банковской деятельности" можно воспринимать как расширение прав ЦБ на применение санкций всех видов к тем банкам, которые не имеют достаточного уровня капитализации.
Андрей Сорокин, председатель Совета директоров ОАО КБ "Городской клиентский банк"
Концентрация банковского капитала - процесс неизбежный. Во всем мире наблюдается тенденция к укрупнению банков, и Россию она не минует. Только процесс этот должен быть постепенным и предельно взвешенным.
Россияне, кажется, снова поверили в российскую банковскую систему. По данным Банка России, за 9 месяцев 2005 года объем частных депозитов в российских банках вырос на 24,4%. И очень важно не допускать резких изменений, способных привести к негативным последствиям. Даже в условиях развитых экономик подобные проблемы решаются в течение нескольких лет и поэтапно.
По моему мнению, на первом плане должно стоять требование не столько к размеру капитала, сколько к соблюдению его достаточности, то есть - насколько капитал банка соответствует его обязательствам. Именно по этому критерию должно определяться присутствие банка на рынке, тогда на нем останутся вместе с крупными и небольшие, но финансово устойчивые банки. Повышение уровня достаточности капитала банков содействует стабилизации банковской системы, так как ограничивает работу банков с высокорисковыми активами и заставляет вкладывать средства в надежные активы. Правда, есть и оборотная сторона: работа с более надежными активами снизит доходность банковской деятельности. Но проблем с капитализацией банковской системы эта мера не решает.
Большинству российских банков ужесточение нормы ничем не грозит.
На конец 2004 года, по данным Банка России, среднее значение норматива достаточности собственного капитала по всей банковской системе в РФ составило 17,3%, а по 30 крупнейшим банкам - 16,4%.
Для примера, к концу прошлого года норматив достаточности нашего банка составлял 38,2%, на 1 декабря 2005го - 39,7% (а по международным стандартам, без учета субординированного кредита - 43,8%).
Повышение уровня достаточности капитала отразится на доступности кредитов, особенно для малого и среднего бизнеса, и сегодняшняя динамика роста кредитования вряд ли сохранится. Некоторые банки с низкой достаточностью норматива, опасаясь его снижения, будут сдерживать выдачу кредитов, поскольку при расчете Н1 размер банковских активов корректируется на величину риска, прежде всего - по кредитам.
Вслед за сокращением объемов кредитования снизятся рентабельность их деятельности и объем прибыли для реинвестирования в капитал банка.
Несколько хуже обстоят дела у банков по уровню достаточности капитала, рассчитанного по МСФО. Многие банки имеют капитал ниже уставного, а некоторые - даже меньше 2%. По словам Татьяны Владимировны Парамоновой, "Из девятисот банков примерно 600 имеют капитал ниже, чем если брать по российским стандартам финансовой отчетности, и часть этих банков входит в систему страхования вкладов".
Константин Богомазов, первый заместитель председателя правления Инвестсбербанка
Принятие данного закона приведет к тому, что банки и их акционеры будут более внимательно относиться к обеспечению себя капиталом при расширении бизнеса. Проще говоря - более активно его капитализировать. Те же банки, которые не смогут привлечь дополнительные средства в капитал, будут вынуждены искать возможности объединения или присоединения к более крупным. Считаю, что это должно положительно сказаться на устойчивости российской банковской системы в целом.
Д. Назаркин
"Банковское дело в Москве", N 1, январь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Банковское дело в Москве"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Регистрационное свидетельство N 013197
Издается с 1995 г.
Учредитель: издательство "Русский салон периодики"
Адрес редакции: 109382, Москва, Люблинская ул., 127/1.
e-mail: info@bdm.ru
Телефон и факс: (495) 351-4981, 351-8862, 351-5150
Оформить подписку на журнал можно в редакции или через каталоги
Роспечати - индекс 79521
Моспочтамта - индекс 42625