О страхах напрасных и обоснованных
Как обычно, с приходом Нового года активизируются ожидания всевозможных кризисов, или по крайней мере оценивается возможность оных - такова уж сложившаяся традиция за последние 1015 лет. Банковский сектор России за это время пережил несколько крупных кризисов: и валютный образца 1994 года, и кризис ликвидности 1995-го, и долговой 1998-го и даже кризис доверия 2004-го.
Как правило, ожидания и прогнозы не оправдываются. Напротив, аналитики привыкли оправдываться фактором неожиданности. Действительно, последний кризис, возникший, что называется, на пустом месте, подтверждает, что даже в условиях относительной стабильности можно ожидать чего угодно.
Опыт прошлых лет показывает, что кризисная ситуация возникает на тех рынках, где активность участников настолько велика, что в средствах массовой информации ее характеризуют не иначе как "ажиотаж" или даже "бум". В 1995 году был "бум межбанковских кредитов", в 1998-м - "бум ГКО". Особняком стоит 2004 год, но этот кризис вообще выглядит весьма странным звеном в истории молодой банковской системы России (столь же странным, сколь и поучительным). Сейчас все чаще говорят о "буме потребительских кредитов" и соответственно все чаще прогнозируют кредитный кризис. Причем именно потребительско-кредитный, ссылаясь на опыт Кореи 2004 года и непростые (и даже кризисные) ситуации, сложившиеся в последние годы в Турции, Германии, Великобритании и даже США.
Действительно, если обратиться к статистике, качество кредитной деятельности российских банков в последнее время снижается. Однако снижение, во-первых, соответствует допустимому уровню, а во-вторых, кажется вполне обоснованным. За год удвоилась просроченная задолженность по частным кредитам, но за этот же период сами кредиты физическим лицам выросли тоже почти вдвое. Да, у отдельных банков, специализирующихся на потребительском кредитовании, действительно наблюдается ухудшение некоторых показателей, но даже для них ситуация не выглядит критической. Например, согласно данным отчетности у одного из лидеров рынка - банка Хоум кредит, за первое полугодие 2005 года доля просроченных кредитов выросла до 23,9%, объем же выданных ссуд практически не изменился. Эксперты утверждают, будто такая ситуация сложилась потому, что банк, почувствовав ухудшение ситуации, стал более осторожным и направил часть свободных ресурсов на другие рынки. Как только ситуация стабилизируется, рост кредитования здесь возобновится, но на ином качественном уровне.
Вообще следует отметить, что ухудшение качества кредитного портфеля банков сегодня вполне закономерно: еще пару-тройку лет назад банки были здесь достаточно пассивны и поэтому делали меньше ошибок. Это касается не только потребительского кредитования, но и кредитования в целом. Сейчас же, когда первоклассные заемщики имеют возможность получать дешевые финансовые ресурсы за рубежом, а рынков для размещения капиталов у российских банков не так уж много, им приходится пересматривать свою кредитную политику в сторону других заемщиков - менее надежных.
Например, в 2004 году Сбербанк сообщил, что доля нефтегазовой и химической отраслей в его кредитном портфеле упала за год в три раза: с 18,37 до 5,66%. Надо полагать, примерно такие же тенденции наблюдались в других банках. За этот же период доля частных кредитов в портфелях российских банков возросла с 9,8% на конец 2003 года до 13,8% на конец 2005-го. Конечно, можно говорить о росте кредитного риска, учитывая, что платежеспособность нефтегазового сектора выше платежеспособности, допустим, машиностроения и уж тем более, физического лица, не имеющего балансовой отчетности и менее информативно открытого. И тем не менее, повышение риска с фактически нулевого уровня до какой-то большей, но все же допустимой величины вряд ли можно считать поводом к рассуждениям о кризисе.
Прежде всего этот рынок пока еще очень далек от насыщения. Ведь большая часть потребительских кредитов (около 80%) до сих пор выдается в Москве. Даже с учетом более высоких доходов столичных жителей такая разница выглядит явным перекосом, который со временем будет неизбежно выпрямляться. В отдельных регионах объем потребительских кредитов близок к нулю, следовательно, потенциал для роста остается очень высоким.
На самом деле настоящего "бума" еще нет - он впереди. Доля потребительского кредитования в ВВП у нас до сих пор ниже не только уровня развитых стран, но даже стран бывшего социалистического лагеря, поэтому примеры Южной Кореи, Германии или Великобритании здесь не очень уместны. Ведь там рынок настолько конкурентен, что кредит на личные нужды или покупку недвижимости может получить практически любой человек, даже если у него плохая кредитная история или судимость (цена вопроса лишь в величине процентной ставки). Вряд ли такое возможно в ближайшее десятилетие для России, где сама культура жизни в кредит на бытовом уровне малоразвита.
Кроме того, наметившийся рост просроченной задолженности также пока далек от критического уровня. Официальные данные говорят о 2%. Но даже если в отдельных банках эта цифра близка к 5%, бить тревогу вряд ли стоит. Начнем с того, что доля потребительских кредитов в портфелях подавляющего большинства банков сравнительно невелика. Общая статистика по банковской системе в большей мере отражает состояние Сбербанка. Если же приводить зарубежные примеры, то в Корее в период кризиса просрочка по всей системе достигла 10%.
Не следует также забывать, что отечественная система потребительского кредитования в целом пока находится в стадии самонастройки. Сейчас уже создаются специализированные агентства, отслеживающие кредитную историю клиентов, фирмы-посредники, отвечающие за налаживание контактов между потребителями и банками. В некоторых банках отрабатываются оригинальные механизмы контроля и проверки платежеспособности клиентов. Кто-то берет на вооружение существующие механизмы, которые, пройдя обкатку в столичных условиях, затем будут внедряться в регионах. В результате можно ожидать, что доля просроченной задолженности, когда процесс активно пойдет в провинцию, стабилизируется или даже начнет снижаться.
Кроме того, ставка по потребительским кредитам все еще выше, чем по кредитам для юридических лиц, тогда как доля просрочки примерно такая же, а поэтому повышенный риск оправдывается большей рентабельностью. Ставка будет, конечно, снижаться, а вслед за ней - и рентабельность. Но это вполне закономерный процесс.
С этой точки зрения, ситуация в потребительском кредитовании схожа с ситуацией в сотовой связи. Здесь о насыщении рынка говорится уже давно, тем не менее, клиентская база прирастает на 57% ежемесячно, и достигается это в основном за счет регионов (в Москве уровень проникновения уже давно превысил 100%). Естественно, рентабельность сотовых компаний постепенно снижается, но она все равно много выше, нежели в целом по экономике, и выше, чем у телекоммуникационных компаний, работающих на других секторах рынка.
Риски, связанные с потребительским кредитованием, для банков носят скорее опосредованный характер, ибо могут оказать влияние на общеэкономическое состояние страны, а через него бумерангом отразятся на состоянии банковской системы. Ведь не секрет, что потребительское кредитование стимулирует в первую очередь зарубежного производителя товаров. Уже сейчас в российской промышленности начинают ощутимо проявляться негативные последствия, которые несет с собой развитие "жизни в кредит". Например, производство легковых автомобилей увеличивается только на сборочных предприятиях, то же самое происходит с целым рядом других потребительских товаров. В то же время остается спорным вопрос: стоит ли всеми правдами и неправдами и дальше поддерживать на плаву отечественное автомобилестроение или, скажем, производство пылесосов в том виде, как оно существовало со времен СССР? Может быть, проще ограничиться сборкой по лицензии? Ведь при условии сохранения количества рабочих мест социальной напряженности не возникнет, а патриотические амбиции можно было бы сконцентрировать в других секторах промышленности, где они более оправданы (допустим, в ракетостроении). Впрочем, данный вопрос выходит за рамки обсуждаемой темы...
Динамика потребительских кредитов и просроченной
задолженности по ним, млн. руб.
"Динамика потребительских кредитов и просроченной задолженности по ним, млн. руб."
Еще одна возможная мина замедленного действия, которая может быть заложена наблюдаемым кредитным бумом - увеличение долговой нагрузки российской экономики. Ведь многие банки развивают этот вид деятельности за счет тех средств, которые берут в долг у иностранных коллег. Например, недавно Банк Русский Стандарт объявил, что в нынешнем году занял на международных рынках $2 млрд. и столько же собирается занять в будущем. Напомним, что это - один из немногих банков, которые специализируются на кредитах населению. Если взять еще десяток аналогичных банков, общий долг уже составит около $20 млрд. за год, то есть немногим меньше того, что Россия должна Парижскому клубу. Таким образом, пока государство активно расходует стабилизационный фонд, чтобы погасить свои внешние долги, корпоративный сектор в целом и банки в частности, этот долг активно наращивают - в том числе и для развития системы потребительского кредитования.
В связи с этим нетрудно предположить, что будет, если вдруг нефть в одночасье обрушится до $810 за баррель. Аналогичная ситуация в 1998 году привела ко многим банкротствам и кризису всей системы.
Впрочем, не очень корректно сейчас рассматривать возможные кризисы рынка кредитования и банковской системы через призму нефтяных цен. Спекуляции на тему их обрушения - довольно банальная тема, которая к тому же для России имеет всеобъемлющий характер.
Рейтинг-лист АК&M
Действующие кредитные рейтинги
Рейтинговое Агентство АК&M предприятия |
|
|||
Наименование | Рейтинг | Прогноз | Дата |
ОАО "Аэрофлот" | А+ | Стабильный | Октябрь 2005 года |
ЗАО "Куйбышева-Зот"* | А+ | Стабильный | Ноябрь 2005 года |
ЗАО "Новые черемушки" | А | Позитивный | Август 2004 года |
ЗАО МОФ "Парижская коммуна" | А | Стабильный | Май 2004 года |
ОАО "Искитимцемент" | А | Стабильный | Декабрь 2004 года |
ОАО "Дорогобуж" | А | Позитивный | Ноябрь 2005 года |
ОАО "АвтоВаз"* | А | Стабильный | Сентябрь 2004 года |
ЗАО "Интеко" | B++ | Стабильный | Июль 2005 года |
Консорциум "Эксперт РА - АК&M" Регионы |
|
|||
г. Москва | А++ | Позитивный | Февраль 2004 года |
Ростовская область | А+ | Позитивный | Октябрь 2005 года |
Пермская область | А+ | Срок действия рейтинга истек |
|
Калужская область | А+ | Стабильный | Март 2005 года |
Республика Коми | А+ | Стабильный | Октябрь 2005 года |
Красноярский край | А | Позитивный | Апрель 2005 года |
Ярославская область | А | Стабильный | Июль 2005 года |
* Рейтинг присвоен Консорциумом АК&M-РАСО | |
"Банковское дело в Москве", N 1, январь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Банковское дело в Москве"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Регистрационное свидетельство N 013197
Издается с 1995 г.
Учредитель: издательство "Русский салон периодики"
Адрес редакции: 109382, Москва, Люблинская ул., 127/1.
e-mail: info@bdm.ru
Телефон и факс: (495) 351-4981, 351-8862, 351-5150
Оформить подписку на журнал можно в редакции или через каталоги
Роспечати - индекс 79521
Моспочтамта - индекс 42625