"Прогноз" для участников ССВ. Автоматизация расчета показателей финансовой устойчивости банка
К банкам-участникам системы страхования вкладов как финансовым институтам, осуществляющим привлечение депозитов населения, предъявляются жесткие требования по обеспечению экономической стабильности и финансовой устойчивости. Эти требования приведены в основных положениях указания N 1379-У, включающего методику определения показателей финансовой устойчивости банка. Несоответствие значений показателей банка определенным границам является основанием для исключения банка из системы страхования в случаях, установленных законом.
Для того чтобы сохранить за собой право осуществлять операции с вкладами граждан, банк обязан соблюдать требования Банка России к финансовой устойчивости. Территориальные учреждения и центральный аппарат Банка России ежемесячно рассчитывают показатели финансовой устойчивости банков-участников системы страхования, и в случае постоянного (на протяжении четырех месяцев) нарушения установленных требований банк признается несоответствующим требованиям к участию в ССВ.
В этих условиях актуальным становится мониторинг соответствия критериям допуска в ССВ внутри самого банка, предупреждающего тем самым вмешательство регулятора в деятельность кредитной организации. Подобный мониторинг может быть организован несколькими способами.
Ручной расчет показателей финансовой устойчивости средствами стандартного пакета приложений MS OFFICE (например, Excel).
Автоматизация расчета силами ИТ-подразделений банка
Приобретение готового программного продукта расчета показателей у стороннего разработчика программного обеспечения.
У каждого из перечисленных вариантов есть и преимущества, и недостатки. Однако в числе общих проблем, связанных с расчетом, можно отметить следующие:
определенная степень сложности алгоритмов расчета, требующая от специалиста по расчету достаточных знаний в области финансового учета и статистики;
частые модификации алгоритмов расчета, связанные как с изменениями в составе обязательной отчетности, так и с выходом новых вариантов формул, публикуемых Банком России, что требует поддержки версионности алгоритмов;
обширность исходных данных, необходимых для расчета показателей - для расчета показателей на одну отчетную дату требуются ежемесячные данные по одиннадцати формам отчетности, по некоторым формам данные необходимы за период свыше одного года.
В связи с этим можно проанализировать и основные достоинства и недостатки упомянутых подходов к расчету показателей.
Самостоятельная автоматизация расчета связана со значительными трудозатратами и отвлечением сотрудников от основного рабочего процесса. К тому же существует риск, что квалификации специалистов окажется недостаточно для полноценной реализации алгоритмов расчета, или реализованные таким образом алгоритмы будут ошибочны и дадут неверные результаты.
Другой недостаток такого решения заключается в том, что в условиях высокой текучести кадров уход специалиста, ответственного за расчеты, может привести к потере значительного объема знаний. Тем не менее, в качестве основного преимущества можно отметить невысокие материальные затраты на внедрение и сопровождение таких решений.
Приобретение готового продукта при прочих равных условиях оказывается эффективнее и позволяет получить более точный результат за счет решения перечисленных выше проблем. Первоначальная стоимость такого варианта может быть выше, но в конечном итоге полная цена владения, включающая затраты на сопровождение, оказывается существенно ниже.
Анализ от "Прогноза"
Для того чтобы обеспечить специалистов коммерческих банков эффективным инструментом мониторинга финансовой устойчивости в рамках системы страхования вкладов, компания "Прогноз" разработала Систему анализа показателей финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов ("Прогноз.ССВ").
В основе системы - программное обеспечение, разработанное для центрального аппарата и территориальных учреждений Банка России, что обеспечивает идентичность алгоритмов и результатов расчета.
Технологический процесс работы пользователя с системой сводится к простой последовательности действий.
Выбор даты расчета и проверка наличия исходных данных для расчета. По результатам проверки формируется таблица, позволяющая отследить наличие необходимых отчетных форм и в случае их отсутствия вызвать диалог загрузки (см. рисунок).
Окно интерфейса Системы
Загрузка недостающих данных из файлов соответствующих форматов или ручная корректировка. Источниками данных выступают формы обязательной отчетности, предоставляемые банками в территориальные учреждения Банка России в формате файлов, генерируемых программными комплексами KLIKO, ПТК ПСД. Выбранные файлы автоматически проверяются на соответствие шаблонам загрузки, после чего данные загружаются в систему и формируется протокол загрузки. Загрузка форм отчетности на одну отчетную дату занимает 510 минут. Существует возможность ручного ввода и корректировки данных для проведения вариантных расчетов.
Ввод показателей оценки качества управления. Ввод анкетных данных, необходимых для оценки показателей прозрачности структуры собственности банка, организации системы управления рисками и службы внутреннего контроля.
Расчет показателей финансовой устойчивости на заданную дату производится в соответствии с алгоритмами, применяемыми Банком России. По результатам расчета формируется полный протокол расчета с указанием возможных возникших затруднений. Расчет на одну отчетную дату занимает 1520 минут.
Просмотр отчетных форм по результатам расчета показателей. Отчеты содержат результаты аналитической обработки исходной информации и предоставляют пользователю данные о соответствии критериям допуска банка в систему страхования вкладов. Отчет по результатам расчета показателей финансовой устойчивости предоставляет возможность расшифровать итог, чтобы проследить, на основе каких исходных составляющих рассчитывался тот или иной показатель. Механизм формирования отчетных форм поддерживает экспорт в файлы форматов Word, Excel, Pdf, Html и непосредственно вывод на печать.
Многомерное хранилище данных системы функционирует на основе MSSQL 2000 Server Desktop Engine, который поставляется в составе "Прогноз. ССВ". Поставка включает в себя полный комплект пользовательской документации. Установка и настройка системы производится специалистом ИТ-подразделения самостоятельно в короткие сроки.
На основе полученной в результате расчета информации специалисты банка могут сделать однозначный вывод о соответствии отчетности банка критериям допуска в ССВ. Использование системы "Прогноз. ССВ" в конечном итоге позволяет существенно снизить трудозатраты работников и ускорить процесс получения информации, необходимой для принятия качественных управленческих решений.
"Окно интерфейса Системы"
С. Лазуков,
ведущий специалист направления решений для
банковских структур компании "Прогноз"
"Банковское дело в Москве", N 1, январь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Банковское дело в Москве"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Регистрационное свидетельство N 013197
Издается с 1995 г.
Учредитель: издательство "Русский салон периодики"
Адрес редакции: 109382, Москва, Люблинская ул., 127/1.
e-mail: info@bdm.ru
Телефон и факс: (495) 351-4981, 351-8862, 351-5150
Оформить подписку на журнал можно в редакции или через каталоги
Роспечати - индекс 79521
Моспочтамта - индекс 42625