"Жить красиво уже сейчас"
(интервью с А. Ломакиным, генеральным
директором компании AG Marine)
Говорят, весь мир живет в долг. И Россия не исключение. На стремительно растущий рынок потребительского кредитования банки регулярно предлагают все новые и новые продукты. Об особенностях кредитования под покупку яхт мы попросили рассказать Генерального директора компании AG Marine Андрея Ломакина.
БДМ Бытует мнение, что если человек покупает яхту, то у него денег достаточно и в кредитах он не нуждается.
Ну это, прямо скажем, обывательское заблуждение. Любой человек понимает, что в кредит можно купить нечто большее, чем то, на что сейчас хватает денег. Осуществить мечту. Удовлетворить амбиции. Ведь яхта - это не просто плавсредство, это тот уровень достатка и комфорта, на который человек сам себя оценивает. Это символ, знак по которому человека оценивают партнеры.
БДМ Но яхты ведь разные: есть те, что покупают, чтобы "перед друзьями похвалиться", а есть такие, что покупают "для себя любимого".
Да, конечно, разница есть. Яхты можно разделить на две группы: длинной до 15 метров и свыше 15 метров. Отдельно стоят супер-яхты длиной свыше 35 метров. На тех, что меньше 15 метров, хорошо путешествовать небольшой тесной компанией или с девушкой. Обычно на них две каюты, низкий потолок, душ, в котором приходится стоять пригнув голову. В общем, это, конечно тоже роскошь, но для молодых. Когда появляются дети, солидные друзья, которым хотелось бы предложить отдельную каюту, когда хочется не стоять утром в очереди в душ, меньше времени проводить у штурвала - а значит нужна команда, которая тоже должна где-то жить - люди задумываются о яхте побольше. Это как с машиной или квартирой. Сначала покупаешь маленький скромный Golf, чтобы просто иметь возможность свободно передвигаться по городу. Потом понимаешь, что не хватает либо скорости, либо комфорта, либо вместимости... Начинаешь опять заходить в салоны присматривать автомобиль классом выше. В конце концов мы работаем для того, чтобы жить лучше с большим комфортом.
А вообще, определенный элемент "статусности" обязательно присутствует. Как с машинами. Ну не может топ-менеджер банка ездить на том же Golf'e. То есть для себя, когда никто не видит... Но существуют автомобили представительского класса, на которых принято ездить успешным людям. А начиная с определенного уровня автомобиль обязательно должен быть с водителем.
У нас есть один клиент, который покупает уже третью яхту. Продает старую и покупает новую - больше. Объясняет он это тем, что растет бизнес, размер контрактов, а следовательно и статус деловых партнеров, с которыми он ведет переговоры на своей яхте. Соответственно и уровень яхты должен расти. Он вообще рассматривает вложения в яхту как инвестиции в бизнес!
БДМ Хорошо, давайте тогда подробнее остановимся на особенностях, которые отличают яхты, как товар, покупаемый в кредит, от, скажем, автомобилей, квартир и т.д.
Хороший вопрос. Интересно, что по российскому законодательству яхты считаются объектом недвижимости. Впрочем, по цене они вполне сопоставимы. Только яхты, обеспечивая уровень комфорта достойный загородного дома, еще могут передвигаться.
Второй признак, по которому яхты похожи на недвижимость - их очень трудно, почти невозможно украсть. По крайней мере, за то время, что мы работаем на рынке, такого не случалось. Скажем, чтобы уйти из Москвы, нужно пройти десяток шлюзов. Прохождение каждого шлюза фиксируется. Плюс к этому все яхты снабжены спутниковой навигацией, а многие и спутниковой системой слежения. Да и незаметно продать их сложнее, чем алмаз - в кармане не спрячешь.
Так что, с точки зрения залоговых свойств яхты имеют много плюсов. Яхта - это товар класса люкс, поэтому качество исполнения и используемые материалы гарантируют, что, при хорошем обращении, она долго не потеряет товарных качеств. А так как управлять яхтой обычно нанимают профессиональную команду, обращаются с ней хорошо и бережно. Сами владельцы к яхтам порой относятся более трепетно, чем к собственным домам. Дом он каменный, крепкий - что ему будет. А яхта - хрупкая красавица. Соответственно на вторичном рынке обычно представлены экземпляры "в хорошей форме" и в цене они теряют относительно немного.
БДМ Кстати, раз уж зашел разговор, расскажите о вторичном рынке. В России яхты продаются относительно недавно, успел ли сложится рынок подержанных яхт? Есть ли на них спрос?
Как я уже говорил, отношение к яхтам очень похоже на отношение к автомобилям. Многие наши покупатели становятся нашими постоянными клиентами. Купив лодку они возвращаются через год, два, три, чтобы, так сказать, "обновить". Продать яхту, конечно сложнее, чем машину - она много дороже - но легче, чем квартиру - яхта продается вместе со всей обстановкой, нет хлопот с переездом. Но в отличие от автомобилей, яхты не сильно падают в цене. Конечно многое зависит от дилера. Здесь зачастую работает простое правило: дешево купил, дешево продал. Так что со вторичным рынком проблем нет.
БДМ И как же покупают яхту в кредит?
Здесь нет стандартных программ. Кредитование под покупку яхт относится скорее не к услугам ритейла, а к private banking. То есть, это определенная любезность банка по отношению к своему уважаемому клиенту. Сегодня ведь важно не только получить клиента, сколько удержать его. И вот здесь серьезным аргументом может выступить хорошие условия кредита под покупку яхты. Суммы кредитов весьма значительны и выдаются они не на два месяца. Все это время можно гарантировать лояльность клиента к банку.
БДМ Видимо, так оно и есть.
Я провел ни один час в Интернете, но не нашел упоминания о кредите под покупку яхт ни на одном сайте банка. В новостях, правда, несколько раз упоминалось, что "программы автокредитования могут быть использованы для покупки яхт и гидроциклов". Но верхний порог кредита ограничен обычно 40-60 тыс. долларов. Я уж не говорю про откровенно невыгодные проценты. Так что по стандартным программам в российских банках занять денег на яхту не удастся. Может лучше брать деньги в западных банках, да и покупать там же.
Вообще-то мы работаем с одним крупным западным банком. Но в целом западные банки не горят желанием давать деньги в кредит русским на западе. Особенно под покупку яхты там. Хорошая яхта, купленная в Лондоне, через 20 минут способна покинуть территориальные воды Великобритании. Так что деньги лучше занимать в России. Тем более что по "индивидуальным программам" банки стараются предложить конкурентоспособные гибкие ставки, по мировой традиции рассчитываемые исходя из ставки LIBOR.
А покупать действительно лучше там. И, по крайней мере, пока не будут снижены таможенные пошлины на ввоз яхт, плавать здесь на условиях временного ввоза. Такая практика способна вылиться серьезной экономией средств. Другое дело, что обращаться придется все равно в российскую компанию - неспециалист в любом случае сам на заводе ничего купить не сможет.
БДМ И какая, на ваш взгляд, перспектива у такого экзотического вида кредитования?
Перспектива, я думаю, очень хорошая. Вообще сегодня мы считаем обычными и чуть ли не обязательными вещи, которые когда-то были роскошью: автомобиль, компьютер, мобильный телефон. Тоже будет и с яхтами. Где плавать у нас есть. Инфраструктура постепенно развивается. Так что лет через пять кредитование под покупку яхт станет таким же обыденным, как автокредитование.
Беседу вел
Н. Коваленко
"Банковское дело в Москве", N 12, декабрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Банковское дело в Москве"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Регистрационное свидетельство N 013197
Издается с 1995 г.
Учредитель: издательство "Русский салон периодики"
Адрес редакции: 109382, Москва, Люблинская ул., 127/1.
e-mail: info@bdm.ru
Телефон и факс: (495) 351-4981, 351-8862, 351-5150
Оформить подписку на журнал можно в редакции или через каталоги
Роспечати - индекс 79521
Моспочтамта - индекс 42625