Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 18 февраля 2004 г. N КА-А41/746-04
(извлечение)
Решением от 22.10.2003 г., оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.12.2003 г. Арбитражного суда Московской области отказано в удовлетворении заявления Межрайонной инспекции Министерства РФ по налогам и сборам N 7 по Московской области о взыскании недоимки по единому социальному налогу в размере 20423 руб. 49 коп. с предпринимателя без образования юридического лица К.
Применив ст. 9 Закона РФ "О государственной поддержке субъектов малого предпринимательства в РФ" от 14.06.1995 г. N 88-ФЗ, ст. 1 Закона РФ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" от 29.12.1995 г. N 222-ФЗ, судебные инстанции указали, что изменения законодательства привели к ухудшению положения налогоплательщика, в связи с чем предприниматель подлежит налогообложению в том же порядке, который действовал на момент государственной регистрации предпринимателя.
В кассационной жалобе Межрайонной инспекции Министерства РФ по налогам и сборам N 7 по Московской области просит судебные акты отменить в связи с их необоснованностью.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, рассмотрев дело в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов.
Судебными инстанциями установлено, что на основании решения Инспекции от 02.07.2003 г. N 221 предпринимателю без образования юридического лица К. доначислен единый социальный налог в сумме 20413 руб. 49 коп., для взыскания которой, на основании ст. 31 НК РФ, налоговый орган обратился в арбитражный суд.
Из материалов дела следует, что предприниматель К. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 25.12.2000 г. Исчисление налоговой базы за 2002 год предпринимателем производилось исходя из стоимости патента.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 31.12.2001 г. N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс РФ и в некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах" в ст. 237 НК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, налоговая база определяется как произведение валовой выручки и коэффициента 0,1. Данная норма вступает в силу с 01.01.2003 г.
Таким образом, в соответствии с указанными изменениями исчисление налоговой базы по единому социальному налогу должно производиться исходя из валовой выручки, а не из дохода, определяемого стоимостью патента.
В соответствии со ст. 9 Закона РФ "О государственной поддержке субъектов малого предпринимательства в РФ" в случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Судебными инстанциями на основе анализа представленного налогоплательщиком расчета установлено, что при изменении порядка налогообложения налоговая база увеличится, что свидетельствует об ухудшении положения предпринимателя, осуществляющего деятельность на условиях упрощенной системы налогообложения.
В связи с этим судебными инстанциями обоснованно отказано в удовлетворении заявления Инспекции о взыскании с предпринимателя К. доначисленного единого социального налога в сумме 20423 руб. 49 коп.
Подлежит отклонению довод кассационной жалобы со ссылкой на Определение Конституционного Суда РФ от 07.02.2002 г. N 37-О о том, что само по себе расширение законом состава плательщиков того или иного налога - при условии, что требования о его уплате не распространяются на период, предшествовавший новому налоговому регулированию, - не может рассматриваться как придание закону, ухудшающему положение налогоплательщиков, обратной силы.
В рассматриваемом случае в связи с введением в действие Закона РФ от 31.12.2001 г. N 198-ФЗ не расширяется состав плательщиков, а увеличивается налоговая база, в связи с чем создаются менее благоприятные условия для предпринимателя по сравнению с ранее действовавшими условиями.
Довод кассационной жалобы об отсутствии увеличения налогового бремени со ссылкой на Определение Конституционного Суда РФ от 10.11.2002 г. N 321-О не состоятелен.
По настоящему делу судебные инстанции исследовали доказательства, представленные предпринимателем К., свидетельствующие об ухудшении его положения.
С учетом изложенного судебной инстанцией правильно применены нормы материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам. Нарушений норм процессуального права не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 284, 286, 287, 289 АПК РФ, суд постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 22 октября 2003 года и постановление Арбитражного суда Московской области от 24 декабря 2003 года по делу N А41-14396/03 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции МНС РФ по Московской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 18 февраля 2004 г. N КА-А41/746-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании