Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам и природопользованию от 15 февраля 2007 г.
на проект федерального закона N 378053-4 "О внесении изменений в статью 56 Федерального закона "О животном мире" (в части введения запрета на оборот конфискованной продукции, полученной из объектов животного мира, изъятых из природной среды с нарушением законодательства), внесенный Правительством Российской Федерации
Комитет рассмотрел проект федерального закона N 378053-4 "О внесении изменений в статью 56 Федерального закона "О животном мире" (в части введения запрета на оборот конфискованной продукции, полученной из объектов животного мира, изъятых из природной среды с нарушением законодательства), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
В соответствии с вносимыми изменениями предусматривается не только реализация, но и уничтожение объектов животного мира, изъятых из природной среды с нарушением законодательства Российской Федерации об охране и использовании объектов животного мира, а также продукции, полученной из них, согласно перечню и в порядке, установленным Правительством Российской Федерации.
Необходимо отметить особую актуальность рассматриваемого проекта федерального закона, поскольку в настоящее время предпринимаемые усилия по борьбе с браконьерством силовыми методами на стадии промысла не приносят желаемых результатов.
Наиболее эффективными методами борьбы с браконьерством, как показала международная практика, являются экономические методы, в том числе и регулирование оборота добытых объектов животного мира и продукции из них.
Особенно этот вопрос актуален в отношении особо ценных видов водных биоресурсов, а именно осетровых видов рыб.
В соответствии со статьей 8.35 "Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматриваются санкции за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными договорами, а равно действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений, либо добывание, сбор, содержание, приобретение, продажа либо пересылка указанных животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка в виде штрафов и конфискации как орудий лова, так и самих объектов животного мира и продукции из них.
Статьей 8.39. "Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях" указанного Кодекса предусмотрена конфискация продукции незаконного природопользования.
Указанные статьи Кодекса Российской Федерации Об административных правонарушениях не предусматривают "безвозмездное изъятие" незаконно добытых объектов животного мира, поэтому в случаях невозможности возвращения объектов животного мира в среду их обитания речь может идти только о конфискации, которая осуществляется в судебном порядке.
Конвенцией о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения предусмотрено принятие государствами-участниками решений о публичном уничтожении дериватов и продукции из диких видов животных, внесенных в приложение 1 СИТЕС.
В целом поддерживая концепцию предлагаемого законопроекта Комитет отмечает, что предлагаемые в нем нормы не могут быть реализованы, так как они иначе регулируются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с предлагаемым текстом законопроекта допускается конфискация всех видов объектов животного мира, в то время как статьи 8.37 и 8.36 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривают конфискацию незаконно добытых объектов животного мира и водных биоресурсов. Конфискация допускается только в отношении объектов животного мира, указанных в статьях 8.35 и 8.39.
В тоже время, следует отметить, что реально такая конфискация осуществляется, например при задержании браконьерского судна. Следовательно, вопрос конфискации незаконно добытых объектов животного мира и водных биоресурсов требует дополнительного законодательного регулирования путем внесении изменений в соответствующие статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с тем, что законопроект предусматривает издание Правительством Российской Федерации подзаконных нормативных правовых актов законопроект не может быть введен в действие с момента его опубликования. Необходимо предусмотреть срок, в течение которого Правительство Российской Федерации должно подготовить и издать необходимые акты. Целесообразно предусмотреть введение закона в действие через 30 дней после его официального опубликования.
На законопроект из субъектов Российской Федерации поступило 34 отзыва, один субъект Российской Федерации поддерживает законопроект.
Учитывая актуальность предлагаемого законопроекта, Комитет по природным ресурсам и природопользованию поддерживает принятие в первом чтении проекта федерального закона N 378053-4 "О внесении изменений в статью 56 Федерального закона "О животном мире" при условии учета во втором чтении высказанных замечаний, которые конкретизируют объект правового регулирования и устранят несоответствие его норм действующему законодательству.
Председатель Комитета |
Н.В. Комарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.