Публикуемая Директива является законодательным актом, который впервые в истории Европейского сообщества (ЕС) зафиксировал общие правовые основы функционирования рынка услуг как составной части единого экономического пространства ("внутреннего рынка") ЕС.
Нормы Директивы призваны облегчить и конкретизировать порядок деятельности лиц, занимающихся самостоятельной экономической деятельностью ("поставщиков" услуг), с тем, чтобы на территории всех государств-членов Европейского Союза они могли более эффективно заниматься этой деятельностью на постоянной ("свобода учреждения") или на временной, эпизодической основе ("свободное предоставление услуг").
Директива также устанавливает дополнительные гарантии для "получателей" услуг, в том числе для потребителей. Вместе с гарантиями для "поставщиков" это должно способствовать более эффективной реализации принципа "свободного передвижения услуг", который наряду со свободами передвижения товаров, лиц и капиталов выступает одним из неотъемлемых элементов ("основных свобод") внутреннего рынка ЕС.
В соответствии с Договором об учреждении Европейского сообщества 1957 г. ("Договор") и судебной практикой Суда Европейских сообществ ("Суд") понятие "услуги" получило в Директиве широкое значение. В этом качестве могут признаваться любые виды экономической деятельности при условии, что они осуществляются за вознаграждение (т.е. с целью получения прибыли или иного дохода) и исходят от самостоятельного хозяйствующего субъекта (т.е. не являются наемным трудом, который в ЕС охватывается "свободой передвижения работников", являющейся аспектом другой основной свободы внутреннего рынка - "свободы передвижения работников").
Будучи общим (рамочным) правовым актом, Директива способна применяться ко всем отраслям экономической деятельности и любым профессиям. В то же время из сферы ее применения исключены некоторые виды услуг, которые ранее были или могут быть в дальнейшем урегулированы специальным законодательством ЕС: финансовые, в том числе банковские услуги, услуги электронных коммуникаций, транспортные и некоторые другие (статья 2 "Сфера применения").
Кроме того, Директива в качестве lex generalis (общего закона) действует при условии ее непротиворечия нормам lex specialis Сообщества, т.е. законодательству ЕС, регулирующему "специальные аспекты доступа к деятельности по оказанию услуг или к ее осуществлению в специальных секторах или для специальных профессий" (статья 3 "Соотношение с другими положениями права Сообщества"). В случае возникновения противоречий такого рода акты специального законодательства Сообщества имеют приоритет.
В качестве документа, направленного на либерализацию рынка услуг, Директива предусматривает отмену или упрощение многих административных процедур и формальностей: введение пунктов "одного окна", ограничение возможностей государств-членов по введению "разрешительных режимов" (включая лицензирование разных видов деятельности), запрет или снижение многих "требований" к поставщикам и получателям услуг и др.
Одновременно с этим Директива в отдельных главах предусматривает меры, направленные на обеспечение надлежащего качества услуг (глава V "Качество услуг"), а также другие меры по установлению эффективного сотрудничества государств-членов в контроле за рынком услуг и по дальнейшей гармонизации нормативного регулирования этого рынка. Эти меры должны осуществляться не только с помощью юридически обязательного законодательства, но и в форме добровольных "кодексов поведения", издаваемых профессиональными организациями поставщиков услуг.
В силу важности и многоаспектности предмета Директивы этот правовой акт снабжен очень объемной и детальной преамбулой, которая играет роль его мотивировочной части. Преамбула, в частности, содержит разъяснения (в том числе примеры) многих терминов и выражений, использованных в статьях документа. Здесь же указаны названия и источники опубликования многих актов специального законодательства ЕС, к которым отсылает Директива. Необходимо отметить, что положения преамбулы сформулированы весьма сложным юридическим языком.
В качестве основ законодательства Европейского сообщества и Европейского Союза в целом настоящая Директива, как и иные источники права ЕС в аналогичной форме, подлежит "трансформации" во внутреннее право всех его 27 государств-членов. Предельный срок трансформации установлен до конца 2009 г. (не позднее 28 декабря 2009 г.). Однако еще до наступления этой даты государствам-членам запрещено вводить новые ограничения, подобные тем, которые указаны в некоторых статьях Директивы (см., в частности, параграф 6 статьи 15 "Подлежащие оценке требования").
Можно прогнозировать, что после вступления в действие Директивы она послужит основой для разработки судами Европейского Союза обширного прецедентного права (судебной практики), которое обеспечит разъяснение, уточнение смысла и развитие содержания ее правил в сторону как можно более полной либерализации европейского рынка услуг.
Четвериков А.О.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.