Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 1 февраля 2006 г. N КГ-А40/13041-05
(извлечение)
ОАО "Иркутский авиаремонтный завод N 403" обратилось в Арбитражного суда города Москвы с иском к Минфину России о взыскании 777183 руб. 71 коп. компенсации за предоставление льгот по оплате проезда воздушным транспортом за 2001 год.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Федеральное агентство воздушного транспорта.
Решением от 25.05.05, оставленным без изменения постановлением от 23.09.05, иск удовлетворен.
При этом суды исходили из того, что Минфином России не выполнены обязанности по возмещению истцу затрат, связанных с применением Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ".
В кассационной жалобе Минфин России просит отменить судебные акты, указывая, что финансирование расходов по предоставлению льгот осуществлено в пределах средств, выделенных в соответствии с Федеральным законом о федеральном бюджете, вследствие чего незаконного бездействия со стороны Минфина России не допущено. По мнению заявителя, представленные истцом авиабилеты подтверждают только стоимость бесплатного проезда, а не фактически понесенные расходы, связанные с предоставлением бесплатного проезда.
ОАО "Иркутский авиаремонтный завод N 403" Минфин России, напротив, полагает решение и постановление правильными и просит оставить их без изменения.
Надлежаще извещенное о времени и месте проведения судебного заседания третье лицо своего представителя в суд не направило.
Проверив законность обжалованных судебных актов, заслушав представителей сторон, обсудив кассационную жалобу, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно п. 5 ст. 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Право граждан на бесплатный проезд или 50-процентную скидку от стоимости проезда на междугородных линиях воздушного транспорта установлены ст. 30 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Статьями 4, 5 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что формирование средств соответствующих бюджетов в части расходов на социальную защиту инвалидов относится как к компетенции федеральных органов власти, так и органов власти субъектов. Однако степень участия субъектов федерации в финансировании льгот для инвалидов или порядок ее определения действующим законодательством не предусмотрена.
Судом установлено, что в 2001 году ОАО "Иркутский авиаремонтный завод N 403" осуществило перевозку пассажиров, имеющих льготы на оплату стоимости воздушной перевозки.
Между тем, ответчик не принял надлежащих мер к компенсации расходов ОАО "Иркутский авиаремонтный завод N 403". Вследствие финансирования не в полном объеме сумма не возмещенных расходов составила 777183 руб. 71 коп.
Согласно Порядку предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.07.01 N 536, на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" субсидии и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляет Минфин России.
В этой связи и поскольку законодателем надлежащим образом не урегулирован порядок возмещения расходов, суд сделал правомерный вывод о том, что возмещение должно производиться за счет средств федерального бюджета, и удовлетворил иск.
Довод Минфина России относительно того, что расходы должны возмещаться на сумму, не превышающую утвержденные лимиты бюджетных обязательств, отклоняется.
В актах сверки, оформленных в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.12.00 N 963, указан размер понесенных расходов транспортной организации.
Минфин России, ссылаясь на то, что актами сверки подтверждается только стоимость бесплатного проезда, не представил контррасчет.
Таким образом, Минфин России не доказал обстоятельства, на которые ссылался в обоснование своих возражений (ст. 65 АПК РФ).
Руководствуясь ст.ст. 176, 284-289 АПК РФ, постановил:
решение от 25.05.05 Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-300/05-37-8 и от 23.09.05 постановление Девятого арбитражного апелляционного суда по тому же делу оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 1 февраля 2006 г. N КГ-А40/13041-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании