Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 28 мая 2004 г. N КА-А41/4159-04
(извлечение)
Инспекция МНС РФ по Талдомскому району обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад N 22 "Сказка" п. Запрудня о взыскании штрафа в размере 300 рублей за непредставление в налоговый орган в установленные сроки налоговых деклараций.
Решением суда от 09.12.03, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.02.04, в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом суд пришел к выводу, что налоговом органом пропущен срок давности, установленный ст. 115 НК РФ, для обращения в суд с заявлением о взыскании налоговых санкций.
Инспекция с решением суда не согласилась и обжаловала его в кассационном порядке. В кассационной жалобе налоговый орган указывает на то, что судом неправильно применены нормы материального права, в частности срок давности обращения в суд начинает течь с момента составления соответствующего акта либо с момента представления налогоплательщиком в налоговый орган декларации.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
Надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства, стороны в судебное заседание кассационной инстанции не явились.
Рассмотрев дело в порядке статей 284 и 286 АПК РФ, обсудив доводы жалобы, и исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Московского округа не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка ответчика по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах.
По итогам проверки Инспекцией вынесено решение N 157 от 12.05.03 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ, за непредставление в налоговый орган в установленный законодательством срок налоговых деклараций по единому социальному налогу за 2002 год, по налогу на прибыль за 2002 год (л.д. 5).
В связи с неисполнением предпринимателем данного решения в добровольном порядке, налоговый орган обратился в суд с заявлением о принудительном взыскании налоговых санкций.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу, что налоговым органом пропущен срок, установленный в ст. 115 НК РФ, для обращения в суд с заявлением о взыскании налоговых санкций.
Данный вывод соответствует закону и фактическим обстоятельствам спора.
Довод налогового органа о том, что срок для обращения с заявлением в суд в данном случае следует исчислять с даты составления соответствующего акта является необоснованным и противоречит материалам дела.
В соответствии с п. 1 ст. 114 НК РФ налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Согласно п. 1 ст. 115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании налоговых санкций не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.
Из смысла данной нормы следует, что акт о совершении правонарушения составляется в момент обнаружения правонарушения. Кроме того, составление актов согласно Налоговому кодексу РФ обязательно только при проведении выездных налоговых проверок, при использовании иных форм налогового контроля их обязательное составление не предусмотрено. Положения пункта 1 статьи 115 НК РФ в части, касающейся составления акта, следует применять только при привлечения налогоплательщика к ответственности по результатам выездной проверки. В остальных случаях шестимесячный срок исчисляется со дня обнаружения соответствующего правонарушения, который определяется в каждом конкретном случае.
О необходимости дифференцированного подхода к положениям ст. 115 Налогового кодекса РФ подчеркнуто и в п. 37 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 28.02.01 N 5, согласно которому установленный п. 1 ст. 115 Налогового кодекса РФ срок в этих случаях должен исчисляться со дня обнаружения соответствующего правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
Суд правомерно пришел к выводу, что налоговое правонарушение было обнаружено налоговым органов на следующий день после непредставления налогоплательщиком в установленный срок налоговых деклараций, то есть по ЕСН и ПФР за 2002 год - 31.03.03, по налогу на прибыль за 2002 год - 29.03.03.
Исковое заявление было сдано в суд 09.10.03, то есть по истечении шестимесячного срока, что подтверждается оттиском печати канцелярии суда при нарочном приеме корреспонденции. Копия искового заявления была направлена ответчику 07.10.03, что подтверждает квитанция почты (л.д. 2).
Учитывая изложенное, налоговому органу правомерно отказано в удовлетворении требований о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности в связи с истечением срока давности обращения в суд с заявлением о принудительном взыскании налоговых санкций.
Суд кассационной инстанции не находит оснований, предусмотренных статьями 286 и 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения и постановления суда.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по госпошлине по кассационной жалобе следует отнести на ее заявителя, который освобожден от уплаты госпошлины в силу части 3 статьи 5 Закона РФ "О государственной пошлине".
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 09.12.03 и постановление апелляционной инстанции от 17.02.04 по делу N А41-К2-17661/03 Арбитражного суда Московской области оставить без изменения, а кассационную жалобу ИМНС РФ по Талдомскому району - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 28 мая 2004 г. N КА-А41/4159-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании