Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 15 июня 2004 г. N КА-А40/4583-04
(извлечение)
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Центральному административному округу города Москвы (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Автономной Некоммерческой организации "Детско-Юношеская спортивная школа тенниса "Жуковка" (далее - ДЮСШ) о взыскании штрафных санкций в сумме 10151 руб. 40 коп. на основании решения от 28.02.2003 N 25504/09 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением от 24.11.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.02.2004, заявленные требования удовлетворены в части взыскания штрафа в размере 908 руб. 20 коп. со ссылкой на неправильное отражение расходования средств целевого финансирования "Отчет о целевом использовании полученных средств" за 2001 год при начислении износа не по нормам амортизационных исчислений, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 N 1072, а также на нарушение п. 94 Приказа Министерства Финансов РФ от 20.07.1998 N 33 при оформлении актов на списание основных средств. В остальной части заявленных требований отказано в связи с правомерным применением ДЮСШ льготы, установленной п. "г" ст. 4 Закона РФ от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий".
Законность и обоснованность судебных актов проверяется в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой налогового органа, в которой Инспекция просит решение и постановление отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований и полностью взыскать сумму налоговых санкций в размере 10151 руб. 40 коп. Инспекция полагает, что Школа неправомерно воспользовалось льготой по налогу на имущество предприятий, поскольку в спорный период не вела финансово-хозяйственной деятельности и не могла использовать имеющееся на балансе имущество для нужд образования и культуры.
Отзыв на кассационную жалобу не поступал.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
ДЮСШ извещена в установленном законом порядке о месте и времени разбирательства по жалобе, в суд своего представителя не направила.
Суд, с учетом мнения представителя Инспекции, не возражавшего против рассмотрения дела в отсутствие представителя Общества, руководствуясь ч. 3 ст. 284, ст. 123, ч. 5 ст. 184, ст. 185 АПК РФ, совещаясь на месте, определил: рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ДЮСШ.
Обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя Инспекции, изучив материалы дела и проверив правильность применения арбитражным судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалованных судебных актов.
Решением от 28.02.2003 N 04/09, принятым на основании акта выездной налоговой проверки от 12.02.2003 N 04/04, проведенной по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2001 по 17.10.2002 (за исключением налога на доходы физических лиц и единого социального налога) Инспекция привлекла ДЮСШ к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 10151 руб. 40 коп. за неуплату налога на имущество предприятий в результате занижения налоговой базы за 2001 год. Этим же решением доначислены налог на имущество предприятий и соответствующие пени.
Как следует из упомянутого акта налоговая проверка проводилась в связи с ликвидацией ДЮСШ.
Требованием от 28.02.2003 N 57 налогоплательщику предложено в добровольном порядке уплатить в срок до 11.03.2003 налоговые санкции.
В связи с их неуплатой Инспекция обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с п. "г" ст. 4 Закона РФ от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" имущество, используемое исключительно для нужд образования и культуры, не облагается налогом.
Отказывая в части удовлетворения заявленных требований, суд обоснованно исходил из отсутствия правовых оснований для взыскания налоговых санкций в связи с правильным применением ДЮСШ льготы, установленной п. "г" ст. 4 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий". При этом суд установил, что ДЮСШ в период осуществления своей деятельности до процедуры ликвидации применяло спорную льготу. Правомерность ее применения в указанном периоде налоговым органом не оспаривается.
Между тем, Инспекция полагает, что, имея на балансе имущество и не ведя при этом финансово-хозяйственной деятельности в связи с ликвидацией ДЮСШ, налогоплательщик не мог использовать свое имущество для нужд образования и культуры, что лишает его права на применение льготы по налогу на имущество предприятий.
Как следует из материалов дела и это не оспаривается налоговым органом, ДЮСШ в соответствии с Уставом создана и действует в целях осуществления спортивной (в области большого тенниса) подготовки детей и подростков, в том числе инвалидов, в сочетании с их образованием, физическим, интеллектуальным и нравственным развитием с правом использования дохода от деятельности школы только в уставных целях и не подлежат перераспределению между учредителями и другими лицами (п. 2.1 Устава).
Согласно с провозглашенными в Уставе целями и задачами, в качестве основной образовательной, ДЮСШ вправе осуществлять образовательную деятельность по государственным и авторским программам и планам; самостоятельно определять содержание учебных планов, программ, форм и методов подготовки, в том числе индивидуальных; организовывать спортивные и зрелищные мероприятия; проводить, изучать, обобщать и внедрять передовой педагогический опыт (п. 2.3 Устава).
Согласно п. 3 ст. 40 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе налога на имущество.
В силу п. 3 ст. 47 названного Закона деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренных Уставом этого образовательного учреждения производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении.
Поскольку ДЮСШ в связи с ликвидацией организации хозяйственную деятельность не вела, суд правомерно указал на то, что назначение имущества в данном случае не изменилось. Доказательств использования Школой имущества на иные цели, не связанные с образованием или культурой, налоговый орган не представил.
В соответствии с п. 7 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Суд кассационной инстанции находит правильным применение арбитражным судом п. "г" ст. 4 Закона РФ от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий", а доводы кассационной жалобы как не опровергающие выводы суда, - не состоятельными.
При таких обстоятельствах оснований для изменения или отмены обжалованных судебных актов не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 284-287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 24.11.2003 и постановление апелляционной инстанции от 24.02.2004 по делу N А40-34781/03-107-399 Арбитражного суда г. Москвы оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции МНС России N 7 по Центральному административному округу г. Москвы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 15 июня 2004 г. N КА-А40/4583-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании