Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 23 июля 2004 г. N КА-А40/5996-04
(извлечение)
Закрытое акционерное общество "СтройМонтажЦентр-2000" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению МНС РФ по г. Москве (далее - Управление) о признании недействительным его решения N 31-09/37 от 05.09.03 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 13.01.04, оставленным без изменения постановлением от 29.03.04 апелляционной инстанции, заявленное Обществом требование удовлетворено по тем основаниям, что выполненные в 2000 и 2001 г.г. заявителем строительные и ремонтно-строительные работы на различных объектах (административные здания Министерства имущественных отношений РФ, Московского НИИ типового и экспериментального проектирования, КБ "Промсвязьбанк") относятся к работам, в отношении которых применяется льгота, предусмотренная п. 4 ст. 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", и указанное обстоятельство подтверждается разъяснениями УМНС РФ по г. Москве.
В кассационной жалобе Управление просит решение и постановление суда отменить как принятые с неправильным применением норм материального права, в удовлетворении заявления Общества отказать. В жалобе Управление ссылается на то, что Заявителем производились строительные и ремонтно-строительные работы на объектах непроизводственного назначения, в связи с чем применение Обществом льготы по налогу на прибыль неправомерно.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы жалобы.
ЗАО "СтройМонтажЦентр-2000" о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление о вручении N 86804, однако представитель Общества в судебное заседание не явился.
Представитель Управления считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Общества.
Суд, совещаясь на месте, определил: рассмотреть дело в порядке ч. 3 ст. 284 АПК РФ в отсутствие представителя ЗАО "СтройМонтажЦентр-2000".
Обществом письменный отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Выслушав представителя Управления, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат изменению с отказом Обществу в удовлетворении требования о признании недействительным оспариваемого решения Управления в части начисления налога на прибыль и соответствующей суммы пени.
В соответствии с п. 4 ст. 6 Закона Российский Федерации от 27.12.91 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (в редакции от 28.06.97 г.) в первые два года работы не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, осуществляющие строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы), при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70% от общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
Судом установлено и налоговым органом не оспаривается, что Заявитель, являясь малым предприятием, в проверяемый период осуществлял строительные и ремонтно-строительные работы на следующих объектах: административное здание Минимущества РФ, административное здание Московского НИИ типового и экспериментального проектирования, административное здание КБ "Промсвязьбанк".
Удовлетворяя заявленное Обществом требование, суд первой и апелляционной инстанций, исходя из разъяснений, содержащихся в письме УМНС РФ по г. Москве N 26-08/36911 от 08.08.02, пришел к выводу, что вышеперечисленные объекты являются объектами социального назначения, а потому налогоплательщиком правомерно применена льгота, установленная в п. 4 ст. 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
Между тем, по мнению кассационной инстанции, данные выводы суда являются ошибочными по следующим основаниям.
Правомерность применения льготы неразрывно связана с тем, какие объекты строит малое предприятие. В Законе освобождение от уплаты налога предусмотрено для малых предприятий, осуществляющих только строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы).
В силу статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского и других отраслей законодательства применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях права, если иное не предусмотрено кодексом.
В пункте 7 статьи 3 НК РФ указано, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. При этом неустранимыми признаются те сомнения, которые невозможно устранить, несмотря на использование всех известных методов толкования законов: грамматического, семантического, логического и исторического (пункт 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5).
Исходя из данных норм Налогового кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции считает правильным довод Налоговой инспекции о необходимости использования определения терминов "объект социального назначения" и "объект производственного назначения", приведенных в других отраслях права.
Отнесение объектов к производственным или непроизводственным производится исходя из их назначения в соответствии с Инструкцией Госкомстата Российской Федерации от 24.09.93 г. N 185 и от 03.10.96 г. N 123 по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения по капитальному строительству.
Так, в соответствии с пунктом 6.2 Инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения по капитальному строительству, утвержденной постановлением Госкомстата России от 03.10.96 N 123 (действовал в проверяемый период), административные здания организаций непроизводственных отраслей, органов исполнительной власти, общественных организаций, церквей, учреждений, банков, судов, архивов и т.п., а также административные здания органов управления (министерств, ведомств, департаментов) относятся к объектам непроизводственного назначения.
Согласно действовавшему в рассматриваемый период Общесоюзному классификатору "Отрасли народного хозяйства" (ОКОНХ) (утв. Госкомстатом СССР, Госпланом СССР, Госстандартом СССР 01.01.1976) (ред. от 15.02.2000) отрасли непроизводственной сферы деятельности собираются по первому знаку - "9".
В соответствии с указанным классификатором к отрасли непроизводственной сферы деятельности относятся, в том числе: наука и научное обслуживание - код 95000 (НИИ - код 95120), финансы, кредит... - код 96000 (коммерческие банки - код 96120) и управление - код 97000 (федеральный органы исполнительной власти - код 97310).
Таким образом, вывод суда о том, что административные здания Министерства, НИИ и банка являются объектами социального назначения - необоснован.
Поскольку административные здания учреждений сферы нематериального производства (в данном случае НИИ, коммерческого банка и министерства) относятся к объектам непроизводственного назначения, которые не включены в перечень объектов, содержащийся в п. 4 ст. 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", оснований для вывода о правомерном применении заявителем льготы у суда не имелось.
Выполнение налогоплательщиком разъяснений, содержащихся в письме Управления МНС РФ по г. Москве N 26-08/36911 от 08.08.02 в части применения данной льготы, о том, что к объектам социального назначения можно отнести, в том числе, организации (учреждения), связанные с развитием науки, и другие организации непроизводственной сферы деятельности, может являться, как правильно указали суды обеих инстанций, обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения (подп. 3 п. 1 ст. 111 Налогового кодекса Российской Федерации), в связи с чем это лицо не подлежит привлечению к налоговой ответственности (п. 2 ст. 111 НК РФ).
Однако правовых оснований для признания по этим мотивам незаконным доначисление налоговым органом налога и пеней у суда не имелось, в связи с чем требование Заявителя о признании недействительным решения налоговой инспекции в части начисления налога на прибыль и пеней удовлетворению не подлежало.
Поскольку судом первой и апелляционной инстанций вопрос о вине Общества в совершении налогового правонарушения с учетом разъяснительного характера вышеназванного письма УМНС РФ по г. Москве исследован и получил соответствующую оценку, то оснований для переоценки выводов суда о необоснованном привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, на что направлены доводы жалобы, у суда кассационной инстанции не имеется, тем более, что на момент принятия налоговым органом оспариваемого решения данное письмо уже действовало и данных о его отмене в данной части в материалах дела не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 284-287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 13.01.2004 и постановление от 29.03.2004 апелляционной инстанции Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-40594/03-98-459 изменить.
В удовлетворении заявления ЗАО "СтройМонтажЦентр-2000" о признании недействительным решения N 31-09/37 от 05.09.2003 Управления МНС РФ по г. Москве в части, касающейся доначисления налога на прибыль и начисления пени - отказать, отменив судебные акты в указанной части.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 23 июля 2004 г. N КА-А40/5996-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании