В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Представленным законопроектом устанавливаются общие правовые, организационные, экономические принципы и основы формирования доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований Российской Федерации для осуществления текущих и капитальных расходов в сфере дорожного хозяйства, а также общий порядок исполнения соответствующих бюджетных и расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при осуществлении исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления функций по оказанию государственных и муниципальных услуг, управлению государственным и муниципальным имуществом в сфере дорожного хозяйства по предметам ведения субъектов Российской Федерации и для решения вопросов местного значения и (или) межмуниципального характера муниципальных образований.
Однако Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) уже установлены основы исполнения бюджетов, а также проведено разграничение налоговых и неналоговых доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации.
Отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации регулируются Кодексом и не могут быть предметом регулирования отраслевого федерального закона.
Законопроектом предлагается регулирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, что не соответствует разграничению полномочий, осуществленному в соответствии с Федеральными законами "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Статьей 7 законопроекта устанавливаются источники формирования целевых бюджетных фондов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 17 Кодекса целевой бюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый в соответствий с законодательством Российской Федерации в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.
Предлагаемые законопроектом источники формирования целевых бюджетных фондов субъектов Российской Федерации и их размеры не соответствуют нормам Кодекса, регулирующим источники формирования доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и предусматривают передачу отдельных налоговых доходов с федерального уровня бюджетной системы на уровень субъектов Российской Федерации.
В рамках реформы федеративных отношений и местного самоуправления приняты Федеральные законы "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", разграничившие предметы ведения и полномочия между федеральными, региональными и местными органами власти.
В целях реализации вышеуказанных федеральных законов приняты поправки в Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации, направленные на формирование новой системы межбюджетных отношений, обеспечивающей финансовую самостоятельность и ответственность органов власти всех уровней за результаты своей политики на основе четкого разграничения расходных полномочий и доходных источников федерального, региональных и местных бюджетов.
Поэтому предлагаемые изменения в федеральное законодательство не должны привести к росту расходов бюджетов разных уровней, и, как следствие, к пересмотру установленного Кодексом распределения налоговых доходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации.
Необходимо учитывать, что закрепление определенных доходов в качестве источников формирования целевых бюджетных дорожных фондов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований приведет к ослаблению мобильности бюджетов соответствующих уровней в части составления и исполнения действующих и принимаемых обязательств (в соответствии с рассматриваемым законопроектом, создание целевых бюджетных дорожных фондов является обязательным условием для получения субсидии из бюджета вышестоящего уровня бюджетной системы Российской Федерации).
Кроме того, статьей 17 Кодекса предусмотрено право образования в соответствии с законодательством Российской Федерации целевого бюджетного фонда в составе соответствующего бюджета. В этой связи субъекты Российской Федерации могут образовывать соответствующие целевые бюджетные фонды на основании законов субъектов Российской Федерации о бюджете на соответствующий год.
Согласно законопроекту межбюджетные отношения при формировании доходов и осуществлении расходов целевых бюджетных дорожных фондов осуществляется в виде межбюджетных трансфертов (в том числе в виде субсидий на финансирование дорожного хозяйства для долевого финансирования капитальных расходов).
Следует отметить, что основы, формы и условия предоставления межбюджетных трансфертов, в том числе из федерального бюджета, установлены Кодексом.
Согласно статье 31 Кодекса недопустимо установление расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств бюджетов двух и более уровней бюджетной системы Российской Федерации, или за счет средств консолидированных бюджетов, без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств.
Кроме того, статьей 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов строительства и содержания автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения.
Учитывая изложенное Правительство Российской Федерации не считает возможным поддержать представленный законопроект.
Заместитель Председателя |
А. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 21 октября 2005 г. N 3376п-П9 "Заключение на проект федерального закона "О дорожных фондах в Российской Федерации", вносимый в Государственную Думу Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации"
Текст письма официально опубликован не был