Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Цель законопроекта - урегулирование производства по делам частного обвинения, если потерпевшему не известно лицо, подлежащее уголовной ответственности.
Поводом для разработки настоящего проекта явилось вынесение Конституционным судом РФ Постановления от 27 июня 2005, которым признан не соответствующим Конституции порядок, при котором ни суд, ни орган дознания, ни следователь, ни прокурор не обязаны оказывать содействие потерпевшему по делам частного обвинения, которому не известно лицо, подлежащее привлечению к уголовной ответственности, в установлении такого лица.
Концепция законопроекта исходит из отсутствия необходимости проведения дознания по делам частного обвинения, где не известно лицо, подлежащее привлечению к уголовной ответственности, последующим причинам: 1) санкционирование дознания по делам частного обвинения, где не известно лицо, подлежащее уголовной ответственности, может подорвать саму идею частного обвинения: представляется, что потерпевшие в этом случае будут обращаться напрямую в орган дознания или к прокурору даже, если им известно лицо, подлежащее уголовной ответственности (скрывая этот факт) - с целью освободиться от самостоятельного собирания доказательств и представления дела в суде; 2) дознание проводится только в отношении конкретных лиц (статья 223 Уголовно-процессуального кодекса), а здесь лицо, подлежащее уголовной ответственности, не установлено; 3) потерпевший, которому не известно виновное лицо, в отличие от потерпевшего, не способного самостоятельно собрать доказательства в силу зависимого состояния и т.п. (ч. 4 статьи 20), способен к самостоятельному собиранию доказательств, а содействие ему требуется в единственном вопросе - установлении лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности. Такое установление осуществляется путем оперативно-розыскных мероприятий, причем дело на этот период приостанавливается - соответственно принципиальной разницы между тем, кто, суд или дознаватель, приостановит дело нет. Поручения же о проведении оперативно-розыскных мероприятий могут также исходить от суда,что, на наш взгляд, свидетельствует об отсутствии необходимости в дознании.
Таким образом, концепция законопроекта выглядит следующим образом: I. Заявления потерпевших, которым не известно лицо, подлежащее уголовной ответственности, подлежат безусловному принятию мировым судьей, о чем вносятся изменения в часть 5 статьи 318. II. Приняв заявление мировой судья приостанавливает производство по делу по новому основанию, которое содержится в предлагаемом пункте 5 части 1 статьи 238. III. По ходатайству потерпевшего мировой судья содействует ему в установлении лица, подлежащего уголовной ответственности в рамках процедуры, предусмотренной частью 2 статьи 319. IV. Сроки рассмотрения дела частного обвинения, указанные в части 2 статьи 321, в этом случае продлеваются на все время, пока не установлено лицо, подлежащее уголовной ответственности. V. Если лицо установлено, то постановление о приостановлении производства по делу отменяется и производство по делу осуществляется в обычном для дел частного обвинения порядке.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не повлечет за собой признание утратившими силу, приостановление, изменение, дополнение или принятие актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует расходов федерального бюджета, не приведет к уменьшению доходов федерального бюджета, не потребует передачи финансовых ресурсов в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.