В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предлагается внесение изменений в статьи 25, 26, 27 и 28 Федерального закона от 15 декабря 2001г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", предусматривающие передачу налоговым органам полномочий по взысканию недоимки по страховым взносам, штрафных санкций и пеней, а также предоставление указанным органам полномочий по привлечению страхователей к ответственности за неуплату или неполную уплату страховых взносов.
Кроме того, законопроектом предполагается установление штрафных санкций за нарушение сроков представления деклараций по страховым взносам и иных документов и (или) сведений, необходимых для их исчисления, закрепление обязанности страхователей, уплачивающих страховые взносы в виде фиксированного платежа, представлять декларации, а также установление сроков уплаты фиксированного платежа.
Действующая редакция статьи 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ разграничивает полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов осуществляется налоговыми органами, а взыскание недоимки по ним и пеней в судебном порядке возложено на Пенсионный фонд Российской Федерации.
С введением системы обязательного пенсионного страхования страховые взносы на обязательное пенсионное страхование приобрели иную социально-правовую природу по сравнению с налогом, что отмечено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2004 г. N 28-О.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
В отличие от налога, платежи которого не имеют адресной основы, характеризуются индивидуальной безвозмездностью, безвозвратностью и не персонифицируются при поступлении в бюджет, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование отвечают признакам возмездности и возвратности, поскольку при поступлении в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации персонифицируются в разрезе каждого застрахованного лица и учитываются на индивидуальных лицевых счетах, открытых каждому застрахованному лицу в органах Пенсионного фонда Российской Федерации. Учтенные на индивидуальном лицевом счете страховые взносы формируют страховое обеспечение, которое выплачивается застрахованному лицу при наступлении страхового случая, а величина выплат будущей пенсии напрямую зависит от суммы учтенных на индивидуальном лицевом счете страховых взносов, которые за период его трудовой деятельности уплачивались страхователями.
Таким образом, названные отличительные признаки налогов и страховых взносов обусловливают их разное целевое предназначение и различную социально-правовую природу и не позволяют рассматривать страховой взнос на обязательное пенсионное страхование как налоговый платеж.
Осуществление взыскания недоимки по страховым взносам территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации направлено на возникновение соответствующих пенсионных прав у застрахованных лиц и реализацию права Пенсионного фонда Российской Федерации как страховщика в сфере обязательного пенсионного страхования представлять интересы застрахованных лиц перед страхователями.
Существующий механизм взыскания платежей в пенсионную систему в большей степени соответствует социально-правовой природе и целевому предназначению страховых взносов, чем предлагаемый законопроектом.
Кроме того следует иметь в виду, что Государственной Думой принят в первом чтении проект федерального закона N 196161-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров", внесенный Президентом Российской Федерации (постановление Государственной Думы от 16 сентября 2005 г. N 2189-IV ГД). Указанным законопроектом предполагается внесение изменений в Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ в части изменения порядка взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов. Согласно данному законопроекту взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает: в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов, а в случае если размер причитающейся суммы превышает указанные размеры - взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
По предлагаемому введению штрафных санкций за нарушение сроков предоставления документов, необходимых для исчисления страховых взносов, следует отметить, что Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях уже урегулирован порядок применения и взыскания санкций за правонарушения в сфере обязательного пенсионного страхования.
Статья 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наложение штрафа за непредставление в установленные законом сроки в налоговые органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.
Что касается предлагаемых представленным законопроектом изменений в части установления сроков уплаты фиксированного платежа, то пунктом 4 статьи 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ определение порядка и сроков исчисления и уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, делегировано Правительству Российской Федерации.
В настоящее время порядок уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа, превышающем минимальный, урегулирован постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2003 г. N 148 "Об утверждении Правил исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа".
Учитывая изложенное проект федерального закона Правительством Российской Федерации не поддерживается.
Заместитель Председателя |
А. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 24 октября 2005 г. N 3392п-П12 "Заключение на проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", вносимый в Государственную Думу Законодательным Собранием Омской области"
Текст письма официально опубликован не был