Есть ли принципиальные отличия при отнесении объектов к основным средствам и нематериальным активам в нормативных актах по бюджетному учету и обычному бухгалтерскому?
В бюджетном учете понятие "основные средства" или "нематериальные активы" имеет более широкое толкование по сравнению с учетом в коммерческих организациях. В коммерции основными средствами либо нематериальными активами для целей бухгалтерского учета признается только имущество, способное приносить экономические выгоды и используемое в производстве товаров, работ и услуг.
Имущество, не используемое в указанных целях, в бухгалтерском учете коммерческих организаций основными средствами или нематериальными активами не признается.
Учитывая преимущественно некоммерческий характер деятельности бюджетных учреждений, понятие нематериальных активов для целей бюджетного учета не включает обязательности их использования для получения экономической выгоды. Классификация нефинансовых активов бюджетных учреждений основана на таких признаках:
наличие материально-вещественной формы;
использование для обеспечения уставных и сопутствующих видов финансово-хозяйственной деятельности учреждения (не обязательно коммерческих).
Есть еще одно принципиальное отличие. В коммерческих организациях имущество в зависимости от способа перенесения своей стоимости на финансовый результат деятельности детализируется на:
внеоборотные активы (основные средства и нематериальные активы);
оборотные активы (материалы, товары, готовая продукция и т.п.).
А в бюджетном учете принят иной принцип детализации средств: по месту их в структуре исполнения соответствующего бюджета. Поэтому все перечисленное объединено в обширную группу нефинансовых активов. Обратите особое внимание на такие объекты нефинансовых активов, как непроизведенные активы. К ним относятся:
земельные участки, а также вложения в них и неотделимые от них расходы неинвентарного характера (поверхностные улучшения земель, планировка и расчистка участков, мелиоративные, ирригационные и другие подобные работы) - счет 0 102 01 000 "Земля";
подтвержденные ресурсы недр (запасы полезных ископаемых), некультивируемые биологические ресурсы (животные и растения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности) и водные ресурсы (водоносные пласты и другие ресурсы подземных вод) - счет 0 102 02 000 "Ресурсы недр";
прочие непроизведенные активы (например, радиочастотный спектр) - счет 0 102 03 000 "Прочие непроизведенные активы".
Порядок оценки непроизведенных активов сегодня не определен, поэтому Минфин России установил обязанность отражения стоимости непроизведенных активов в бюджетном учете только с 2006 года.
И.Ю. Гарнов,
руководитель отдела аудита и консалтинга
бюджетных учреждений ООО "А.И.Аудит-Сервис"
1 января 2006 г.
"Бюджетный учет", N 1, январь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджетный учет"
Ежемесячное издание для бухгалтеров бюджетной сферы
Учредитель ООО "Бюджет"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-30617 от 14 декабря 2007 г.
Редакция: 107078, Москва, ул. Басманная Новая, д. 10, стр. 1, подъезд 6, а/я 100