Комментарий к письму Минфина РФ от 12 января 2006 г. N 07-05-06/2
"Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам,
аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности
организаций за 2005 год"
Опубликованное письмо содержит рекомендации по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций. Однако документ может быть полезен и бухгалтерам предприятий, которым предстоит аудиторская проверка.
Число процедур увеличилось
Напомним, что в 2005 году приняты семь новых федеральных стандартов аудиторской деятельности, что повлияет на процедуру аудита отчетности за данный период (постановление Правительства РФ от 16.04.2005 N 228).
Правило (стандарт) N 17 "Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях" устанавливает единые требования к получению аудиторских доказательств в случаях: присутствия аудитора при проведении инвентаризации материально-производственных запасов; раскрытия информации о судебных делах и претензионных спорах; оценки и раскрытия информации о долгосрочных финансовых вложениях; раскрытия информации по отчетным сегментам финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица.
Правило (стандарт) N 18 "Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников" устанавливает единые требования в отношении использования в ходе аудита подтверждающей информации из внешних источников (банки, покупатели, поставщики и т.д.).
Правило (стандарт) N 19 "Особенности первой проверки аудируемого лица" устанавливает единые требования к проверке остатков по счетам бухучета на начало отчетного периода в случаях, когда аудит отчетности проводится впервые (либо аудит отчетности за предыдущий период проводил другой аудитор).
Правило (стандарт) N 20 "Аналитические процедуры" устанавливает единые требования к применению аналитических процедур до начала непосредственной проверки, которые позволяют оптимально спланировать аудит и выявить возможные риски необнаружения искажений.
Правило (стандарт) N 21 "Особенности аудита оценочных значений" устанавливает единые требования к аудиту оценочных значений, содержащихся в отчетности. Оценочными являются значения показателей, приблизительно определенные или рассчитанные на основе профессионального суждения при отсутствии точных способов определения (отложенные налоговые активы и обязательства, резерв на покрытие убытков и т.д.).
Правило (стандарт) N 22 "Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника" устанавливает единые требования к данному действию аудитора.
Правило (стандарт) N 23 "Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица" устанавливает единые требования к использованию означенных заявлений в качестве аудиторских доказательств, к процедуре их документального оформления, а также к действиям аудитора при отказе руководства организации от предоставления необходимых разъяснений.
Рекомендации Минфина
В опубликованном документе финансисты напомнили аудиторам о ряде моментов, на которые в ходе проверки следует обратить особое внимание. Рассмотрим некоторые из них.
Все процедуры, регламентируемые действующими стандартами, аудитор должен выполнять в обязательном порядке. Таким образом, начиная с аудита отчетности за 2005 год, количество процедур возрастет. Это может увеличить время проведения проверки, но, безусловно, положительно скажется на ее качестве.
Кроме того, при проверке отчетности важно обращать внимание на обоснованность учетной политики предприятия, поскольку нередко бухгалтеры подходят к ее составлению формально.
Также следует учитывать, что формы бухгалтерской отчетности, приведенные в приказе Минфина России от 22.07.2003 N 67н, носят рекомендательный характер. Их необходимо дополнять в соответствии с характером деятельности предприятия, если для раскрытия существенной информации не предусмотрены соответствующие строки.
При этом нужно иметь в виду, что существенная информация, по каким-либо причинам не отраженная в формах бухгалтерской отчетности, подлежит обязательному отражению в пояснительной записке. А существенные факты хоздеятельности (реальные и условные), не включенные ни в отчетность, ни в пояснительную записку, нужно отразить в аудиторском заключении.
Существенность показателя при формировании бухотчетности зависит от совокупности качественных и количественных факторов. Ввиду того, что четких однозначных критериев не установлено, специалист (главный бухгалтер, аудитор) принимает решение о существенности того или иного показателя, исходя из своей квалификации и опыта.
Не стоит также упускать из виду проверку регулярности переоценки основных средств. Согласно ПБУ 6/01, при принятии решения о переоценке группы однородных объектов следует учитывать, что в последующем такая группа должна переоцениваться регулярно.
Весьма актуальным для российских организаций остается вопрос об обоснованном отражении в отчетности кредиторской и дебиторской задолженности. Нереальные ко взысканию долги подлежат своевременному списанию с бухгалтерского баланса. В письме Минфина России от 09.07.2004 N 03-03-05/2/47 указано, что безнадежными долгами признаются долги, по которым истек установленный срок исковой давности, а также долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения на основании акта государственного органа или ликвидации организации-дебитора.
А.В. Комаров,
аудитор
"Нормативные акты для бухгалтера", N 3, февраль 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.