Исчисление транспортного налога по автокранам, автомобилям пожарным, автоцистернам, экскаваторам, созданным на базе грузовых автомобилей (КРАЗ, МАЗ, ТАТРА, УРАЛ), вызывает вопросы. Просим разъяснить, какие ставки для целей налогообложения по транспортному налогу следует применять по указанным средствам: как по грузовым транспортным средствам или по другим самоходным транспортным средствам?
Согласно положениям ст. 11 НК РФ институты, понятия, термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом. При этом специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях Кодекса.
Понятие "транспортное средство" для целей применения главы 28 НК РФ определено ст. 358 Кодекса. Под транспортными средствами понимаются, в частности, автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.
При этом необходимо учитывать, что понятие "транспортное средство", применяемое в главе 28 НК РФ, является более широким, чем это установлено Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) (код 15 0000000 "Средства транспортные"), и используется только для целей налогообложения. Данная позиция подтверждается тем, что в соответствии с п. 2 ст. 358 НК РФ из объекта обложения транспортным налогом исключены, в частности, тракторы и самоходные комбайны, зарегистрированные только на сельскохозяйственных товаропроизводителей и которые согласно вышеназванному Классификатору учитываются по коду 14 0000000 "Машины и оборудование". Однако тракторы и комбайны, зарегистрированные на иные категории физических и юридических лиц, в данном случае рассматриваются как транспортные средства для целей налогообложения.
Таким образом, ОКОФ может применяться для целей транспортного налога только с учетом норм, установленных главой 28 НК РФ.
В целях правильного применения ставок транспортного налога при определении категории автомобиля необходимо учитывать следующее.
Российская Федерация является договаривающейся стороной международного Соглашения о введении глобальных технических правил для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, заключенного в Женеве 20 марта 1958 г.
В отличие от классификации транспортных средств, используемой Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), а также Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, в классификации транспортных средств Соглашения оборудование, перевозимое специальными автомобилями, считается грузом.
Классификация транспортных средств, введенная Женевским Соглашением 1958 г., используется в Российской Федерации при сертификации транспортных средств.
Таким образом, специальные автомобили различных марок, моделей и модификаций, на шасси которых установлено различное оборудование, агрегаты и установки, относятся к категории "грузовые автомобили".
В. Трошина,
главный специалист Минфина России
15 февраля 2006 г.
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 7, февраль 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71