Комментарий к Федеральному закону от 18.07.2005 N 88-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об
особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов
естественных монополий топливно-энергетического комплекса"
Федеральный закон от 18.07.2005 N 88-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса" (далее - Закон N 88-ФЗ) состоит из двух статей, первая из которых включает одиннадцать пунктов. Рассматриваемый нормативный акт носит исключительно технический, а вернее - юридико-технический характер. Единственная цель, которую преследовал в данном случае законодатель, чрезвычайно проста: в связи с изменениями в законодательстве о банкротстве необходимо было поменять нумерацию статей, ссылки между нормативными актами. Изменения вносятся по стандартной, немного сложной для восприятия формуле примерно следующего содержания: "в пункте 1 статьи 2 слова "в статье 5" заменить словами "в статье 25".
Федеральный закон от 24.06.1999 N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса" (далее - Закон о банкротстве ТЭК) был принят в 1999 году и содержал ряд особенностей по сравнению с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - общий закон о банкротстве). При этом в силу своей "дополнительности" Закон о банкротстве ТЭК по необходимости содержал целый ряд отсылок к статьям общего закона о банкротстве, которым на тот момент был Федеральный закон от 08.01.1998 N 6-ФЗ. С принятием нового Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" Федеральный закон от 08.01.1998 N 6-ФЗ утратил силу и соответственно потеряли смысл и отсылки к его статьям. Ведь очевидно, что старый и новый нормативные акты не могут совпадать и не совпадают досконально вплоть до нумерации статей. Так, например, п. 1 ст. 3 Закона о банкротстве ТЭК отсылал к ст. 8 прежнего общего закона о банкротстве, где шла речь об обязанности должника подать в арбитражный суд заявление о признании его банкротом при наличии установленных законом признаков. В новом общем законе о банкротстве соответствующие нормы содержатся в ст. 9. Соответственно в п. 1 ст. 1 Закона N 88-ФЗ предписано следующее: в пункте 1 статьи 3 слова "в статье 8" заменить словами "в статье 9", то есть изменить отсылочную норму, придать ей актуальность, указать номера статей, содержащих нормы, к которым идет отсылка, - это и есть задача комментируемого Закона N 88-ФЗ.
Нельзя не отметить, что в течение полутора лет с момента вступления в силу действующего общего закона о банкротстве нумерация статей оставалась старой, правоприменитель и правопользователь должны были ориентироваться не на номер статьи, а на ее содержание, чтобы уяснить истинный смысл отсылочной нормы Закона о банкротстве ТЭК. Причем для этого чисто технически необходимо было обращаться сразу к двум общим законам о банкротстве - предыдущему и ныне действующему. Иными словами, фактически можно говорить о том, что Закон о банкротстве ТЭК в ряде отсылочных норм не действовал. Отметим также, что это случай вопиющий, но не исключительный: похожая ситуация до недавнего времени существовала с законом, регулирующим банкротство кредитных организаций.
А.С. Ермоленко,
главный юрисконсульт компании "ФБК",
к.ю.н.
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 1, январь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"
Учредитель: ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771
Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1