Административное приостановление деятельности как новый вид
административного наказания
Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации" ввел новый вид основного административного наказания - административное приостановление деятельности, которое нельзя применять одновременно со штрафом и иными основными видами административных наказаний, поскольку за одно правонарушение может быть применена только одна из санкций, предусмотренных в КоАП РФ. Данный вид административного наказания применяется только в перечисленных в ст. 3.12 КоАП РФ случаях, а именно: угрозы жизни или здоровью людей; возникновения эпидемии; эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами; наступления радиационной аварии; наступления техногенной катастрофы; причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Объекты административного приостановления деятельности делятся на две группы: временное прекращение деятельности и временное прекращение эксплуатации. Объектами временного прекращения деятельности являются: лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; юридические лица; филиалы; представительства; структурные подразделения; производственные участки. Объектами временного прекращения эксплуатации являются: агрегаты; объекты; здания; сооружения; осуществление отдельных видов деятельности (работ); оказание услуг.
В материалах административного производства должны быть указаны конкретный случай, являющийся основанием для административного приостановления деятельности, и объект административного приостановления деятельности.
Административное приостановление деятельности возможно только по тем видам административных правонарушений, в санкциях которых содержится данный вид административного наказания. А последние изменения КоАП РФ административное приостановление деятельности как санкцию содержат не в каждом составе административного правонарушения.
Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Это положение весьма относительно и субъективно, поскольку назначать указанное наказание будет отдельный судья, в условиях отсутствия четких определенных законом критериев.
Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до 90 суток, что также является новеллой законодательства. Естественно, возникает вопрос о принимаемых мерах по истечении указанного срока в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения и устранения причин, послуживших основанием для административного приостановления деятельности. На наш взгляд, таковой мерой по истечении срока действия административного приостановления деятельности может служить процедура прекращения деятельности в целом в судебном порядке, предусмотренном законодательством.
С введением нового вида административного наказания была введена и новая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении - временный запрет деятельности. Временный запрет деятельности может применяться, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности.
Временный запрет деятельности может применяться только в исключительных случаях: если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей; возникновения эпидемии; возникновения эпизоотии; заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами; наступления радиационной аварии; наступления техногенной катастрофы; причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды. Причем предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно, что также является требованием закона.
Объекты временного запрета деятельности также делятся на две группы: временное прекращение деятельности; временное прекращение эксплуатации. Объектами временного прекращения деятельности являются: филиалы; представительства; структурные подразделения юридического лица; производственные участки. Объектами временного прекращения эксплуатации являются: агрегаты; объекты; здания; сооружения; осуществление отдельных видов деятельности (работ); оказание услуг.
В материалах административного производства обязательно должен быть указан конкретный случай, являющийся основанием для временного запрета деятельности, и объект временного запрета деятельности исходя из вышеуказанных.
Временный запрет деятельности осуществляется должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности.
Временный запрет деятельности оформляется протоколом, и срок его не должен превышать 5 суток. Срок временного запрета деятельности исчисляется не с момента вынесения протокола, а с момента фактического прекращения деятельности вышеперечисленных объектов (ст. 27.17 КоАП РФ). После составления протокола о временном запрете деятельности все материалы дела должны немедленно направляться в суд.
Временный запрет деятельности может действовать до рассмотрения дела судом об административном приостановлении деятельности в целях пресечения административного правонарушения.
Исполнение приостановления деятельности делится на: исполнение постановления судьи об административном приостановлении деятельности; исполнение ранее выданных предписаний о приостановлении деятельности должностных лиц после вступления в силу административного приостановления деятельности в судебном порядке.
Исполнение постановления судьи об административном приостановлении деятельности исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения такого постановления. Постановление судьи об административном приостановлении деятельности в этом случае будет являться исполнительным документом в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве". Судебный пристав-исполнитель обязан принять к исполнению исполнительный документ от суда.
Если должником является юридическое лицо, то исполнительные действия совершаются по месту его нахождения или месту нахождения его имущества. Исполнение требований, содержащихся в исполнительных документах, обязывающих должника совершить определенные действия, осуществляется по месту совершения этих действий.
При административном приостановлении деятельности производится: наложение пломб; опечатывание помещений; опечатывание мест хранения товаров и иных материальных ценностей; опечатывание касс; применяются другие меры по исполнению указанных в постановлении об административном приостановлении деятельности мероприятий, необходимых для исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности (ст. 32.12 КоАП РФ).
Перечень мер не является исчерпывающим, и ограничителем для них выступает следующее требование закона. При административном приостановлении деятельности не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения (ст. 32.12 КоАП РФ).
Исполнение ранее выданных предписаний о приостановлении деятельности должностных лиц после вступления в силу административного приостановления деятельности в судебном порядке осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 26 Федерального закона от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ.
Решения о приостановлении деятельности или эксплуатации объектов, вынесенные до вступления в силу указанного Закона, подлежат исполнению в соответствии с КоАП РФ, если действия, послужившие основанием такого приостановления деятельности, влекут административное наказание в виде административного приостановления деятельности. Продолжительность такого приостановления также не может превышать 90 суток с момента фактического прекращения деятельности объекта приостановки или эксплуатации.
Таким образом, ранее выданные предписания о приостановке будут иметь юридическую силу и подлежать обязательному исполнению, если основания для их вынесения подпадают под составы административных правонарушений КоАП РФ, где в санкции присутствует вновь введенный вид основного административного наказания в виде административного приостановления деятельности. Поскольку законодатель установил, что данные решения (предписания) о приостановке подлежат исполнению в соответствии с КоАП РФ, следовательно, на них распространяется порядок исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях, предусмотренный в ст. 32.12 гл. 32 разд. V КоАП РФ. В процессе исполнения ранее выданных предписаний, т.е. выданных до включения в КоАП РФ административного приостановления деятельности как вида административного наказания, возникают следующие сложности. Законодательство не определяет, каким документом (обычным сопроводительным письмом, протоколом, определением, постановлением) должны быть направлены материалы судебному приставу-исполнителю. Федеральный закон "Об исполнительном производстве" содержит исчерпывающий перечень видов исполнительных документов и требований, предъявляемых к исполнительным документам, но документ о приостановлении административной деятельности в этом перечне не назван и, соответственно, требования к нему не установлены. Формулировка ст. 7 Федерального закона "Об исполнительном производстве" содержит в перечне исполнительных документов постановления иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законом. Но насколько к данному виду документа можно отнести ранее выданные предписания о приостановке - вопрос спорный.
Таким образом, в настоящее время отсутствует наименование исполнительного документа, на основании которого будет производиться исполнение ранее выданных предписаний должностных лиц уполномоченных государственных органов о приостановке деятельности предприятий, объектов.
В связи с этим необходимо уточнять порядок (кому, через кого, в какой срок) направления ранее выданных предписаний о приостановке для исполнения, перечень материалов, достаточных для направления на исполнение ранее выданных предписаний о приостановке судебным приставам-исполнителям, а также может ли являться ранее выданное предписание о приостановке исполнительным документом (подп. 8 п. 1 ст. 7 "Об исполнительном производстве", ст. 26 Федерального закона N 45-ФЗ, ст. 32.12 КоАП РФ).
В настоящее время порядок принудительного исполнения постановления по делу об административном правонарушении определяется только Федеральным законом "Об исполнительном производстве", и решение вышеуказанных вопросов должно проводиться в рамках исполнительного производства в соответствии с административным законодательством и законодательством об исполнительном производстве.
В заключение необходимо сказать о порядке рассмотрения указанных дел. Абзац 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 9 мая 2005 г. устанавливает, что дела об административных правонарушениях, которые указаны в ч. 1 и 2 той же статьи, влекущих административное приостановление деятельности, рассматриваются судьями районных судов.
Судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных в абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.
В остальных случаях дела об административных правонарушениях, указанных в ч. 1 и 2 ст. 23.1 КоАП РФ, рассматриваются мировыми судьями.
Составы административных правонарушений, влекущих административное приостановление деятельности, были включены в ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ, которая перечисляет дела об административных правонарушениях, рассматриваемых судьями при условии, если сам орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
А.Ю. Семьянова,
начальник отдела нормативно-правового регулирования
Министерства экологии и природных ресурсов Республики
Татарстан, специалист по дипломатическому и экологическому
праву, кандидат юридических наук
"Право и экономика", N 2, февраль 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Административное приостановление деятельности как новый вид административного наказания
Автор
А.Ю. Семьянова - начальник отдела нормативно-правового регулирования Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, специалист по дипломатическому и экологическому праву, кандидат юридических наук
Родилась 6 января 1974 г. в г. Казани. В 1996 г. окончила юридический факультет Казанского государственного университета.
Автор ряда статей по дипломатическому праву, методического пособия по экологическому праву, практических рекомендаций по регистрации прав на недвижимое имущество, учебного пособия "Экологическое право" и др.
"Право и экономика", 2006, N 2