Расчеты бюджетного учреждения с вышестоящим распорядителем
бюджетных средств (счет 304 04).
Новый учет - старые проблемы
Внутренние расчеты по финансированию из бюджета между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета учитываются на счете 1 304 04 000.
Согласно Приложению N 2 к приказу Минфина России от 24.02.2005 N 26н у счета 304 04 для учета расходов бюджета в качестве кодов бюджетной классификации (1-17-й разряды счета) используется функциональная классификация расходов (ФКР), а для КОСГУ (24-26-й разряды счета) используется экономическая классификация расходов бюджета.
Согласно Инструкции, на счете 304 04 получатели бюджетных средств учитывают:
Виды расчетов | ПБС, у которых открыты лицевые счета в органах Федерального казначей- ства (далее - ОФК) |
ПБС, у которых открыты счета в учреждениях банка |
Примечание |
1. Учет объемов финан- сирования (переведенных бюджетных средств) |
На балансовых счетах не учитываются |
Ст. 200 Инструкции |
Единый счет бюджета предполагает отражение остатков бюджетных средств на балансовом счете ОФК |
2. Учет операций по цен- трализованному снабжению |
Ст. 244 Инструкции | По мнению автора, к этим операци- ям также можно отнести операции по передаче НФА от одного ПБС другому ПБС в соответствии с ука- заниями РБС (перераспределение НФА) |
|
3. Учет передачи задол- женности из одного бюд- жетного учреждения в дру- гое |
Инструкцией по бюджетному учету не определен |
Далее по тексту приведено описа- ние возможных ситуаций передачи задолженности |
1. Учет перечисленных средств бюджета (объемов финансирования
расходов)
Внутренние расчеты по перечислению средств бюджета между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета учитываются на счете 1 304 04 000. Далее по тексту введем соответствующие сокращения: для распорядителей - РБС и для получателей - ПБС.
Ниже в таблице приведены операции по перечислению средств бюджета:
Содержание операции | РБС | ПБС | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | |
Лицевой счет в ОФК | ||||
Перечисление объемов средств бюджета | 1 304 04 ХХХ | 1 304 05 ХХХ | В бюджетном учете не отражается |
|
Отзыв средств бюджета | 1 304 05 ХХХ | 1 304 04 ХХХ | В бюджетном учете не отражается |
|
Счет в учреждении банка | ||||
Перечисление объемов финансирования | 1 304 04 ХХХ | 1 201 01 610 | 1 201 01 510 | 1 304 04 ХХХ |
Отзыв средств бюджета | 1 201 01 510 | 1 304 04 ХХХ | 1 304 04 ХХХ | 1 201 01 610 |
В связи с изменением идеологии учета у сотрудников бюджетных учреждений зачастую возникает вопрос в отношении учета поступивших бюджетных средств в ОФК.
Сложность возникает в том, что в соответствии с Инструкцией остаток "живых" бюджетных средств учреждением не учитывается. В некоторых министерствах поступившие от РБС бюджетные средства (переведенные объемы финансирования) рекомендовано учитывать на забалансовом счете. Конечно, в бюджетном учете этой суммой можно проконтролировать только показатель общих кассовых расходов, причем без их расшифровки.
2. Учет операций по централизованному снабжению
Как и в предыдущей инструкции, учету операций по централизованному снабжению в Инструкции по бюджетному учету посвящен отдельный раздел.
В Приложении N 1 приведены примеры операций по централизованному снабжению и порядок их отражения на счетах бюджетного учета.
Ниже в таблице даны типовые операции по централизованному снабжению, осуществляемому за счет средств бюджета, применительно для получателей бюджетных средств.
Содержание операции | Получатель бюджетных средств |
Примечание | |
Дебет | Кредит | ||
На сумму НФА: - отправленных поставщиком, но не поступивших к моменту получения Извещения (ф. 0504805) - при поступлении НФА, находившихся в пути к мо- менту получения Извещения |
107 01 310 107 02 320 107 03 340 106 01 310 106 04 340 |
304 04 310 304 04 320 304 04 340 107 01 410 107 03 440 |
Пункты 2-3 ст. 246 Инс- трукции. П. 4 ст. 246 Инструкции. По всей ви- димости, в этом разделе пропущен счет 106 02 |
- поступивших к моменту получения Извещения (ф. 0504805) |
106 01 310 106 04 340 |
304 04 310 304 04 340 |
Таким образом, кредитовый остаток счета 304 04 в бюджетных учреждениях показывает сумму материальных ценностей (нефинансовых активов), полученных в порядке централизованного снабжения.
Применительно к распорядителям и получателям бюджетных средств порядок отражения в учете операций по централизованному снабжению в Инструкции описан подробно и вопросов почти не вызывает.
Исключением служит учет этих операций на базах, складах снабжения, которые являются получателями средств бюджета, но при этом выполняют функции снабжения и тем самым принимают непосредственное участие в расчетах между распорядителями средств бюджета и бюджетными учреждениями-получателями материальных ценностей.
Деятельность баз и складов снабжения можно разделить на две составляющие:
- операционная деятельность (связана с обеспечением снабжения ведомственных бюджетных учреждений);
- текущая деятельность (обеспечение собственных потребностей).
Базами и складами материально-технического обеспечения (далее по тексту - базами МТО) операции по получению материальных ценностей, оплаченных вышестоящими РБС, отражаются в учете так же, как и бюджетными учреждениями.
Неясность в вопросах учета возникает при отражении в учете операций по выдаче материальных ценностей базами МТО непосредственно бюджетным учреждениям, то есть конечным потребителям.
Следует отметить, что во многих министерствах и ведомствах существуют бюджетные базы МТО, которые в соответствии с утвержденными планами материально-технического обеспечения снабжают ведомственные бюджетные учреждения материальными ценностями. Многие системы ведомственного централизованного снабжения осуществляются по схеме:
/-----------------------------------------\
| Главное (центральное) управление |
|(осуществляет централизованную оплату МЦ)|
\-----------------------------------------/
|
/------------------------------------------------------------\
|Региональная база (склад) материально-технического снабжения|
|(получение от поставщиков МЦ, оплаченных в централизованном |
| порядке, и выдача МЦ бюджетным учреждениям) |
\------------------------------------------------------------/
|
/------------------------------------------------------------\
| Бюджетное учреждение |
| (получает с территориальных баз МТО материальные ценности) |
\------------------------------------------------------------/
Если порядок отражения в учете операций, связанных с получением централизованно оплаченных материальных ценностей, вопросов не вызывает, то операции по их выдаче с баз МТО Инструкцией не определен. Это в свою очередь порождает необходимость издания ведомственных указаний о порядке учета операций по централизованному снабжению. Если учесть, что согласно статье 2 Инструкции, корреспонденции счетов бюджетного учета являются составной частью государственной учетной политики, то нет оснований для формирования отраслевых учетов. На практике это означает, что согласованный с Минфином России ведомственный порядок учета тех или иных операций, целесообразно доводить в виде указаний Минфина России до всех главных распорядителей бюджетных средств. Это позволит на практике реализовать государственную учетную политику и ликвидирует отраслевые учеты.
Предложения по учету операций централизованного снабжения на базах МТО:
N п/п |
Содержание операции (Инструкцией не определено) |
Дебет (умень- шение креди- торской за- долженности перед выше- стоящим рас- порядителем) |
Кредит (уменьшение капитальных вложений) |
Документальное оформление операции |
1 | Отгрузка (выдача) с базы МТО оборудования и других основных средств бюджетному учреждению |
304 04 310 | 106 01 410 | Извещение (ф. 0504805) оформляется в 4 экземплярах. - 1-й и 2-й экземпляры передаются бюд- жетному учреждению-получателю материаль- ных ценностей; - 3-й экземпляр направляется своему вы- шестоящему распорядителю. Если бюджетное учреждение и база МТО финансируются различными распорядителя- ми, то выписывается дополнительный эк- земпляр Извещения (ф. 0504805), который направляется распорядителю бюджетных средств, финансирующему бюджетное учреж- дение-получателя материальных ценностей. |
2 | Отгрузка (выдача) с базы МТО материальных запасов бюджетному учреждению |
304 04 340 | 106 04 440 |
При том что распорядитель, централизованно оплативший материальные ценности, в соответствии с требованиями статьи 241 Инструкции ведет их учет на забалансовом счете 05 "Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению", на базах МТО статьей 71 Инструкции предусмотрено ведение аналитического учета на счете 106.
Также хотелось бы обратить внимание на необходимость определения порядка учета операций при передаче материальных ценностей из одного учреждения в другое.
На практике достаточно часто в соответствии с указаниями главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств производится перераспределение материальных ценностей между бюджетными учреждениями. Эти вопросы, несомненно, находятся в компетенции распорядителей бюджетных средств и являются неотъемлемой частью их функций.
Определяя порядок учета этих операций, наверное, следует их классифицировать. Очевидно, что эти операции можно отнести к централизованному снабжению и соответственно распространить на них действующий порядок учета аналогичных операций.
В связи с тем что передаваемые основные средства могли быть ранее приняты к бухгалтерскому учету и соответственно на них ранее была начислена амортизация, порядок учета этих операций бюджетным учреждением- грузоотправителем можно реализовать двумя способами:
1) в Извещении (ф. 0504805) указывается только остаточная стоимость основных средств;
2) в Извещении (ф. 0504805) отражаются первоначальная (балансовая) стоимость основных средств и сумма начисленной амортизации на дату передачи основного средства.
Проводки по отражению этих операций (п. 2) в бюджетном учреждении, передающем основное средство, могли быть следующими:
N п/п |
Содержание операции (Инструкцией не определено) |
Дебет | Кредит | Примечание |
1 | Списана с учета балансовая сто- имость переданного основного средства |
304 04 310 | 101 01 410 - 101 10 410 |
Кредиторская задолженность перед вышестоящим распорядителем бюджет- ных средств (счет 304 04 310) уменьшится на сумму остаточной стоимости основного средства (пер- воначальная (балансовая) стоимость минус сумма амортизации) |
2 | Списана с учета сумма начислен- ной амортизации |
104 01 410 - 104 06 410 |
304 04 310 |
Соответственно в учете распорядителя бюджетных средств операцию по передаче основного средства предлагается отражать записью:
- по дебету счета 304 04 310 (на сумму остаточной стоимости основного средства - увеличение дебиторской задолженности по внутренним расчетам с бюджетным учреждением - получателем);
- по кредиту счета 304 04 310 (на сумму остаточной стоимости основного средства - уменьшение дебиторской задолженности по внутренним расчетам с бюджетным учреждением, передавшим основное средство).
Передачу материальных запасов в бюджетном учреждении, осуществившем их отгрузку, предлагается отражать в учете:
Дебет 304 04 340 (уменьшение задолженности)
Кредит 105 ХХ 440 (уменьшение материальных запасов).
3. Учет передачи остатков задолженности (средств в расчетах)
В министерствах и ведомствах, где в соответствии с действующим законодательством предусмотрена военная служба, военнослужащих в порядке перевода зачастую направляют к новому месту службы, то есть в другое военное учреждение.
При этом у военнослужащих к моменту убытия могут быть непогашенными остатки задолженности, в том числе по ранее полученным беспроцентным ссудам или не взысканным остаткам начетов.
Передача сумм задолженности из одного бюджетного учреждения в другое, наверное, должна осуществляться через счета расчетов с вышестоящим распорядителем бюджетных средств.
Например:
Передана сумма задолженности по беспроцентной ссуде, числящейся за военнослужащим, убывшим к новому месту службы:
Дебет 1 304 04 540 Кредит 1 207 01 640 (Инструкцией не определено).
Вышестоящим РБС возможна запись по счету 1 304 04 540:
Дебет 1 304 04 540 (аналитический учет ПБС - места назначения)
Кредит 1 304 04 540 (аналитический учет ПБС - места убытия)
Военным учреждением, куда прибыл военнослужащий для дальнейшего прохождения службы, на основании соответствующих документов (Инструкцией данный порядок не определен) принята сумма задолженности ссудозаемщика. В учете производится запись:
Дебет 1 207 01 540 Кредит 1 304 04 540 (Инструкцией не определено).
Отражение в бюджетном учете операций
по централизованному снабжению материальными ценностями (МЦ)
Вводимые обозначения: Заказчик - вышестоящее учреждение (заказчик), производящее расчеты по централизованному снабжению;
Грузополучатель - бюджетное учреждение, осуществляющее приемку материальных ценностей, оплаченных в порядке централизованного снабжения;
РБС - распорядитель бюджетных средств;
ПБС - получатель бюджетных средств.
N п/п |
Содержание операции |
Сумма опера- ции |
Заказчик | Грузополучатель | ||||||||||||
Расчеты по авансам |
Расчеты с поставщика- ми |
Внутренние расчеты РБС и ПБС |
Расчеты по платежам из бюджета |
НФА в пути |
Вложения в НФА |
Внутренние расчеты РБС и ПБС |
||||||||||
206 08 206 09 206 11 |
302 17 302 18 302 20 |
304 04 | 304 05 | 107 01 107 02 107 03 |
106 01 106 04 |
304 04 | ||||||||||
Дебет | Кре- дит |
Дебет | Кре- дит |
Дебет | Кре- дит |
Де- бет |
Кре- дит |
Дебет | Кре- дит |
Дебет | Кре- дит |
Де- бет |
Кре- дит |
|||
1 | Перечисление аванса |
1 000 | 1 000 | 1 000 | ||||||||||||
2 | Отгрузка: а) получены документы на отгрузку МЦ; б) уменьше- ние креди- торской за- долженности при наличии аванса |
3 000 | 1 000 | 1 000 | 3 000 | 3 000 | ||||||||||
3 | Оплата сче- тов (кроме аванса) |
2 000 (3000 - 1 000 |
2 000 | 2 000 | ||||||||||||
Оборот | 1 000 | 1 000 | 3 000 | 3 000 | 3 000 | - | - | 3 000 | ||||||||
Остаток | - | - | - | - | 3 000 | 3 000 | ||||||||||
4 | Поступило извещение (ф. 0504805) и счет поставщика (МЦ не поступили) |
3 000 | 3 000 | 3 000 | ||||||||||||
5 | Поступили МЦ | 2 500 | 2 500 | 2 500 | ||||||||||||
6 | Выявлена не- достача |
500 | 500 | 500 | 500 | 500 | ||||||||||
7 | Произведена допоставка МЦ |
500 | 500 | 500 | 500 | 500 | ||||||||||
Оборот | 1 000 | 1000 | 3 500 | 3500 | 3 500 | 500 | - | 3 000 | 3 000 | 3 000 | 3 000 | - | 500 | 3 500 | ||
Остаток | - | - | - | - | 3 000 | - | - | 3 000 | - | - | 3 000 | - | - | 3 000 |
Щеткин Сергей Васильевич (ЗАО "Агентство "Русспромоценка", тел.: (095) 268-29-91, 269-66-02, факс. 720-67-80).
С.В. Щеткин,
начальник управления автоматизации учета
бюджетных учреждений ЗАО "Агентство "Русспромоценка"
(центр технической поддержки программы
"Турбо Бухгалтер")
"Советник бухгалтера социальной сферы", N 1, январь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Советник бухгалтера социальной сферы"
для бюджетных учреждений и некоммерческих организаций
Зарегистрирован в Государственном комитете РФ по печати
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-11509 от 28.12.2001 г.
Учредитель: ООО "Издательство "Советник бухгалтера"
Отдел подписки и распространения: (495) 236-33-89, 258-00-27, 237-77-95
Отдел рекламы: (495) 277-28-66, 274-05-12
Почтовый адрес редакции: 115093, Москва, Люсиновская ул., 51.
E-mail: sb@ministry.ru, sb@sde.ru
Подписка на сайте: www.sovbuh.ru
Подписка на почте:
Роспечать - 81765
Пресса России - 14502