Подрядная организация закончила строительство объекта и сдала его заказчику. Состоялось торжественное открытие корпуса здания с участием представителей организации (подрядчика), заказчика и администрации города. В этой связи была опубликована статья в газете, где упоминались организация, ее вид деятельности, объекты строительства и т.д. С издательством подписан акт об оказании услуг, где они названы информационными. Можно ли признать эти услуги рекламными в бухгалтерском и налоговом учете?
Для квалификации произведенных расходов необходимо обратиться к Федеральному закону от 18.07.95 г. N 108-ФЗ (с изм. и доп. на 21.07.05 г.) "О рекламе". Согласно ст. 2 Закона реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, виде деятельности, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, виду деятельности, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Таким образом, основными критериями рекламы являются, во-первых, распространение информации для неопределенного круга лиц и, во-вторых, способствование реализации товаров, работ и услуг организации.
Очевидно, что опубликованная в газете статья была предназначена для неопределенного круга лиц, а ее цель напрямую связана с распространением информации о деятельности строительной организации. Таким образом, несмотря на то что в акте указаны информационные услуги, расходы на публикацию статьи в газете носят рекламный характер.
В налоговом учете указанные расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией (п.п. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ), и в полной сумме как расходы на рекламные мероприятия через СМИ (п. 4 ст. 264 НК РФ) принимаются при исчислении налога на прибыль.
Квалифицировать произведенные расходы как расходы на информационные услуги и относить их по п.п. 14 п. 1 ст. 264 НК РФ представляется не верным. Кроме того, в указанном подпункте речь идет об информационных услугах, приобретаемых организаций, а в данной ситуации строительная организация не получает информацию, а, наоборот, ее распространяет.
В бухгалтерском учете расходы на рекламу относятся к расходам по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденного приказом Минфина России от 6.05.99 г. N 33н), и учитываются на счете 44 "Расходы на продажу" субсчет "Рекламные расходы".
Расходы на рекламу связаны с продажей продукции, товаров, работ и услуг, поэтому они являются коммерческими. Пункт 9 ПБУ 10/99 предлагает два способа учета таких расходов:
признавать в себестоимости реализуемых товаров, выполненных работ, оказанных услуг полностью;
распределять их между реализованной и нереализованной продукцией (выполненными работами, оказанными услугами).
Выбор того или иного варианта учета коммерческих расходов должен быть закреплен в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета (п. 8 положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденного приказом Минфина России от 9.12.98 г. N 60н).
М. Бойкова,
налоговый консультант ООО "Русская аудиторская компания"
1 марта 2006 г.
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 9, март 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71