Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 12 марта 2004 г. N КА-А41/1597-04
(извлечение)
Решением от 03.11.2003 Арбитражного суда Московской области, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.01.2004, отказано в удовлетворении заявления МРИ МНС РФ N 7 по Московской области о взыскании с ПБОЮЛ К. единого социального налога за 2002 г. в сумме 47218 руб. 85 коп. и пени в сумме 1411 руб. 26 коп.
При этом судебные инстанции исходили из того, что изменения налогового законодательства значительно ухудшили положение предпринимателя в связи с многократным увеличением, налоговой базы и, суммы единого социального налога, подлежащего уплате, в связи с чем предприниматель была вправе исчислять налог в соответствии законодательством, действовавшим на момент ее государственной регистрации.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке ст. 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой МРИ МНС РФ N 7 по Московской области, в которой ставится вопрос об их отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Дело рассмотрено в порядке п. 3 ст. 284 АПК РФ в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
По мнению предпринимателя, в декларации по ЕСН за 2002 г. ею обоснованно исчислена налоговая база исходя из стоимости патента в соответствии с п. 2 ст. 236 НК РФ в редакции Федерального закона N 117-ФЗ от 05.08.2000.
По мнению налогового органа, налоговая база для исчисления ЕСН определяется как произведение выручки и коэффициента 0,1 в соответствии с п. 3 ст. 237 НК РФ в редакции Федерального закона N 198-ФЗ от 31.12.2001.
Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, К. была зарегистрирована в качестве предпринимателя, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, 16.11.2000 и в соответствии с выданными патентами применяла с 01.10.2001 по 31.12.2002 упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.
В соответствии с п. 2 ст. 236 НК РФ (в редакции Федерального закона N 117-ФЗ от 05.08.2000) для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом обложения является доход, определяемый исходя из стоимости патента.
Согласно п. 3 ст. 237 НК РФ (в редакции Федерального закона N 198-ФЗ от 31.12.2001), для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, налоговая база определяется как произведение валовой выручки и коэффициента 0,1.
В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", в случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства, в соответствии с неоднократно сформулированной правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, может заключаться как в возложении дополнительного налогового бремени, так и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности по исчислению и уплате налога, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности. Поэтому новая норма налогового законодательства не применяется к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового регулирования на основании абзаца второго части первой статьи 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
В соответствии с Определением КС РФ от 10.11.2002 N 321-О (на которое ссылается Инспекция в кассационной жалобе) изменение налоговых обязанностей индивидуальных предпринимателей, которые применяют упрощенную систему налогообложения, по уплате единого социального налога, касающееся объекта налогообложения и налоговой базы, само по себе не означает ухудшение их положения, а потому не может быть истолковано как увеличение налогового бремени.
В то же время в названном определении КС РФ отмечено, что заявителем не приведено никаких доказательств в подтверждение своей позиции о том, что изменение объекта налогообложения и налоговой базы по ЕСН ухудшило положение налогоплательщика.
При рассмотрении настоящего дела судебными инстанциями установлено, что изменения налогового законодательства значительно ухудшили положение предпринимателя в связи с многократным (в 33 раза) увеличением налогооблагаемой базы (налогооблагаемая база вместо 38461,54 руб. составляет 1270441,66 руб.) и налога, подлежащего уплате.
Кроме того, в соответствии с определениями КС РФ от 10.11.2002 NN 321-О, 322-О положения Федерального закона от 31.12.2001 "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" следует рассматривать в системной связи с положениями Федерального закона от 24 июля 2002 года "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах".
Конституционный Суд пришел к выводу о том, что положение статьи 2 Федерального закона "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" о включении единого социального налога в перечень обязательных платежей, которые должны уплачиваться плательщиками единого налога на вмененный доход, со дня введения в действие Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", т.е. с 29 августа 2002 года, фактически не применяется (при том, что суммы за соответствующий налоговый (отчетный) период в 2002 году, уплаченные налогоплательщиками, переведенными на единый налог на вмененный доход, подлежат зачету). Тем самым фактически отменено и дополнительное налоговое бремя, возложенное на налогоплательщиков статьей 2 Федерального закона "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", и устранены причины нарушения их конституционных прав (хотя юридически эта статья утрачивает силу лишь с 1 января 2003 года).
Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации к числу законодательных актов, утративших силу, следует относить акты не только формально отмененные, но и фактически недействующие в силу издания более поздних актов, которым они противоречат (определения от 2 ноября 1995 года, от 13 ноября 2001 года).
Учитывая изложенное, у налогового органа отсутствовали правовые основания для доначисления налога и пени.
Таким образом, судебными инстанциями правильно применены нормы материального права, выводы судебных инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам. Нарушений норм процессуального права не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 284, 286, 287, 289 АПК РФ, суд постановил:
решение от 03.11.2003 и постановление апелляционной инстанции от 05.01.2004 Арбитражного суда Московской области по делу N А41-К2-16441/03 оставить без изменения, кассационную жалобу МРИ МНС РФ N 7 по Московской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 12 марта 2004 г. N КА-А41/1597-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании