Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 20 апреля 2004 г. N КА-А40/2741-04
(извлечение)
решением от 21.01.04 Арбитражного суда г. Москвы признаны незаконными действия ИМНС РФ N 29 по ЗАО г. Москвы по проведению дополнительных мероприятий налогового контроля ОАО "Газпром", выразившихся в вынесении решения от 01.07.03 г. и выставлении требований от 01.07.03 г. и от 25.08.03 г., как несоответствующие нормам НК РФ.
Применив ст.ст. 87, 89, 93, 100, 101, п. 7 ст. 3 НК РФ, суд указал, что налоговый орган посредством проведения дополнительных мероприятий налогового контроля решил устранить допущенные им при проведении проверки собственные просчеты, фактически необоснованно увеличив время проверки.
Т.к. выездная налоговая проверка закончена, Инспекция не вправе в рамках проведения дополнительных мероприятий налогового контроля истребовать от налогоплательщика документы.
Поскольку законом прямо не предоставлено право истребовать у налогоплательщика документы на этой стадии, суд применил п. 7 ст. 3 НК РФ, в соответствии с которым все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
В кассационной жалобе ИМНС РФ N 29 по ЗАО г. Москвы просит об отмене судебного акта, ссылаясь на то, что он вынесен с нарушением закона.
Рассмотрев дело в отсутствие представителя Инспекции, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, выслушав представителей Общества, возражавших против удовлетворения жалобы по мотивам, изложенным в судебном акте и в отзыве на кассационную жалобу, проверив материалы дела, кассационная инстанция находит решение подлежащим отмене, заявленные требования отклонению.
В соответствии с п. 2 ст. 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:
1) о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
2) об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля принимается в случае, если материалы дела не позволяют вынести обоснованное решение о привлечении к ответственности об отказе в этом.
При разрешении спора установлено, что, рассмотрев материалы проверки с учетом возражений Общества, Инспекция не сочла их достаточными, приняла оспариваемое решение о проведении дополнительных мероприятий проверки правильности исчисления земельного налога, на основании которого оспариваемыми налогоплательщиком требованиями предложила представить ряд документов.
Ст. 31 НК РФ предоставляет налоговым органом право требовать от налогоплательщика документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Право получать документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения, предусмотрено Законом РФ "О налоговых органах РФ" N 943-1 от 21.03.91 г. (в редакции Федерального закона N 54 ФЗ от 22.05.03 г.).
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что оспариваемые ненормативные акты не соответствуют налоговому законодательству, противоречит названным нормам материального права.
Кроме того, каких-либо доказательств, подтверждающих, что оспариваемые акты ущемляют права и интересы налогоплательщика, не имеется.
Общество на такие обстоятельства в своих требованиях не ссылалось, судом не установлено.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом полно, всесторонне, но неправильно применена норма права, поэтому кассационная инстанция считает необходимым, отменив судебный акт, вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Ссылка суда на п. 7 ст. 3 НК РФ не обоснованна, т.к. неустранимых сомнений, противоречий и неясности актов законодательства о налогах и сборах в спорной ситуации не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.01.04 отменить.
В удовлетворении заявления ОАО "Газпром" о признании недействительными действий ИМНС РФ N 29 по ЗАО г. Москвы по проведению дополнительных мероприятий налогового контроля, выразившихся в вынесении решения от 01.07.03 г. и выставлении требований от 01.07.03 г. и от 25.08.03 г. - отказать.
Взыскать с ОАО "Газпром" госпошлину за рассмотрение дела по кассационной жалобе в размере 500 (пятьсот) руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 20 апреля 2004 г. N КА-А40/2741-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании