Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 26 апреля 2004 г. N КА-А40/2875-04
(извлечение)
Решением от 12.11.2003 г., оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.01.2004 г., Арбитражного суда г. Москвы отказано в удовлетворении заявления Универсального коммерческого банка гуманитарных инвестиций "Новый Символ" о признании частично недействительным решения Межрайонной инспекции МНС РФ N 44 по г. Москве от 05.08.2003 г. N 10-12/56:
- в части 1 - привлечения к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ в виде взыскания штрафа по пункту 2.2. Акта в сумме 255178 руб. 20 коп.;
- в части 2.1 - взыскания пени по п. 2.2. Акта за неперечисление в бюджет сумм неудержанного налога с доходов физических лиц, полученных от реализации ценных бумаг в 2002 г., в сумме 189 291 руб. 31 коп.;
- в части 2.2 - внесения необходимых исправлений в бухгалтерский учет, предоставления уточненных сведений по форме 2-НДФЛ, для взыскания налога на доходы физических лиц налоговым органом по п. 2.2 Акта.
Применив ст. 233 НК РФ, ст. 2 Закона РФ "О введении в действие части второй НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах" от 05.08.2000 г. N 118-ФЗ, судебные инстанции указали, что в связи с утратой силы Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" от 07.12.1991 г. N 1998-1 прекратил действие и Закон г. Москвы от 02.07.1997 г. N 26, которым предусмотрено освобождение от налогообложения доходов физических лиц, полученных от продажи ценных бумаг по договорам комиссии через профессиональных участников рынка ценных бумаг, перечень которых утверждался Московским региональным отделением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 19.08.1999 г. N 811, а ст. 233 НК РФ не распространяет свое действие на льготы, предоставленные после вступления в силу Налогового кодекса РФ.
В кассационной жалобе Универсальный коммерческий банк гуманитарных инвестиций "Новый Символ" в связи с неправильным применением норм материального права, неправильным истолкованием закона и неприменением закона, подлежащего применению, просит отменить судебные акты.
Выслушав представителей заявителя, поддержавших доводы жалобы, а также представителей налогового органа, возражавших против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в судебных актах и в отзыве на кассационную жалобу, проверив материалы дела, кассационная инстанция считает, что судебные акты подлежат отмене.
Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, Универсальный коммерческий банк гуманитарных инвестиций "Новый Символ" решением Инспекции от 05.08.2003 г. N 10-12/56 привлечен к ответственности в виде взыскания штрафа в размере 266939 руб., а также начислены пени в размере 194117 руб. 39 коп. на основании ст. 123 НК РФ в связи с тем, что заявитель, как налоговый агент, в нарушение п. 3 ст. 24, п. 8 ст. 214.1 НК РФ при осуществлении выплат денежных средств физическим лицам не исполнил обязанность по удержанию и перечислению из средств, выплаченных налогоплательщикам, налога на доходы от операций купли-продажи ценных бумаг - облигаций федерального займа.
Заявитель, ссылаясь на ст. 3 Закона РФ от 07.12.1991 г. N 1998-1 и на подпункт "а" п. 2 ст. 1 Закона г. Москвы от 02.07.1997 г. N 26, утверждает, что правомерно применил льготу по подходному налогу на физических лиц, поскольку Закон г. Москвы от 02.07.1997 г. N 26 не был отменен в связи с введением в действие главы 23 НК РФ и действовал до 01.01.2003 г.
В соответствии с п. 7 ст. 3 Закона РФ от 07.12.1991 г. N 1998-1 исключение из совокупного дохода физических лиц отдельных видов доходов, освобождение от обложения подоходным налогом отдельных категорий физических лиц, а также предоставление других льгот производятся только в соответствии с положениями данного Закона и законодательными актами субъектов РФ.
В соответствии с подпунктом "а" п. 2 ст. 1 Закона г. Москвы от 02.07.1997 г. N 26 в совокупный доход, полученный в налогооблагаемый период физическими лицами, являющимися клиентами организаций - профессиональных участников рынка ценных бумаг, перечень которых утверждается Московским региональным отделением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, не включаются суммы дохода, получаемые от следующего вида операций с ценными бумагами, процедура эмиссии, условия размещения и обращения которых регулируются Законом РФ "О рынке ценных бумаг" от 22.04.1996 года N 39-ФЗ, и допущенными к обращению через организаторов торговли, имеющих лицензию Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг: продажа ценных бумаг через профессиональных участников рынка ценных бумаг по договорам комиссии и поручения.
Судебными инстанциями установлено, что заявитель на основании распоряжения от 19.08.1999 г. был включен в перечень, утвержденный Московским региональным отделением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.
В соответствии со ст.ст. 1, 2 Закона г. Москвы "О признании утратившими силу законов г. Москвы о льготах по подоходному налогу с физических лиц" от 30.10.2002 г. N 57, установлено, что Закон г. Москвы от 02.07.1997 г. N 26 признан утратившим силу с 01.01.2003 г.
Судебные инстанции, делая вывод о том, что Закон г. Москвы от 02.07.1997 г. N 26 прекратил свое действие в связи с утратой силы Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" от 07.12.1991 г. N 1998-1, не учли, что в ст. 233 НК РФ установлены переходные положения, предусматривающие правила применения ранее установленных льгот по данному налогу законодательным актом субъекта РФ.
В ст. 233 НК РФ указано, что налоговые льготы, предоставленные законодательными (представительными) органами субъектов РФ в части сумм налога, зачисляемых в соответствии с законодательством РФ в их бюджеты, до дня вступления в силу НК РФ, действуют в течение того срока, на который эти налоговые льготы были предоставлены. Если при установлении налоговых льгот не был определен период времени, в течение которого эти налоговые льготы могут использоваться, то указанные налоговые льготы прекращают свое действие решением законодательных (представительных) органов РФ.
Из буквального содержания приведенной статьи следует, что действие льгот по подоходному налогу с физических лиц, установленных Законом г. Москвы от 02.07.1997 г. N 26, не прекращается автоматически с введением главы 23 НК РФ.
Поскольку Закон г. Москвы от 02.07.1997 г. N 26, предусматривающий налоговые льготы, был принят до вступления в силу Налогового кодекса РФ и в нем не был установлен срок действия этих льгот, то у заявителя отсутствовало правовое основание для перечисления подоходного налога с физических лиц.
В связи с тем, что ст. 233 НК РФ прямо допускает действие льгот после введения в действие главы 23 НК РФ, является необоснованным вывод судебных инстанций о том, что положения Закона г. Москвы от 02.07.1997 г. N 26 в части освобождения от налогообложения дохода физических лиц, полученного от продажи ценных бумаг по договорам комиссии через профессионального участника рынка ценных бумаг противоречат главе 23 НК РФ, что в силу ст. 2 Закона РФ от 05.08.2000 г. N 118-ФЗ является основанием для признания их недействующими.
Судебными инстанциями установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но ими неправильно применена норма права, в связи с чем суд кассационной инстанции, исходя из п. 2 ч. 1 ст. 287 АПК РФ, считает возможным отменить решение и постановление Арбитражного суда г. Москвы полностью и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления Универсального коммерческого банка гуманитарных инвестиций "Новый Символ" о признании частично недействительным решения Межрайонной инспекции МНС РФ N 44 по г. Москве от 05.08.2003 г. N 10-12/56.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 284, 286, 287, 288, 289 АПК РФ, суд постановил:
решение от 12.11.03 г. и постановление апелляционной инстанции от 15.01.04 г. Арбитражного суда г. Москвы отменить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции МНС РФ N 44 по г. Москве N 10-12/56 от 05.08.03 г.:
- в части привлечения к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ в виде штрафа в сумме 255178,2 руб.;
- в части взыскания пени в сумме 189291,31 руб.;
- в части внесения необходимых исправлений в бухгалтерский учет предоставления уточненных сведений по форме 2-НДФЛ, для взыскания налога на доходы физических лиц.
Возвратить Универсальному коммерческому банку гуманитарных инвестиций "Новый Символ" в размере 2000 (две тысячи руб.).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 26 апреля 2004 г. N КА-А40/2875-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании