Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 19 января 2006 г. N КА-А40/13693-05
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2006 г.
Открытое акционерное общество "Читаэнерго" (далее - ОАО "Читаэнерго") обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными действий Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) по возвращению исполнительного листа от 4 сентября 1998 года, выданного Арбитражным судом Читинской области по делу N А78-20/85.
В качестве третьего лица по делу привлечено Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России).
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 22 июля 2005 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 5 октября 2005 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ОАО "Читаэнерго" просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм материального и процессуального права. Арбитражными судами не исследованы доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Представители ОАО "Читаэнерго", Минфина России, Минобороны России, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Проверив правильность применения арбитражным судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы, арбитражный суд кассационной инстанции находит решение и постановление подлежащими отмене, в связи с нарушением судами норм процессуального права.
Согласно статьям 71, 170, 271 АПК РФ обстоятельства дела устанавливаются судом на основании всестороннего, полного и объективного исследования в судебном заседании имеющихся в деле доказательств. При этом в судебных актах арбитражного суда должны быть указаны доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.
Арбитражный суд установил, что 4 сентября 1998 года на основании решения Арбитражного суда Читинской области ОАО "Читаэнерго" был выдан исполнительный лист на взыскание с Атамановской КЭЧ в пользу заявителя основного долга в размере 1199873,92 рублей и пени в размере 420497 рублей.
8 апреля 2002 года ОАО "Читаэнерго" направило исполнительный лист в Минфин России для взыскания денежных средств в размере суммы пени с Минобороны России в порядке субсидиарной ответственности.
Письмом от 18 ноября 2004 года N 180/6/2266 Минобороны России сообщило Минфину России об исполнении указанного выше исполнительного листа в сумме 420497 рублей и представило реестр поставщиков, исполнительные листы которых оплачены на местах.
Письмом от 29 ноября 2004 года N 11-02-007/22282 Минфин России возвратил исполнительный документ заявителю, в связи с его исполнением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражные суды исходили из того, что у ОАО "Читаэнерго" имелись сведения об исполнении исполнительного документа Минобороны России, в силу чего возврат исполнительного листа является обоснованным.
Кроме этого, арбитражные суды, руководствуясь пунктом 7 Правил исполнения требований исполнительных листов и судебных приказов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2001 года N 143 и пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 2004 года N 379 "Об изменении порядка исполнения требований исполнительных листов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета", указали, что право списания денежных средств со счетов главных распорядителей средств федерального бюджета в безакцептном порядке Минфину России не предоставлено, а также заявителем не представлено доказательств направления ответчику копии решения Арбитражного суда Читинской области, уведомления органа федерального казначейства, в котором должнику открыт лицевой счет получателя средств федерального бюджета, о невозможности полного или частичного исполнения требований по исполнительному листу.
Между тем ОАО "Читаэнерго" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Минфина России по возвращению исполнительного листа письмом от 29 ноября 2004 года N 11-02-007/22282, в связи с исполнением исполнительного листа от 4 сентября 1998 года.
Арбитражными судами заявленные требования не проверены. Вопросы, касающиеся действительности взыскания по исполнительному листу от 4 сентября 1998 года и, как следствие, правомерности возврата ответчиком исполнительного документа, не исследованы.
Так арбитражными судами не исследованы представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, в том числе исполнительный лист от 30 августа 1998 года с отметкой о частичном исполнении, приложение N 1 к письму Минобороны России от 18 ноября 2004 года N 18/6/2266 "Реестр поставщиков, исполнительные листы которых оплачены на местах".
Кроме этого, выводы арбитражных судов о возврате исполнительного листа в связи с несоблюдением заявителем порядка его предъявления, явившихся основанием принятия обжалуемых судебных актов об отказе в удовлетворении заявленных требований ОАО "Читаэнерго", не основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах.
При таких обстоятельствах решение и постановление подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда г. Москвы,
При новом рассмотрении арбитражному суду следует учесть вышеизложенное, всесторонне, полно и объективно исследовать имеющиеся в материалах дела все, представленные сторонами, доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, и разрешить спор, правильно применив нормы материального и процессуального права.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 22 июля 2005 года по делу N А40-12645/05-149-76 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 5 октября 2005 года N 09АП-10802/05-АК отменить, а дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда г. Москвы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 января 2006 г. N КА-А40/13693-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании