Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 2 февраля 2006 г. N КА-А40/14185-05
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2006 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Квадрат Плюс" (далее - ООО "Квадрат Плюс") обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента земельных ресурсов города Москвы, выразившемся в нерассмотрении заявки ООО "Квадрат Плюс" от 11 марта 2005 года, принятой ответчиком 16 марта 2005 года, о проведении государственного кадастрового учета земельного участка площадью 8188,939 кв.м. по адресу: г. Москва, 2-й Лихачевский пер., д. 9, стр. 1, об обязании Департамент земельных ресурсов города Москвы произвести кадастровый учет земельного участка площадью 8188,939 кв.м. по адресу: г. Москва, 2-й Лихачевский пер., д. 9, стр. 1.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 14 сентября 2005 года оба заявленных требования удовлетворены. Бездействие Департамента земельных ресурсов города Москвы признано незаконным. На Департамент земельных ресурсов города Москвы возложена обязанность произвести кадастровый учет земельного участка площадью 8188,939 кв.м. по адресу: г. Москва, 2-й Лихачевский пер., д. 9, стр. 1.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Департамент земельных ресурсов города Москвы просит отменить решение, поскольку оно принято незаконно и необоснованно, с нарушением норм материального и процессуального права, а дело направить на новое рассмотрение. Ответчик указывает, что ООО "Квадрат Плюс" к заявке не были приложены надлежащим образом оформленные правоустанавливающие документы на земельный участок и документы о межевании земельных участков, что в соответствии со статьей 20 Федерального закона Российской Федерации от 2 января 2000 года N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (далее - ФЗ РФ от 02.01.2000 г. N 28-ФЗ) является безусловным основанием для отказа в постановке на кадастровый учет.
Согласно положениям статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статье 30 Закона г. Москвы "О землепользовании и застройке в г. Москве" без разработанного Москомархитектурой градостроительного регламента, не приложенного к заявке, постановка на кадастровый учет земельного участка противоречит действующему законодательству.
К заявке заявителя не были приложены квитанция об оплате услуг и не были указаны реквизиты, что также является основанием для невыполнения указанных работ.
В судебном заседании представитель Департамента земельных ресурсов города Москвы поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а представитель ООО "Квадрат Плюс" возражал против ее удовлетворения.
Проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, арбитражный суд кассационной инстанции находит решение подлежащим отмене в части, в связи с нарушением судом норм материального права.
Арбитражный суд установил, что ООО "Квадрат Плюс" (правопреемник ООО "Квадрат", ТОО "Квадрат" согласно Уставу, утвержденным решением общего собрания участников N 1 от 16 апреля 2003 года, свидетельства о государственной регистрации юридического лица от 21 апреля 2003 года) является собственником здания площадью 5240,5 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, 2-й Лихачевский пер., д. 9, стр. 1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 5 ноября 2003 года, выданным Мосрегистрацией.
ООО "Квадрат Плюс" направило в Департамент земельных ресурсов города Москвы письменную заявку о постановке на кадастровый учет с приложением копий документов, которая была получена ответчиком 16 августа 2005 года, полагая, что использование земельного участка ТОО "Квадрат" по адресу: г. Москва, 2-й Лихачевский пер., вл. 9 площадью 8260 кв.м. подтверждается зарегистрированной Москомземом Декларацией о факте использования земельного участка в г. Москве от 15 июня 1992 года и выданным Временным удостоверением от 15 июня 1992 года N 09/02/1121, который не удостоверяет право предъявителя на участок, не является основанием для удостоверения права на участок, а также для обременения участка какими-либо договорами, соглашениями, обязательствами.
Однако в установленный пунктом 7 статьи 19 ФЗ РФ от 02.01.2000 г. N 28-ФЗ срок кадастровый учет Департаментом земельных ресурсов города Москвы по заявке ООО "Квадрат Плюс" не проведен.
Удовлетворяя заявленные требования о признании незаконным бездействия ответчика, правомерно признавая необоснованными доводы Департамента земельных ресурсов города Москвы, в частности его ссылки на статьи 83, 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пункт 3 статьи 30 Закона г. Москвы "О землепользовании и застройке в г. Москве", на неприложение заявителем к заявке всех предусмотренных законом документов, арбитражный суд первой инстанции правильно исходил из того, что согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков в порядке и на условиях, установленных ЗК РФ, федеральными законами.
ООО "Квадрат Плюс" к заявке были приложены копии декларации, акта о межевании земельного участка, выписки из Устава, свидетельства на право собственности, свидетельства о государственной регистрации юридического лица.
В соответствии с пунктом 9 статьи 3 ФЗ РФ "О введении в действие ЗК РФ" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно пункту 7 статьи 19 ФЗ РФ от 02.01.2000 г. N 28-ФЗ государственный кадастровый учет земельных участков проводится в течение месяца со дня подачи заявки о проведении государственного кадастрового учета определенного земельного участка.
Пунктом 1 статьи 20 ФЗ РФ от 02.01.2000 г. N 28-ФЗ установлено, что в случае, если в представленных в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, документах отсутствуют сведения, необходимые для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, или если такие сведения противоречивы, проведение государственного кадастрового учета земельных участков приостанавливается и заявители немедленно в письменной форме извещаются о приостановлении проведения такого учета с обоснованием данных решений.
Пункт 3 статьи 20 ФЗ РФ от 02.01.2000 г. N 28-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в проведении государственного учета земельных участков. В остальных случаях ответчик не вправе отказывать заявителям в проведении кадастрового учета земельных участков.
Согласно пункту 4 статьи 20 ФЗ РФ от 02.01.2000 г. N 28-ФЗ решение об отказе в проведении государственного кадастрового учета земельных участков в пятидневный срок направляется заявителям в письменной форме с указанием причин такого отказа.
Однако, ни решения о приостановлении проведения государственного кадастрового учета, ни решения об отказе в проведении кадастрового учета Департамент земельных ресурсов города Москвы не принимал и ООО "Квадрат Плюс" не направлял.
Таким образом, Департаментом земельных ресурсов города Москвы было допущено незаконное бездействие, выразившееся в нерассмотрении заявки ООО "Квадрат Плюс" от 11 марта 2005 года, принятой ответчиком 16 марта 2005 года, о проведении государственного кадастрового учета земельного участка площадью 8188,939 кв.м. по адресу: г. Москва, 2-й Лихачевский пер., д. 9, стр. 1.
Удовлетворяя второе требование, арбитражный суд первой инстанции, ссылаясь на статью 19 ФЗ РФ от 02.01.2000 г. N 28-ФЗ, а также на то, что в судебном заседании он рассмотрел все представленные заявителем ответчику с заявкой о постановке на кадастровый учет документы, пришел к выводу об удовлетворении требования ООО "Квадрат Плюс" об обязании Департамент земельных ресурсов города Москвы провести кадастровый учет земельного участка площадью 8188,939 кв.м. по адресу: г. Москва, 2-й Лихачевский пер., д. 9, стр. 1.
Однако данный вывод арбитражного суда основан на неправильном применении норм материального права.
Согласно статье 19 ФЗ РФ от 02.01.2000 г. N 28-ФЗ для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков. Вышеуказанные документы должны быть надлежащим образом оформлены.
При этом проведение государственного кадастрового учета земельных участков органами государственной власти, органами местного самоуправления включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел.
Таким образом, обязанность по проверке представленных заявителями документов, необходимых для проведения кадастрового учета, возложена на административный орган исполнительной власти, в частности на Департамент земельных ресурсов города Москвы, который в силу пункта 7 статьи 19 ФЗ РФ от 02.01.2000 г. N 28-ФЗ должен был провести государственный кадастровый учет земельного участка в течение месяца со дня подачи заявки о проведении государственного кадастрового учета определенного земельного участка.
Как правильно установил арбитражный суд первой инстанции, ни решения об отказе в проведении кадастрового учета, ни решения о приостановлении проведения государственного кадастрового учета, в соответствии с требованиями статей 19, 20 ФЗ РФ от 02.01.2000 г. N 28-ФЗ, по заявке ООО "Квадрат Плюс" от 11 марта 2005 года, принятой ответчиком 16 марта 2005 года, о проведении государственного кадастрового учета земельного участка площадью 8188,939 кв.м. по адресу: г. Москва, 2-й Лихачевский пер., д. 9, стр. 1, Департаментом земельных ресурсов города Москвы не приняты.
В связи с этим обжалуемое решение в части удовлетворения требования ООО "Квадрат Плюс" об обязании Департамент земельных ресурсов города Москвы произвести кадастровый учет земельного участка площадью 8188,439 кв.м. по адресу: г. Москва, 2-й Лихачевский пер., д. 9, стр. 1 подлежит отмене.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного г. Москвы от 14 сентября 2005 года по делу N А40-32700/05-121-283 отменить в части обязания Департамента земельных ресурсов г. Москвы произвести кадастровый учет земельного участка пл. 8188,439 кв.м. по адресу: г. Москва, 2-й Лихачевский пер., д. 9, стр. 1 и ООО "Квадрат Плюс" в удовлетворении этих требований отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда г. Москвы от 14 сентября 2005 года оставить без изменения.
Взыскать с ООО "Квадрат Плюс" в доход федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 2 февраля 2006 г. N КА-А40/14185-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании