Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 8 февраля 2006 г. N КГ-А40/14232-05
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Калининградский янтарный комбинат" (далее - ОАО "Калининградский янтарный комбинат") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной службы по финансовым рынкам (далее - ФСФР России) о признании незаконным решения ФСФР России об отказе в государственной регистрации дополнительного выпуска акций ОАО "Калининградский янтарный комбинат", изложенном в приказе от 28.07.05 г. N 05-1382/пз-и и уведомлении ФСФРС России от 09.08.05 г. N 05-ВГ-03/12701; обязании ФСФР России устранить допущенное нарушение прав заявителя путем осуществления государственной регистрации дополнительного выпуска акций ОАО "Калининградский янтарный комбинат" на основании представленных эмитентом 03.05.05 г. (вх. N 05-2411) документов и иных имеющихся у регистрирующего органа сведений; указании ФСФР России на необходимость сообщить суду об исполнении принятого по делу судебного акта в 14-дневный срок.
Заявленные требования мотивированы тем, что обжалуемое решение об отказе в государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя; решение о размещении дополнительного выпуска акций принято надлежащим лицом - единственным акционером общества ГУП "Калиниградский янтарный комбинат", в отношении которого возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве); решение внешнего управляющего об увеличении уставного общества дочернего общества должника (ОАО "Калининградский янтарный комбинат") путем размещения дополнительного выпуска акций не противоречит плану внешнего управления и целям процедуры внешнего управления.
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено государственное унитарное предприятие (ГУП) "Калининградский янтарный комбинат".
Решением от 14 октября 2005 года Арбитражный суд города Москвы заявленные требования удовлетворил в полном объеме.
Суд первой инстанции, сделав вывод об отсутствии нарушений процедуры эмиссии и оснований для отказа в государственной регистрации дополнительного выпуска акций, сослался на то, что решение о размещении дополнительного выпуска акций ОАО "Калининградский янтарный комбинат" было принято надлежащим лицом - единственным акционером общества; внешний управляющий ГУП "Калининградский янтарный комбинат" действовал в соответствии с ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и Планом внешнего управления; принятие внешним управляющим необходимого для продолжения нормального функционирования ОАО "Калининградский янтарный комбинат" решения о привлечении инвестиций направлено на исполнение возложенных на него законом обязанностей действовать добросовестно и разумно в интересах должника.
Постановлением от 7 декабря 2005 года N 09АП-13740/05-АК Девятый арбитражный апелляционный суд оставил решение без изменения, с поддержанием выводов суда первой инстанции. При этом апелляционный суд указал на то, что в компетенцию регистрирующего органа не входит проверка документов эмитента на соответствие требованиям ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Законность вынесенных решения и постановления проверяется в порядке статей 274, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе ФСФР России, которая считает, что при принятии обжалуемых судебных актов судами нарушены нормы материального и процессуального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и отказать в удовлетворении требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами неправильно применена норма ст. 115 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"; регистрирующему органу не были представлены протоколы собраний кредиторов, из которых следовало бы согласие всех кредиторов на внесение изменений в план внешнего управления должника; внешний управляющий не вправе был принимать решение о дополнительной эмиссии; действия внешнего управляющего направлены на передачу активов и имущественного комплекса федерального унитарного предприятия сторонним лицам, что нарушает права и законные интересы собственника имущества унитарного предприятия.
В судебном заседании представитель заявителя кассационной жалобы, поддержал доводы, в ней изложенные, просил решение и постановление отменить.
Представители ОАО "Калининградский янтарный комбинат" и ГУП "Калининградский янтарный комбинат" в судебном заседании возражали против доводов кассационной жалобы, полагая, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными.
В порядке ч. 5 ст. 52 АПК РФ Прокуратура г. Москвы вступила в настоящее дело с процессуальными права и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности.
Представитель Прокуратуры г. Москвы в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы, просил судебные акты отменить, в удовлетворении требований отказать.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном положениями статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения норм процессуального и материального права при вынесении решения и постановления, Федеральный арбитражный суд Московского округа находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене с принятием кассационной инстанцией нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами обеих инстанций, в отношении ГУП "Калининградский янтарный комбинат" Арбитражным судом Калининградской области возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве) N А21-1661/03-С2 и осуществляется процедура внешнего управления.
2 сентября 2004 года собранием кредиторов ГУП "Калининградский янтарный комбинат" были внесены изменения и дополнения в План внешнего управления, предусматривающие мероприятия по замещению активов должника, путем создания на базе его имущества двух открытых акционерных обществ.
15 сентября 2004 года осуществлена государственная регистрация ОАО "Калининградский янтарный комбинат" и ОАО "Янтарный Ювелирпром".
Таким образом, ОАО "Калининградский янтарный комбинат" создано на базе имущества ГУП "Калининградский янтарный комбинат" в соответствии с Планом внешнего управления ГУП "Калининградский янтарный комбинат". Владельцем 100% акций ОАО "Калининградский янтарный комбинат" (38293 шт.) является ГУП "Калининградский янтарный комбинат".
16 марта 2005 года ГУП "Калининградский янтарный комбинат", как единственный акционер ОАО "Калининградский янтарный комбинат", приняло решение об увеличении уставного капитала общества и дополнительном выпуске 43207 акций номинальном 1000 руб.
3 мая 2005 года ОАО "Калининградский янтарный комбинат" обратился в ФСФР России с заявлением о государственной регистрации дополнительного выпуска акций.
28 июля 2005 года Приказом ФСФР России N 05-1382/пз-и отказано в государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг со ссылкой на ст.ст. 20, 21, 26 ФЗ "О рынке ценных бумаг", п. 2.4.16 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденным приказом ФСФР России от 16.03.05 г. N 05-4/пз-н в связи с нарушением эмитентом требований п. 1 ст. 99 и ст. 115 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.02 г. N 127-ФЗ.
Регистрирующий орган указал на то, что принятие решения о размещении дополнительных акций открытого акционерного общества, созданного на базе имущества должника, не относится к компетенции внешнего управляющего и не предусмотрено планом внешнего управления, утвержденного решением собрания кредиторов.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обеих инстанций, сделали выводы о неправомерности такого отказа.
Однако с такими выводами судов нельзя согласиться, поскольку они сделаны при неправильном применении норм права.
Вопросы эмиссии акций, регистрации выпуска и дополнительного выпуска ценных бумаг регулируются нормами ст.ст. 20, 21 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", положениями Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденными Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 16.03.05 г. N 05-4/пз-н (далее - Стандарты эмиссии).
Перечень оснований для отказа в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг содержится в статье 21 ФЗ "О рынке ценных бумаг". В частности одним из таких оснований является нарушение эмитентом требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации и несоответствии условий выпуска эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации о ценных бумагах.
Под законодательством Российской Федерации о ценных бумагах понимается система правовых нормативных актов, регулирующих отношения в области выпуска, регистрации, оборота ценных бумаг.
В данном случае открытое акционерное общество "Калининградский янтарный комбинат" было учреждено не в обычном порядке, а в процедуре несостоятельности (банкротства) государственного унитарного предприятия "Калининградский янтарный комбинат" (должника), в соответствии с требованиями Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
В связи с этим, исходя из смысла норм ст. 21 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", регистрирующий орган вправе проверять документы, поданные для государственной регистрации выпуска акций на соответствие закону о банкротстве. Поэтому при разрешении вопроса о регистрации дополнительного выпуска акций ОАО "Калининградский янтарный комбинат" ФСФР России правомерно сослалось на нормы Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Таким образом, неправильным является вывод апелляционного суда об отсутствии у регистрирующего органа таких полномочий.
Довод заявителя (ОАО "Калининградский янтарный комбинат") о том, что принятие решения о дополнительном выпуске акций соответствовало нормам п. 3 ст. 47, п.п. 6 п. 1 ст. 48 ФЗ "Об акционерных обществах", согласно которым увеличение уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций относится к исключительной компетенции собрания акционеров, а в данном случае к компетенции единственного акционера ГУП "Калининградский янтарный комбинат", не может быть принят в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 115 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в целях восстановления платежеспособности должника допускается замещение активов должника путем создания на базе имущества должника одного открытого акционерного общества или нескольких открытых акционерных обществ.
Из положений пункта 5 указанной статьи следует, что при замещении активов должника происходит отчуждение имущества должника путем внесения в уставный капитал вновь созданного общества, акции вновь созданного общества включаются в состав имущества должника и могут быть проданы на открытых торгах в целях накопления денежных средств для удовлетворения требований кредиторов.
Планом внешнего управления ГУП "Калининградский янтарный комбинат" (с учетом внесенных в него решением собрания кредиторов ГУП "Калининградский янтарный комбинат" изменений) предусматривалась мера по восстановлению платежеспособности предприятия путем создания двух открытых акционерных обществ в результате замещения активов с последующей продажей их акций на открытых торгах в порядке, предусмотренном ст. 110 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (л.д. 59-79, т. 1).
Судами, разрешившими спор по существу установлено, что решение о дополнительном выпуске акций ОАО "Калининградский янтарный комбинат" от 16 марта 2005 года принято его единственным акционером - ГУП "Калининградский янтарный комбинат" - в лице внешнего управляющего.
При этом размещение всех дополнительных акций предполагалось произвести по закрытой подписке заранее определенному лицу - ООО "Форэкс" (п. 8.1 решения ОАО "Калининградский янтарный комбинат" от 18.04.05 г., л.д. 83, т. 1).
Согласно ст. 99 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" внешний управляющий действует в соответствии с планом внешнего управления с ограничениями, установленными законом.
В плане внешнего управления ГУП "Калининградский янтарный комбинат" с изменениями и дополнениями, принятыми общим собранием акционеров от 2.09.2004 г. (л.д. 63-66, т. 1), не были включены мероприятия по дополнительному выпуску акций (в количестве превосходящих акции, выпущенных ранее) вновь созданных на базе имущества должника открытых акционерных обществ, не предусматривалось размещение их по закрытой подписке определенному лицу. Указанный план устанавливал лишь продажу первичных акций указанных акционерных обществ на открытых публичных торгах, однако в данной части он выполнен не был.
Вместе с тем из норм статей 99, 101, 104-107, 109, 115 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" следует, что полномочия внешнего управляющего ограничены определенным порядком принятия решений, связанных с распоряжением имуществом должника (согласованием собранием кредитором, либо включением в план внешнего управления).
В данном случае решение о дополнительном выпуске акций выходит за рамки полномочий внешнего управляющего, так как не соответствуют Плану внешнего управления ГУП "Калининградский янтарный комбинат", утвержденного решением собрания кредиторов.
Кроме того, регистрация выпуска дополнительных акций в количестве, превосходящем число акций, размещенных ранее, в совокупности с принятым способом их размещения (по закрытой подписке конкретному лицу) может создать условия, препятствующие осуществлению задач внешнего управления целью, которого является восстановление платежеспособности должника, а не акционерного общества, созданного в результате замещения активов должника (ст. 92, п. 1 ст. 106, ст.ст. 109, 115 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").
Таким образом, учитывая особый порядок создания ОАО "Калининградский янтарный комбинат", вопросы дополнительного выпуска ценных бумаг созданного акционерного общества на базе имущества должника должны решаться не только в соответствии с нормами ФЗ "Об акционерных обществах", но и с учетом положений ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Учитывая вышеизложенное, кассационная инстанция считает, что отказ в государственной регистрации дополнительного выпуска акций ОАО "Калининградский янтарный комбинат" соответствовал действующему законодательству, поскольку решение о дополнительном выпуске акций принято с нарушением требований норм ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", устанавливающих особенности правового статуса акционерных обществ, созданных в целях осуществления процедуры банкротства должника (ч. 4 ст. 200 АПК РФ).
При таких обстоятельствах, заявленные ОАО "Калининградский янтарный комбинат" требования о признании незаконным отказа ФСФР России в государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг, удовлетворению не подлежат.
В связи с тем, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражными судами первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этими судами неправильно определены нормы права, кассационная инстанция на основании п. 2 ч. 1 ст. 287 АПК РФ считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь п. 3 ч. 5 ст. 201, ст.ст. 274, 284, 286, п. 2 ч. 1 ст. 287, ч.ч. 1-3 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14 октября 2005 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 7 декабря 2005 года N 09АП-13470/05-АК по делу N А40-51425/05-92-435 отменить, в удовлетворении заявления ОАО "Калининградский янтарный комбинат" - отказать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 8 февраля 2006 г. N КГ-А40/14232-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании