Обзор нормативных документов
Налогообложение и бухгалтерский учет
Федеральный закон от 31.12.05 г. N 201-ФЗ "О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения". Изменениями, вносимыми в главу 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ, детализируется порядок оценки стоимости имущества при оформлении наследства, уплаты государственной пошлины за совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации. Так, по наследству, открывшемуся до 1 января 2006 г., в отношении которого свидетельства о праве на наследство выданы до 1 января 2006 г., налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, взимается в ранее действовавшем порядке, т.е. по Закону Российской Федерации от 12.12.91 г. N 2020-1. Если же свидетельства о праве на наследство выдаются после 1 января 2006 г., то такой налог не взимается. Уточняются особенности уплаты государственной пошлины за совершение нотариальных действий за удостоверение договоров, подлежащих оценке. По выбору плательщика для исчисления государственной пошлины может быть представлен документ с указанием инвентаризационной, рыночной, кадастровой либо иной (номинальной) стоимости имущества, выданный организациями (органами) или специалистами-оценщиками (экспертами). Нотариусы и должностные лица, совершающие нотариальные действия, не вправе определять вид стоимости имущества (способ оценки) в целях исчисления государственной пошлины и требовать от плательщика представления документа, подтверждающего данный вид стоимости имущества (способ оценки). В случае представления нескольких документов с указанием различной стоимости имущества при исчислении размера государственной пошлины принимается наименьшая из указанных стоимостей имущества. За государственную регистрацию транспортных средств и совершение иных регистрационных действий, связанных с выдачей удостоверения на ввозимое в Российскую Федерацию транспортное средство на срок до шести месяцев взимается государственная пошлина в размере 100 руб. За регистрацию иностранного гражданина в Российской Федерации по месту жительства или месту пребывания взимается 1 руб. за каждые сутки пребывания на территории Российской Федерации, но не более 200 руб. Определяется порядок возврата уплаченной государственной пошлины.
Федеральный закон от 31.12.05 г. N 205-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах". В связи с тем, что на территории Российской Федерации отменена плата за пользование водными объектами и введен водный налог, уточнен перечень налогов и сборов, уплачиваемых инвестором при выполнении соглашений о разделе продукции, в частности в п. 7 ст. 346.35 НК РФ слова "плата за пользование водными объектами" заменены словами "водный налог". Субъекты Российской Федерации наделяются правом при передаче полномочий по решению отдельных вопросов местного значения представительным органам муниципальных районов не передавать им полномочия по установлению местных налогов, обязательных к уплате на территориях вновь образованных поселений, входящих в состав соответствующего муниципального района. Земельный налог и налог на имущество физических лиц в таком случае устанавливаются представительными органами поселений. До 1 января 2007 г. на территориях вновь образованных муниципальных образований, представительные органы которых не приняли до 1 декабря 2005 г. нормативные правовые акты о земельном налоге и налоге на имущество физических лиц, применяются нормативные правовые акты об указанных налогах представительных органов муниципальных образований, ранее осуществлявших полномочия по решению вопросов местного значения.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 23.11.05 г. N 03-02-07/1-317. Разъясняется, что пятидневный срок, установленный п. 1 ст. 93 НК РФ, согласно которому налогоплательщик обязан по требованию налогового органа представить запрашиваемые документы, исчисляется в календарных днях.
Приказ Минфина России от 12.12.05 г. N 147н "О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01". Изменены условия, при одновременном выполнении которых актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основного средства. В частности, одним из таких условий является использование объекта организацией для предоставления за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Такие основные средства отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе доходных вложений в материальные ценности. Определяются особенности принятия объекта к бухгалтерскому учету в качестве основного средства некоммерческой организацией. Объекты, принимаемые к бухгалтерскому учету в виде основных средств и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20 000 руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов. В перечень фактических затрат на приобретение, сооружение и изготовление основных средств включены суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования; таможенные сборы и государственная пошлина. Установлено, что по объектам жилищного фонда, которые учитываются в составе доходных вложений в материальные ценности, амортизация начисляется в общеустановленном порядке. Приказ вступает в силу, начиная с представления бухгалтерской отчетности за 2006 г.
Методические рекомендации по получению аудиторских доказательств в конкретном случае (инвентаризация) (одобрены Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, протокол N 41 от 22.12.05 г.). Рекомендации предназначены для использования аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами при проведении обязательного и инициативного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности. В них содержатся разъяснения по применению аудиторских стандартов на базе конкретного материала, объекта аудита и раскрывается практическое применение базовых принципов, необходимых процедур аудита инвентаризации имущества и финансовых обязательств.
Приказ Минфина России от 23.12.05 г. N 153н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) и Порядка ее заполнения". Утверждается новая форма налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), и приводится порядок ее заполнения. Декларация представляется налогоплательщиками в территориальные органы ФНС России по своему месту учета не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Лица, на которых не возложена обязанность представлять декларацию, вправе представить ее в налоговый орган по месту жительства.
Приказ Минфина России от 23.12.05 г. N 155н "Об утверждении форм реестров счетов-фактур, порядка представления реестров счетов-фактур и проставления налоговыми органами отметок на реестрах счетов-фактур, представляемых налогоплательщиками акцизов". Реестры счетов-фактур представляются налогоплательщиками акцизов (покупателями нефтепродуктов и (или) денатурированного этилового спирта) в налоговые органы по месту постановки на налоговый учет. На реестрах проставляются отметки налоговых органов после принятия ими заявления, составляемого в произвольной форме, и реестров счетов-фактур, выставленных налогоплательщиком продавцом нефтепродуктов или продавцом денатурированного этилового спирта. Ранее налоговые органы проставляли отметки на реестрах счетов-фактур, представляемых налогоплательщиками, совершающими операции с нефтепродуктами, на основании приказа МНС России от 31.01.03 г. N БГ-3-03/38. Новые формы реестров счетов-фактур применяются со дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.05 г. N 107-ФЗ.
Приказ Минфина России от 28.12.05 г. N 163н "Об утверждении форм налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость, налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов и косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь и порядков их заполнения". Утверждены формы налоговых деклараций: по НДС; по НДС по налоговой ставке 0%; по косвенным налогам (НДС и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь. Кроме того, утвержден порядок заполнения налоговой декларации по НДС и налоговой декларации по НДС по налоговой ставке 0%, а также порядок заполнения налоговой декларации по косвенным налогам (НДС и акцизам) при ввозе товаров с территории Республики Беларусь. Ранее действовавшие формы налоговых деклараций и порядок их заполнения, утвержденные приказом Минфина России от 3.03.05 г. N 31н, утрачивают силу со дня вступления в силу приказа. Приказ применяется, начиная с представления налоговой декларации за январь и I квартал 2006 г.
Письмо Минфина России от 28.12.05 г. N 03-11-02/85. С 1 января 2006 г. величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право организации перейти на упрощенную систему налогообложения, подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее. Приказом Минэкономразвития России от 3.11.05 г. N 284 коэффициент-дефлятор на 2006 г. установлен в размере 1,132. На указанный коэффициент-дефлятор подлежит индексации величина предельного размера доходов за 9 месяцев 2006 г., ограничивающая право перехода организаций на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2007 г. Величина предельного размера доходов, действующая в 2006 г., превышение которой в течение отчетного (налогового) периода является одним из оснований для утраты права на применение упрощенной системы налогообложения, на указанный коэффициент-дефлятор индексации в 2006 г. не подлежит, а индексируется с учетом данного коэффициента лишь в 2007 г.
Письмо Минфина России от 30.12.05 г. N 03-05-02-03/55 "О форме налоговой декларации по единому социальному налогу для индивидуальных предпринимателей, членов (глав) крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокатов и порядке ее заполнения". Налогоплательщики, не производящие выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц, представляют налоговые декларации по ЕСН за налоговый период 2005 г. по форме, утвержденной приказом МНС России от 13.11.02 г. N БГ-3-05/649 "Об утверждении форм налоговых деклараций; по единому социальному налогу для индивидуальных предпринимателей, глав крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокатов; о предполагаемом доходе, подлежащем обложению единым социальным налогом, для индивидуальных предпринимателей, глав крестьянских (фермерских) хозяйств и Инструкций по их заполнению".
Письмо Минфина России от 11.01.06 г. N 03-05-02-03/1. До утверждения Минюстом России новых форм деклараций по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, а также порядков их заполнения, в налоговые органы представляются декларация по ЕСН по форме, утвержденной приказом Минфина России от 10.02.05 г. N 21н, и декларация по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме, утвержденной приказом Минфина России от 24.01.05 г. N 9н с учетом изменений в главу 24 НК РФ, вступивших в силу с 1 января 2005 г. Приводятся рекомендации по особенностям заполнения указанных деклараций.
Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2005 год (доведены письмом Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России от 12.01.06 г. N 07-05-06/2). Рекомендации затрагивают ряд вопросов, на которые аудиторские организации, индивидуальные аудиторы и аудиторы должны обращать особое внимание при проведении аудита годовой бухгалтерской отчетности за 2005 г. Такие вопросы освещены в примерных федеральных правилах (стандартах) аудиторской деятельности. Правила определяют нормативно-правовую базу для осуществления аудиторской деятельности и устанавливают общие требования к оформлению результатов аудиторской проверки и, в частности, к содержанию аудиторского заключения. Рекомендации даны по таким параметрам проверки, как: обоснованность учетной политики организаций; последовательность применения форм бухгалтерской отчетности; полнота бухгалтерской отчетности; применение нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету; обоснованность отступлений от правил бухгалтерской отчетности и т.д. Отдельно приведены рекомендации также по аудиту ведения бухгалтерского учета специализированными депозитариями и управляющими компаниями по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений и финансированию выплат за счет средств пенсионных накоплений.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 16.01.06 г. N 03-04-15/01 "О порядке определения после 1 января 2006 года налоговой базы по налогу на добавленную стоимость при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления и вычетов этого налога по товарам (работам, услугам), приобретенным в 2005 году для выполнения данных работ после 1 января 2006 года". При выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления после 1 января 2006 г. налоговую базу по НДС за соответствующий налоговый период следует определять исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на объем работ, выполненный в соответствующем налоговом периоде. Суммы НДС, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком в 2005 г. для выполнения строительно-монтажных работ после 1 января 2006 г., подлежат вычетам по мере постановки на учет соответствующих объектов, завершенных капитальным строительством или при реализации объекта незавершенного капитального строительства, на основании счетов-фактур и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Приказ ФНС России от 29.11.05 г. N САЭ-3-19/622@ "Об утверждении форм договоров об инвестиционном налоговом кредите". Приводятся формы договоров об инвестиционном налоговом кредите по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам. Договорами предусматриваются порядок уменьшения налоговых платежей, сумма кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон. В соответствии с договором не допускаются в течение срока его действия реализация или передача во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого организацией явилось условием для предоставления инвестиционного налогового кредита, либо определяются условия такой реализации (передачи).
Письмо ФНС России от 28.12.05 г. N ММ-6-02/2005@ "О действиях налоговых органов в связи с изменением порядка уплаты налога на прибыль организаций в 2006 году". Налоговый орган, получив от налогоплательщика уведомление о том, что по месту нахождения его обособленного подразделения уплата налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации с 1 января 2006 г. производиться не будет, должен закрыть соответствующие карточки "Расчеты с бюджетом" для передачи их в налоговый орган по месту нахождения ответственного обособленного подразделения. Если налогоплательщиком декларации за 2005 г. представлены в налоговые органы по месту нахождения обособленных подразделений, через которые в 2006 г. уплата налога не производится, указанные налоговые органы обязаны передать эти декларации в налоговый орган по месту нахождения ответственного обособленного подразделения организации в данном субъекте Российской Федерации.
Письмо ФНС России от 27.01.06 г. N ММ-6-03/85 "О проведении инвентаризации в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ". Разъясняется порядок оформления плательщиками НДС результатов инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности по состоянию на 1 января 2006 г. Результаты инвентаризации могут быть оформлены справкой по приводимой в письме форме. Инвентаризация не проводится банками, страховыми организациями, негосударственными пенсионными фондами, отразившими в принятой учетной политике на 2006 г. порядок исчисления НДС в соответствии с п. 5 ст. 170 НК РФ, согласно которому уплата налога в бюджет по операциям, подлежащим налогообложению, будет производиться в 2006 г. по мере получения оплаты.
Письмо ПФР от 10.01.06 г. N КА-09-20/07 "О применении постановления Правительства Российской Федерации от 26.09.2005 N 582". Разъясняется порядок применения правил уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере. Обязательной для уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа страхователями 1966 г. рождения и старше является сумма, равная 100 руб.
Постановление Президиума ВАС РФ от 13.12.05 г. N 10053/05. Налогоплательщик, претендующий на возмещение НДС по экспортным сделкам наряду с представлением всех необходимых документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, должен гарантировать также, что его поставщики уплатили этот налог в бюджет. Поводом к вынесению такого решения послужило обращение налогового органа, просившего отменить состоявшиеся судебные акты, в соответствии с которыми было удовлетворено требование налогоплательщика о признании незаконным отказа в возмещении НДС. Подчеркивается, что представление полного пакета документов не влечет автоматического применения налоговой ставки 0% и возмещения НДС. Это является лишь условием, подтверждающим факт реального экспорта и уплату НДС, в связи с чем при решении вопроса о возмещении налога необходимо также учитывать результаты встречных налоговых проверок поставщиков с целью установления факта выполнения безусловной обязанности поставщиков уплатить НДС в бюджет в денежной форме. Если же налоговым органом представлены доказательства того, что в действительности хозяйственные операции поставщиками продукции не осуществлялись и налоги в бюджет ими не уплачивались; в систему поставок и взаиморасчетов вовлечены юридические лица, зарегистрированные по подложным или утерянным документам или несуществующим адресам; либо схема взаимодействия производителя, поставщика продукции и экспортера указывает на недобросовестность участников хозяйственных операций, суд не должен ограничиваться проверкой формального соответствия представленных налогоплательщиком-экспортером документов требованиям НК РФ.
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22.12.05 г. N 98. Приводится обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением положений НК РФ о налоге на прибыль организаций. Обзор содержит рекомендации Президиума по спорным вопросам определения налоговой базы по налогу на прибыль, исчисления сумм амортизации, уплаты и возврата авансовых платежей и некоторым другим. Указано, в частности, что средства, получаемые организацией от публично-правового образования в связи с реализацией услуг по регулируемым тарифам, а также в связи с возмещением неполученной платы за услуги, оказанные льготным категориям граждан, подлежат учету в составе доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Такие средства по своему экономическому содержанию представляют собой часть выручки за оказанные услуги. Указано также на правомерность квалификации суммы экономической выгоды, полученной в связи с безвозмездным пользованием нежилыми помещениями, в качестве внереализационного дохода, учитываемого при исчислении налога на прибыль. Рассматриваются вопросы налогообложения государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий. Получаемый государственными и муниципальными учреждениями доход от осуществления приносящей доход деятельности не может быть квалифицирован в качестве средств целевого финансирования, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Приведены рекомендации по вопросам ответственности налоговых агентов. Согласно изложенной позиции суда при выплате дивидендов по акциям публично-правовому образованию, например в случае выплат органу исполнительной власти, действующему от имени субъекта Российской Федерации, налог на прибыль не удерживается. Подтверждена также позиция, согласно которой несвоевременное представление налоговым агентом расчета по выплаченным налогоплательщикам доходам не образует состава правонарушения, предусмотренного ст. 119 НК РФ. Как указал суд, юридическое лицо, выплачивающее доходы иностранным лицам, не может быть привлечено к ответственности за несвоевременное предоставление налогового расчета по этим доходам, поскольку оно выступает в роли налогового агента. Субъектом этого правонарушения является только налогоплательщик.
Банковское законодательство
Указание Банка России от 16.12.05 г. N 1640-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 30 июля 2004 года N 1483-У "О порядке введения запрета на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и открытие банковских счетов физических лиц банком, признанным отказавшимся от участия в системе страхования вкладов или признанным не соответствующим требованиям к участию в системе страхования вкладов". Порядок введения указанного в названии запрета дифференцируется в зависимости от оснований его введения. Запрет может вводиться либо территориальным учреждением Банка России, либо по решению Комитета банковского надзора Банка России, принятому по результатам рассмотрения ходатайства территориального учреждения Банка России или структурного подразделения центрального аппарата Банка России. Исключается ограничение срока направления такого предписания (ранее он был установлен не позднее 21 месяца со дня вступления в силу Федерального закона от 23.12.03 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации").
Указание Банка России от 19.12.05 г. N 1642-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 16 января 2004 года N 1375-У "О правилах составления и представления отчетности кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации". Изменениями предусматривается право кредитной организации в случае расположения на территории одного субъекта Российской Федерации ее головного филиала и (или) нескольких ее филиалов с разрешения территориального учреждения Банка России передавать отчетность филиалов, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, через головной офис или уполномоченный филиал.
Указание Банка России от 26.12.05 г. N 1646-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 16 января 2004 года N 1376-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации". В связи с вступлением в силу с 20 февраля 2006 г. инструкции Банка России от 15.07.05 г. N 124-И в новой редакции излагаются форма отчетности 0409634 "Отчет об открытых валютных позициях" и порядок ее составления и представления. В форме отчета отражаются превышение лимитов открытых валютных позиций в процентах от собственных средств (капитала) и их контрольные значения. Отчет представляется ежедекадно (с разбивкой за каждый рабочий день декады) кредитными организациями, не имеющими филиалов, - не позднее 3-го рабочего дня декады, следующей за отчетной; кредитными организациями, имеющими филиалы, - не позднее 4-го рабочего дня декады, следующей за отчетной. Также отчет представляется ежемесячно (по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным) соответственно не позднее 5-го и 6-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным. Крупные кредитные организации с широкой сетью подразделений представляют отчет не позднее 10-го рабочего дня декады, следующей за отчетной.
Предпринимательская деятельность
Федеральный закон от 27.12.05 г. N 192-ФЗ "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Продлены сроки переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, принадлежащего юридическим лицам (за исключением юридических лиц, указанных в п. 1 ст. 20 Земельного кодекса) на право аренды земельных участков или право безвозмездного срочного пользования ими (применительно к религиозным организациям), а также сроки приобретения названными юридическими лицами указанных земельных участков в собственность с 1 января 2006 г. до 1 января 2008 г.
Федеральный закон от 27.12.05 г. N 194-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", Федеральный закон "Об акционерных обществах" и Федеральный закон "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг". Изменяются процедура представления отчета об итогах выпуска ценных бумаг и условия осуществления преимущественного права акционеров на приобретение размещаемых акционерным обществом акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции. В частности, процедура регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг заменяется на уведомление об итогах такого выпуска в случае оказания брокером услуг по размещению эмиссионных ценных бумаг путем открытой подписки и осуществления фондовой биржей их листинга. Также вносятся изменения в порядок осуществления преимущественного права приобретения акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, установленный Федеральным законом от 26.12.95 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах". Эти изменения связаны с регулированием первоначального публичного размещения ценных бумаг.
Федеральный закон от 31.12.05 г. N 200-ФЗ "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". В соответствии с изменениями лицензирование аудиторской и оценочной деятельности сохраняется до 1 июля 2006 г. Ранее лицензирование указанных видов деятельности подлежало прекращению с 1 января 2006 г. Данный срок продлен в связи с тем, что отмена лицензирования указанных видов деятельности связана с переходом к системе саморегулирования посредством создания саморегулируемых организаций оценщиков и аудиторов, который в данный момент не завершен.
Федеральный закон от 31.12.05 г. N 208-ФЗ "О внесении изменения в статью 81 Федерального закона "Об акционерных обществах". Из сферы действия порядка совершения сделок, в отношении которых имеется заинтересованность, определенного главой XI Федерального закона от 26.12.95 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", исключаются те сделки, совершение которых обязательно для акционерного общества в соответствии с федеральными законами и (или) иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и расчеты по которым производятся по фиксированным ценам и тарифам, установленным уполномоченными в области государственного регулирования цен и тарифов органами. Внесение изменения связано с тем, что при указанных обстоятельствах наличие заинтересованности в совершении акционерным обществом сделки не влияет на принятие решения о ее заключении и на цену, по которой производятся расчеты.
Федеральный закон от 3.01.06 г. N 6-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации". Изменения направлены на устранение пробелов и противоречий между Федеральным законом от 26.10.02 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", ГК РФ и Бюджетным кодексом Российской Федерации, связанных с очередностью удовлетворения требований государства как кредитора при банкротстве юридических лиц. Бюджетный кодекс дополняется новой ст. 242.1, определяющей порядок исполнения обязательств должников, в отношении которых возбуждено дело о банкротстве, перед бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Федеральный закон от 5.01.06 г. N 7-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации". Уточняется порядок приобретения более 30% акций открытого акционерного общества (далее - ОАО). Изменениями устанавливаются четыре процедуры:
направление лицом, намеренным публично приобрести более 30% обыкновенных акций и привилегированных акций, предоставляющих право голоса в соответствии с п. 5 ст. 32 Закона, добровольного предложения остальным акционерам о продаже принадлежащих им акций;
направление лицом, которое приобрело более 30% обыкновенных акций и привилегированных акций, предоставляющих право голоса в соответствии с п. 5 ст. 32 Закона, обязательного предложения остальным акционерам, а также владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, о продаже принадлежащих им ценных бумаг;
выкуп лицом, которое приобрело более 95% обыкновенных акций и привилегированных акций, предоставляющих право голоса в соответствии с п. 5 ст. 32 Закона, остальных акций и ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, у владельцев этих ценных бумаг по их требованию;
выкуп лицом, которое приобрело более 95% обыкновенных акций и привилегированных акций, предоставляющих право голоса в соответствии с п. 5 ст. 32 Закона, остальных акций и ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, у владельцев этих ценных бумаг по требованию этого лица.
При определении доли акций ОАО учитываются привилегированные акции ОАО, предоставляющие в соответствии с его уставом право голоса, если такие привилегированные акции были размещены до 1 января 2002 г. или в привилегированные акции были конвертированы размещенные до 1 января 2002 г. эмиссионные ценные бумаги. Предусматривается ответственность управляющих органов за убытки, причиненные их виновными действиями (бездействием), нарушающими порядок приобретения более 30% акций ОАО. Ответственность устанавливается в виде административного штрафа, налагаемого на граждан в размере от 10 до 25 МРОТ; на должностных лиц - от 50 до 200 МРОТ; на юридических лиц - от 500 до 5000 МРОТ. Лицо, которое на 1 июля 2006 г. будет являться владельцем более чем 95% общего количества обыкновенных акций и привилегированных акций ОАО, обязано выкупить принадлежащие иным лицам остальные акции такого общества, а также эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в акции ОАО, по требованию их владельцев. Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2006 г, за исключением ст. 7, которая вступает в силу в особом порядке.
Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.05 г. N 806 "Об утверждении Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и внесении изменений в Правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества". Определяются структура, содержание, порядок и сроки разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества в текущем году, а также порядок и сроки рассмотрения итогов исполнения программы за отчетный год. Программа состоит из двух разделов. В первом разделе содержатся основные направления и задачи приватизации федерального имущества, прогноз влияния приватизации на структурные изменения в экономике, описание крупнейших объектов приватизации и прогноз объемов поступлений в федеральный бюджет при продаже федерального имущества. Второй раздел программы содержит перечни федерального имущества, приватизация которого планируется в очередном году, и некоторые другие сведения. Правительство Российской Федерации утверждает программу не позднее 25 августа текущего года.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.01.06 г. N 38-р. Утверждена Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 гг.). Программа определяет ключевые направления деятельности Правительства Российской Федерации на указанные годы, обеспечивающие достижение таких стратегических целей развития страны, как повышение благосостояния населения и уменьшение бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности страны. Программа предполагает реализацию приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильем населения и развития агропромышленного комплекса, создание благоприятного инвестиционного климата, проведение структурной перестройки экономики, модернизацию промышленности и активизацию инновационной деятельности, которые позволят обеспечить высокие и устойчивые темпы экономического роста. Предусматривается продолжение проведения административной реформы и реформы государственной службы, которые направлены на обеспечение публичности и регламентации деятельности государственных органов власти и дальнейшее сокращение их избыточных функций. Утвержден план действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2006 г. положений Программы. Подготовлены предварительные показатели реализации национальных проектов и стратегий с отражением прироста валового внутреннего продукта в год.
Постановление Правительства Российской Федерации от 26.01.06 г. N 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности". Перечисляются федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование, и лицензируемые указанными органами виды деятельности. Указанные органы обязаны представить в I квартале 2006 г. в Правительство Российской Федерации проекты постановлений о внесении изменений в положения о лицензировании соответствующих видов деятельности, а также об утверждении новых положений о лицензировании. К видам деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих проекты положений о лицензировании этих видов деятельности, отнесены заготовка, переработка и реализация лома цветных и черных металлов. Предусматривается уведомительный порядок осуществления лицензируемого вида деятельности на территории одного субъекта Российской Федерации, в случае если лицензия была получена на территории другого субъекта Российской Федерации. Перечисляются сведения, которые должны содержаться в таком уведомлении.
Трудовое законодательство и социальная защита
Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.05 г. N 812 "О размере и порядке выплаты суточных в иностранной валюте и надбавок к суточным в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета". С 1 января 2006 г. вводится новый единый документ, в котором определены размеры суточных в иностранной валюте, выплачиваемых работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, при служебных командировках на территории иностранных государств, а также размеры надбавок к суточным в иностранной валюте. Как и ранее, Минфину России предоставлено право по согласованию с МИД России вносить изменения в указанные размеры. Новые размеры суточных аналогичны размерам выплаты суточных при краткосрочных командировках на территории зарубежных стран, установленным с 1 января 2005 г. приказом Минфина России от 2.08.04 г. N 64н. Определяются особенности выплаты суточных при направлении в служебную командировку на территории двух и более стран, на территории государств - участников СНГ, а также при задержке в пути.
Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.05 г. N 813 "О переносе выходных дней в 2006 году". В 2006 г. планируется два переноса выходных дней: с воскресенья 26 февраля на пятницу 24 февраля и с субботы 6 мая на понедельник 8 мая.
Постановление Правительства Российской Федерации от 17.01.06 г. N 12 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2006 год". В 2006 г. для граждан, признанных безработными с 1 января 2005 г., устанавливается минимальная величина пособия по безработице в размере 720 руб. и максимальная величина пособия по безработице в размере 2880 руб. По сравнению с 2005 г. данные величины не изменились. Постановление применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2006 г.
Материал подготовлен специалистами компании "Гарант"
Контактный телефон (095) 247-62-38 www.garant.ru
"Аудиторские ведомости", N 3, март 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Аудиторские ведомости"
Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ
Международный еженедельник "Финансовая газета"
Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.
Свидетельство о регистрации N 015676
Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а