Развитие систем управления предприятием и персоналом (HRP) -
эффективное управление бизнесом
Перед каждым руководителем в масштабе крупного предприятия или малого и среднего бизнеса стоит вопрос: как повысить эффективность управления бизнесом и не бояться растущей конкуренции? Созданы бизнес-институты, бизнес-школы, выпускается и изучается литература, анализируются фирмы, внедрившие передовые информационные технологии (ИТ), посещаются выставки зарубежных фирм, и тем не менее высшей квалификацией управления персоналом владеют немногие.
По оценке экспертов Европейской ассоциации, одной из составляющих, которая определяет успех в бизнесе, является система управления персоналом. В советскую эпоху управлением трудовых ресурсов занимался отдел кадров, и специалисты не владели высокой квалификацией, их функции сводились к учету или к сфере кадровой деятельности, и их должностные функции определялись на основе квалификационных справочников. Статус начальника отдела кадров в советское время сейчас соответствует статусу помощника генерального директора по персоналу, а статус руководителя кадровой службы - статусу заместителя генерального директора по персоналу.
С бурным развитием компьютерной техники внедрение автоматизированных систем на многих предприятиях сводилось к замене старых советских автоматизированных операционных систем (ОС), в функции которых входило: ведение организационной структуры, штатного расписания, кадровый и табельный учет, расчет заработной платы. ОС устанавливалась на машинах XX века, таких как: ЭВМ "Урал", где информация вводилась с перфокарт и наносилась на перфокарты с помощью перфоратора; ЭВМ "Минск-22" и "Минск-32" (операционная система ДОС) - информация записывалась на магнитных носителях; вычислительных машинах типа ЕС (операционная система ОС) - информация подготавливалась также на магнитных носителях, и т.д. Эффективность и производительность машин низкая, для хранения информации приходилось делать копии магнитных лент, хранить в строго определенных условиях и в специально отведенных местах, чтобы не потерять информацию; для установки ЭВМ требовались большие площади. Дефицит машинного времени на предприятиях для решения задач и "выполнения плана" вызывал необходимость работы в три смены, в том числе и в ночную. Понятия "бизнес" в СССР не существовало.
С перестройкой картина стала меняться, на рынке появились персональные компьютеры, в советское время их почти не было, страна была занесена в "черный список", ввоз новых современных мощных вычислительных машин был запрещен, особенно недостаток их сказывался при ведении расчетов реального времени.
Предприятия и компании усиленно начали перенастраивать технологические процессы для получения роста прибыли и развития бизнеса, но постоянно растущие требования увеличивают стоимость, вследствие чего внедряются отдельные модули, а это затягивает сроки внедрения целой системы. Из-за отсутствия хороших специалистов на предприятии трудно выбрать систему, решающую почти весь комплекс управленческих HR-задач. Модульность систем позволяет внедрять отдельные блоки с учетом специфики предприятия (компании), что облегчает задачу внедрения системы для малого и среднего бизнеса.
Сейчас наблюдается большой спрос на квалифицированных НR-специалистов, умеющих оценивать и применять управленческие методы, хорошо ориентироваться в информационных технологиях с учетом специфики предприятия и уметь создавать иерархические структуры БД (базы данных) и внедрять СУБД (систему управления базой данных).
Для автоматизации и решения задач с учетом специфики предприятия в России используются платформы от ведущих мировых производителей программного обеспечения, такие как:
Microsoft Business Solutions-Axapta - система, направлена на повышение управляемости бизнеса и роста прибыли и предназначена для больших и средних компаний;
Microsoft Axapta - используется как многофункциональное ЕRР-решение с подсистемами "Бухгалтерский учет" и "Налоговый учет", охватывает бизнес-компании в целом, в том числе финансовый менеджмент, направлена для принятия управленческих решений и т.д.
Автоматизированные НR-функции позволяют проводить: подбор - отбор и обучение персонала; расчет заработной платы; ведение штатного расписания; планирование карьеры сотрудников. Большинством ERP-решений реализован кадровый учет.
На крупных предприятиях в России используется комплексная информационная система (КИС), построенная на платформе Microsoft Axapta, многообразие функций и мобильность дают возможность автоматизировать только те функции, которые будут востребованы бизнесом, например: кадры, продажи и другие.
В системах реализованы следующие основные модули:
HRP (Enterprise Resources Planning System) - система планирования ресурсов;
Material Requirements Planning (по алгоритмам MRP) - выполняются бухгалтерская и налоговая отчетность, производственный учет и планирование;
SSM (Sales and Services Management) - выполняет функции продаж и сервиса;
CRM (Customer Relationship Management) - регулирует взаимоотношения продавца с покупателями, существует система SRM (Supplier Relationship Management) - для поставщиков;
DRM (Distribution Requirements Management) - система управления сбытом и реализацией товаров;
APS (Advanced Planning and Scheduling) - система составления графиков и оптимизации производственного планирования;
CAD/CAE (Computer Aided Design/Computer Aided Engine-ering) - автоматизированное проектирование и поддержка конструкторской и технологической документации;
CAM (Computer Aided Manufacturing) - система управления технологической документацией;
NC (Numeric Control) - цифровые системы управления промышленным оборудованием; технологическими операциями, чаще всего в советское время применялись на станках с программным управлением (ЧПУ).
Функции ЕRР-системы - это учет хозяйственной деятельности компании (заказы и продажи, кадры, зарплата), информация которой отражена в первичном документообороте, с другими функциями (планированием, составлением графиков, разработкой новых продуктов) справляется слабо. Количество компаний, выпускающих "обычные" ЕRР-системы, исчисляется сотнями, в ходе жесткой конкурентной борьбы между компаниями-разработчиками появилась реальная возможность стать лидером, с этой целью в ЕRР-системы включались новые функции, которые покупались или лицензировались у производителей специализированных компаний.
Вывод
Внедрение всех подсистем на крупных предприятиях для различных сфер деятельности производства является активным управлением бизнеса, так как позволяет увеличить производительность труда, начиная с оформления заказа и плановых работ. На машиностроительных предприятиях, связанных с изготовлением продукции на станках, внедрение соответствующих модулей позволяет решить такие задачи (особенно при недостатке специалистов), как подготовить конструкторские чертежи на ПК, и далее по цепочке: шаблон - макет - выход готовой продукции со станков с ЧПУ. Такой технологический процесс исключает брак, повышает качество изделия, уменьшает сроки выполнения задания и существенно влияет на рост прибыли.
Главное условие стабильной высокой производительности труда, мотивации и конструктивной творческой активности - это человеческий фактор, который в большей степени создает добавочную стоимость бизнеса.
Часто при решении той или иной задачи или формализации функций сотрудники не затрудняют себя новыми изысканиями и с недоверием относятся к современным методам управления и проектирования, а все должностные обязанности и инструкции делаются по старинке - на основе справочников, что не дает прирост прибыли и мешает бизнесу.
Необходима и автоматизация деятельности служб управления персоналом (особенно для крупных компаний): для планирования фонда затрат на оплату труда, эффективного использования рабочего времени, обеспечения бизнеса кадрами, для документирования процессов подбора и оценки кандидатов, учета эффективности затрат на их привлечение, а также для ведения кадрового учета с учетом действующего законодательства.
Р.В. Абол
"Управление персоналом", N 20, октябрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Управление персоналом"
Учредитель: ООО "Журнал "Управление персоналом".
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации массовой информации N 014415 от 31.01.1996 г.
Адрес: 117036, г. Москва, а/я 10,
Телефон: (495) 976-20-17, 713-14-61
E-mail: journal@top-personal.ru
Web: www.top-personal.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 72035, 70855, 71852;
- по Объединенному каталогу: 29431, 29621.