Принципы построения управленческого учета на российском рынке
Для продолжения поступательного движения предприятие обязано определять прибыльность или убыточность своих проектов и всей своей текущей деятельности. От этого во многом зависит успешное позиционирование компании на все более конкурентном российском рынке. Иными словами, для оптимального и рационального управления делами фирмы необходимо анализировать структуру затрат, что позволит иметь полную и объективную информацию для принятия своевременных и единственно правильных решений.
Достичь этого позволяет внедрение управленческого учета, под которым понимается система обеспечения управленческого персонала предприятия информацией об издержках, затратах и себестоимости продукции, а также система управления бюджетом и система оценки деятельности подразделений компании. В принципе некое подобие управленческого учета всегда присутствовало в деловой практике российских предприятий - на основании конфиденциальных данных, не предназначенных для бухучета, составлялись прогнозы и делались выводы о целесообразности тех или иных деловых проектов. Востребованность постановки и ведения управленческого учета, а, возможно, более корректно - реорганизации существующих учетных технологий, обусловлена тем, что традиционный бухгалтерский учет по своему определению не отвечает интересам управления. Во-первых, особенность бухучета - в отражении уже состоявшихся фактов, тогда как управлять нужно в момент их возникновения, когда еще существует возможность что-то сделать или исправить. Во-вторых, это специфическая подача финансовой отчетности как по форме, так и по содержанию, которая мало понятна руководству компании, не отягощенному глубокими познаниями в бухучете. Кроме того, если данные бухучета практически доступны всем имеющим право на получение подобной информации, то в системе управленческого учета достоянием "гласности" может стать только результат, но не способы его достижения, тем более что у каждой компании они разные, а общим являются только основополагающие принципы организации учетных технологий.
Таким образом, управленческий учет, являясь, по сути, внутренним делом предприятия, позволяет в отличие от бухгалтерского и финансового учетов принимать во внимание уникальные аспекты конкретного предприятия. Это дает возможность руководителям анализировать структуру затрат по отдельным видам продукции (товары, услуги и т.п.), определять прибыльность либо убыточность бизнес-проектов, избегать заблуждений относительно реальной рентабельности отдельных программ и т.д. Не случайно предприятия на более развитых западных рынках до 90% времени и ресурсов тратят на постановку и ведение управленческого учета и только 10% - на финансовую бухгалтерию. Короче, управленческий учет не связан какими-либо юридическими требованиями. Его основа - логика, а методы достаточно гибкие: администрация свободна в эксперименте с различными сценариями, для того чтобы выработать оптимальный план действий для эффективного управления компанией.
Формулировку концептуальных основ и принципов построения системы управленческого учета необходимо предварить изложением двух подходов к этому понятию. Первый - рассматривает управленческий учет как систему сбора и интерпретации учетных данных о затратах, издержках и себестоимости продукции, направленную на решение конкретной управленческой задачи, что ближе к западному термину "контроллинг". При этом большое внимание уделяется нормативному характеру подобной информации и ее значению для получения "внешней" отчетности предприятия. Безусловно, агрегация и анализ издержек с целью их снижения и оптимизации - это простейшая и самая очевидная форма организации управленческого учета в коммерческой структуре. Однако это зачастую лучше, чем вообще ничего. Второй подход предполагает, что основная задача любой учетной деятельности - обеспечение управленческого персонала предприятия своевременной и полной информацией для принятия адекватных управленческих решений. При таком подходе к понятию управленческого учета относится не только система сборки и анализа информации об издержках предприятия, но и система управления бюджетами, то есть планирование доходов и расходов фирмы, а также система оценки деятельности подразделений. Следует отметить, что методика и технология организации учета все более и более определяются именно управленческой задачей, стоящей перед предприятием.
В принципе понятно, что результат работы предприятия во многом определяется эффективностью его управления. И если деятельность компании недостаточно предсказуема, важные решения "пробуксовывают" и нет ясной, полной и своевременной картины доходов и затрат, то постановка управленческого учета в подобной ситуации может оказаться весьма действенным антикризисным инструментом. Но сам по себе управленческий учет не является панацеей, и без предшествующей реструктуризации и доведения до ума всех бизнес-процессов это будут просто выброшенные на ветер деньги, в виде неуклюжих попыток упорядочивания бардака. После прохождения этого необходимого подготовительного этапа приступают к отработке методологии внедрения системы управленческого учета. С этой целью формулируется конкретная управленческая задача и отбираются необходимые для ее решения соответствующие учетные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Оговариваются способы сбора информации и ведения документооборота, утверждаются формы отчетности и разрабатываются должностные инструкции для непосредственных исполнителей. Это принципиально важная стадия процесса, где вполне уместно воспользоваться преимуществом так называемых CASE-технологий. Под которыми понимается комплекс специальных приемов, обеспечивающих точное соответствие ожиданий полученным итоговым результатам за счет оптимизации системы в момент проектирования. Что позволяет, до того как эта система будет реализована фактически, своевременно скорректировать недочеты и обнаружить ошибки, пока они еще не стали неустранимыми.
На следующем этапе все ранее принятые решения увязываются с существующей в компании учетной политикой и бухгалтерской практикой из-за очевидных и зачастую существенных несовпадений данных управленческого учета с нормативными расчетами. Так, для управленческого учета для разных целей калькулируется разная себестоимость, в то время как для бухучета наоборот: по всем аспектам хозяйственной деятельности - одна себестоимость, без дифференциации реального вклада каждого из составляющих эти аспекты элементов. То же самое относится и к издержкам обращения. Например, затраты на рекламу учитываются в целом, в то время как реальная рекламная кампания может проводиться в интересах только одной товарной группы. Поэтому без взаимной адаптации этих типов учета никак не обойтись, поскольку жизнеспособность предприятия определяется его прибыльной работой. Для ее обеспечения необходимо знать сумму издержек, приходящихся на каждый вид товара. Это позволит при прочих равных условиях устанавливать торговую наценку дифференцированно по каждой товарной группе не ниже затрат на их реализацию, а при ухудшении конъюнктуры - определить предельно возможное снижение цены для конкретной номенклатурной позиции. Помимо всего прочего, при индивидуальной калькуляции издержек можно отказаться от использования в коммерческом обороте тех позиций, которые не пользуются достаточным спросом при данной цене, если дальнейшее ценовое снижение уже убыточно из-за высоких затрат по этому товару.
Таким образом, в управленческом учете необходимо относить затраты именно на конкретный продукт, с тем чтобы иметь по нему соответствующие финансово-экономические результаты в виде, пригодном для проведения адекватных корректирующих действий.
И последнее. Успешный ввод и применение учетных технологий предусматривают тщательное соблюдение всех вышеперечисленных стадий и этапов. Поскольку зачастую из-за их явной очевидности им не уделяют должного внимания, а воплощают в жизнь решения "из головы" (как бы для оптимизации процесса и его корректировки), естественно, в сторону улучшения, кончается это, как правило, плохо, исправление ситуации однозначно выливается в непомерные траты ресурсов, времени и нервов. Другая частая ошибка - отсутствие обязательной административной поддержки и скрупулезного контроля принятых решений, в результате чего они просто повисают в воздухе, то есть в итоге ничем не заканчиваются.
Также следует отметить, что выгоды компании от внедрения современных систем для финансового и управленческого учета не ограничиваются только более комфортным ведением собственного бизнеса и повышением его эффективности. Представление информации о деятельности и финансовом состоянии своей компании является дополнительным свидетельством ее открытости и прозрачности и одновременно уровнем "продвинутости" и цивилизованности ее руководителя, то есть готовности последнего к объективному и беспристрастному сравнению своих показателей с таковыми остальных участников. Иными словами, в отличие от недоверчивых либо амбициозных руководителей готовность к честной и открытой конкуренции характеризует потенциально более устойчивое положение компании на рынке, со всеми вытекающими положительными обстоятельствами.
С. Пашутин
"Управление персоналом", N 21, ноябрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Управление персоналом"
Учредитель: ООО "Журнал "Управление персоналом".
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации массовой информации N 014415 от 31.01.1996 г.
Адрес: 117036, г. Москва, а/я 10,
Телефон: (495) 976-20-17, 713-14-61
E-mail: journal@top-personal.ru
Web: www.top-personal.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 72035, 70855, 71852;
- по Объединенному каталогу: 29431, 29621.