"Обращайте внимание на "мелочи"
(интервью с О. Суворовой, управляющим партнером компании
Suvorova & Partners Executive Search)
Многие HR-менеджеры и консультанты по подбору персонала отмечают уменьшение количества соискателей на рынке. Так ли это?
- Действительно, количество квалифицированных специалистов меньше потребности рынка, и, к сожалению, такая тенденция сохранится на ближайшие несколько лет. С моей точки зрения, имеет место не уменьшение количества кандидатов, а повышение уровня требований компаний к соискателям. Еще несколько лет назад западные компании принимали на работу кандидатов только на основании знания ими английского языка. Современные требования включают несколько лет опыта в данной профессии в определенной индустрии, опыт руководящей работы, профильное образование. Наиболее востребованы менеджеры в возрасте 35-45 лет, те самые, которые в начале 90-х пришли в западные компании, не испугавшись бросить стабильную, но малооплачиваемую работу в государственном секторе. За прошедшие 10-15 лет они приобрели уникальный профессиональный и жизненный опыт, необходимый для управления компанией.
Что можно предпринять для расширения круга соискателей?
- Устоявшейся тенденцией на рынке является привлечение специалистов из других отраслей, особенно из FMCG, так как западные компании этого сегмента первыми вышли на наш рынок. Был огромный конкурс на каждую вакансию, они выбрали лучших и интенсивно их тренировали как в России, так и за рубежом. Сегодня многие руководящие должности в компаниях нефтяного, металлургического, телекоммуникационного и других сегментов занимают люди, прошедшие школу Mars, Pepsi, Unilever, Coca-Cola, Gillette.
Какие еще способы вы можете посоветовать?
- Приглашать потенциальных кандидатов на позиции среднего менеджмента из других регионов. Смелее практиковать переход сотрудников из одной функции в другую, например, из отдела продаж в отдел по работе с персоналом.
Мы часто слышим, что многие, порой самые "простые", вакансии приходится закрывать с помощью executive search. Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию.
- Executive search, безусловно, является самым действенным методом подбора менеджеров, так как он позволяет определить наиболее квалифицированного кандидата, понять его мотивацию и помочь ему адаптироваться на новом рабочем месте. Как методология, так и структура оплаты работы executive search агентств позволяют консультанту досконально изучить компанию-заказчика и проявить максимальное внимание к кандидату, что и является залогом успеха. Традиционно агентства executive search занимаются подбором топ-менеджеров, но случается, что компания-заказчик обращается в агентство с просьбой найти кандидатов на позицию менеджера среднего звена. Как правило, это происходит в одном из двух случаев: компания серьезно относится к созданию сильной команды и хочет найти человека с высоким потенциалом; компания испытывает сложности в привлечении кадров в силу каких-либо причин.
Как правильно выбрать компанию executive search?
- Организуйте встречи с 2-3 компаниями. Обращайте внимание на "мелочи", например: кто приедет на встречу со стороны компании - один из партнеров и/или консультант; изучил ли представитель компании информацию о вашей фирме, отрасли, конкурентах до встречи с вами; как быстро компания реагирует на вашу просьбу предоставить дополнительную информацию по какому-либо вопросу; как быстро компания вышлет вам проект контракта или письмо-предложение - это индикаторы того, насколько ваш заказ важен для компании executive search. Попросите компанию предоставить список выполненных заказов из числа похожих на ваш, а также другие примеры заказов за последние 2 года, это поможет вам не только определить, есть ли у компании опыт выполнения подобных заказов, но и уровень компании, круг ее клиентов. Обратите внимание на срок гарантии. Статистика говорит о том, что при выборе компании executive search 40% зависит от наличия у компании соответствующего опыта, ее истории и репутации на рынке и 60% - от личности партнера и/или консультанта, который будет выполнять ваш заказ. Ищите компанию, которая заинтересована в вашем заказе, и консультанта, с которым вам комфортно.
Расскажите, пожалуйста, об истории вашей компании. Опираетесь ли вы в своей практике на мировой опыт executive search?
- Suvorova & Partners была создана два года назад. Мы занимаемся executive search, management assessment и career advise. Мы активно взаимодействуем с нашими партнерами - международными компаниями executive search, следим за современными тенденциями в области развития карьеры и подбора руководящих кадров.
До создания Suvorova & Partners вы работали в компании Heidrick & Struggles. Чем отличаются российские и западные компании executive search?
- Российские компании executive search демонстрируют хороший профессиональный уровень и прекрасное владение ситуацией на нашем рынке труда, что часто является решающим фактором для успешного выполнения заказов. Мы работаем здесь 10 лет и знаем историю компаний с момента их создания, а в случае с западными компаниями - выход их на рынок России и стран СНГ, и историю карьеры многих менеджеров. Международные компании аккумулировали многолетний опыт работы в области executive search, они вырабатывают стандарты нашей профессии. Однако они не всегда готовы адаптироваться к реалиям российского рынка, что затрудняет их работу здесь. Поэтому, сотрудничая с нашими международными партнерами, мы, с одной стороны, постоянно совершенствуем свое понимание профессии, а с другой - делимся с ними знаниями о работе на российском рынке.
"Управление персоналом", N 18, сентябрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Управление персоналом"
Учредитель: ООО "Журнал "Управление персоналом".
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации массовой информации N 014415 от 31.01.1996 г.
Адрес: 117036, г. Москва, а/я 10,
Телефон: (495) 976-20-17, 713-14-61
E-mail: journal@top-personal.ru
Web: www.top-personal.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 72035, 70855, 71852;
- по Объединенному каталогу: 29431, 29621.