Тренинговая экспансия
Региональный тренинговый рынок динамично развивается. Эксперты отмечают рост числа собственных обучающих компаний и тренеров в крупных городах, а также повышение качества их услуг. Однако спрос на услуги московских и петербургских тренинговых компаний не ослабевает - в регионах по-прежнему ценят оригинальные столичные и западные методики, а также тренеров-звезд.
Уровень интереса к тренингу, как правило, напрямую коррелирует с экономическим состоянием региона и, следовательно, с наличием платежеспособного спроса. Рост экономики определил довольно высокую активность компаний на рынке тренинговых услуг. Если 3-5 лет назад основным заказчиком выступал Екатеринбург, то в настоящее время семинары проходят фактически в любом городе с населением более 500 тыс. жителей. Самыми активными с этой точки зрения городами эксперты признают Новосибирск, Пермь, Екатеринбург, Нижний Новгород, Владивосток, Хабаровск, Красноярск, Иркутск, Ростов-на-Дону, Тюмень, Волгоград.
Большим потенциалом обладают и страны СНГ. Столичные провайдеры активно работают в Украине (в основном Киев, иногда - Харьков, Днепропетровск, города Запорожья), а также постепенно открывают для себя Казахстан. Причем по активности и емкости рынки тренинговых услуг Киева и Алма-Аты превосходят рынки многих российских городов-миллионников.
И все же, по словам Марка Кукушкина, директора компании "Тренинг-Бутик", ректора Открытого тренерского университета, местные тренинговые компании готовы удовлетворять потребности местных же компаний-заказчиков лишь на 60-80%. Остальное - это доля крупных московских и петербургских тренинговых агентств. И доля эта, по прогнозам специалистов, будет увеличиваться в дальнейшем.
Деятельность столичных провайдеров обучающих услуг для персонала обычно протекает в двух направлениях - это или непосредственное присутствие на региональном рынке и проведение тренингов собственными силами ("организатор семинаров"), или обучение партнеров в регионе, то есть тренинг тренера ("транслятор"). "Второй способ обычно сопровождается "прививкой" оригинальной технологии партнеру, после чего уже он начинает обучение персонала в регионе, отчисляя столичной компании определенный процент (royalty), - объясняет Александр Литягин, президент компании Human Resource Capital. - Причем компания может быть одновременно как "транслятором", так и "организатором" тренингов".
Пожалуй, можно выделить еще и третий вид присутствия столичных тренинговых агентств в регионах. Крупные холдинговые структуры обычно заказывают весь комплекс кадровых услуг, в который входит и обучение персонала, у какой-то одной организации. Наличие разветвленной филиальной сети создает так называемый "территориально распределенный персонал". Для эффективного управления таким персоналом необходима автоматизация всех процессов управления, включая и обучение, в каждом подразделении. "Уже сейчас многие HR-менеджеры в регионах гораздо активнее своих московских коллег в вопросах автоматизации кадровых процессов, - считает Евгений Кучик, генеральный директор компании "БОСС. Кадровые системы". - Если говорить об опыте нашей организации, то случалось и такое, что сначала региональные филиалы выступали инициаторами внедрения системы, а затем уже к этому процессу подключалась головная компания. Уровень автоматизации управления человеческими ресурсами в регионах обязательно будет год от года повышаться". Реалии таковы, что сегодня происходит сегментация регионального рынка тренинговых услуг, а также дифференциация компаний по областям специализации, клиентам, уровню качества и цен. Так, например, во многих регионах выделяются компании, работающие только в сегменте "премиум". По-другому это называется "прокат высококлассных тренеров", например, из Москвы или Санкт-Петербурга. "Интересно, что в ряде регионов мне известны компании (чаще лидеры рынка), которые принципиально обучают сотрудников только в Москве и за рубежом", - отмечает Марк Кукушкин. В то же время повышается и качество подготовки региональных тренеров. Эта тенденция, по мнению специалистов, очень важна. В значительной степени она основывается на росте числа корпоративных тренеров (федеральных или международных компаний) в регионах. Качество их подготовки, как правило, достаточно высокое. "Еще одним преимуществом тренинговых компаний в регионах является то, что они часто выстраивают отношения с клиентами более бережно, чем столичные конкуренты, - отмечает Мрак Кукушкин. - В буквальном смысле - зная и чувствуя каждого".
Однако московские тренинговые компании не боятся конкуренции со стороны местных провайдеров. "Для того чтобы оказывать качественные услуги по обучению, необходимо владеть технологией - либо зарубежного, либо столичного масштаба, - уверен Александр Литягин. - В регионах нас пугает не конкуренция, а масштабы воровства. Слишком много тренеров, которые читают курсы с использованием технологий, авторами которых они не являются. И более того, они даже не являются их сертифицированными преподавателями".
Кроме того, региональные и московские компании часто действуют в своих рыночных нишах, которые не пересекаются. "Местные провайдеры тренинговых услуг, как правило, способны закрыть разовые, "точечные" потребности компаний в обучении персонала, в то время как крупный столичный тренинговый провайдер имеет все возможности, для того чтобы провести системное комплексное обучение большого числа сотрудников по долгосрочным программам", - утверждает Светлана Пылаева, менеджер по работе с клиентами компании MTI.
По структуре проводимых тренингов региональная ситуация напоминает столичную (правда, с запаздыванием городов-миллионников на 2-3 года): лидирует обучение продажам, за ним по популярности следуют тренинги менеджерских навыков, тренинги по командообразованию и специализированные курсы. При этом структура спроса становится все более сложной: расширяется продуктовая линейка (что вызвано увеличением как спроса, так и предложения), к обучению привлекаются новые группы персонала. Несмотря на то что по мере удаления от Москвы и Санкт-Петербурга темы обучения становятся проще, региональная аудитория достаточно хорошо разбирается в предмете, и продать вчерашние знания, как это пытаются делать иные столичные тренеры, уже не получается.
Что касается топ-менеджмента крупных региональных и федеральных (сетевых) компаний, то эта доля рынка почти вся за Москвой и Западом - обучать высших руководителей у местных провайдеров компании пока не решаются и, по мнению экспертов, не решатся еще долго.
Дополнительным средством продвижения в регионы для тренинговых компаний становится создание учебных материалов: книг, фильмов, дисков. Складываются также и региональные тренинговые бренды. Более того, сильные местные преподаватели нередко преподают и за границами своего региона. Цены на корпоративное обучение в городах-миллионниках, как правило, в 1,5-2 раза ниже, чем в Москве, равно как и гонорар тренеров, который в Москве составляет $1-2 тысячи в день.
В. Правоторов
"Кадровый менеджмент", N 7, октябрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровый менеджмент"
Издатель: ООО "Бизнес Медиа Коммуникации".
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N 77-15494 от 20.05.2003
Адрес: 119017, Москва, М. Толмачевский пер., 1
Телефон для оформления подписки: (495) 101-3676
Телефон для связи с редакцией: (495) 933-5445, 105-7743
E-mail: info@hr.ru (с пометкой "Письмо в редакцию")
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 82129;
- по каталогу "Пресса России" - 87811