Организация работает по системе единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Временно пребывающий на территории Российской Федерации гражданин Армении, имеющий миграционную карту, оказывает организации услуги по договору на своем автомобиле МАЗ-самосвал. У гражданина не имеется ИНН и страхового свидетельства Пенсионного фонда Российской Федерации.
Удерживается ли с выплачиваемого в пользу гражданина Армении дохода налог на доходы физических лиц, а также начисляются ли на указанный доход единый социальный налог и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование?
В соответствии с положениями пункта 4 статьи 346.26 НК РФ уплата организациями единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и единого социального налога (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).
Не признаются указанные организации также и плательщиками налога на добавленную стоимость в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Исчисление и уплата иных налогов и сборов осуществляются организациями в соответствии с общим режимом налогообложения.
Являющиеся налогоплательщиками единого налога организации уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В части налога на доходы физических лиц уплачивающие единый налог организации в соответствии с положениями главы 23 НК РФ выступают в качестве налогового агента, и указанные функции они выполняют в общеустановленном порядке.
Исходя из изложенного, выплачивающая в пользу гражданина Армении доходы организация не является плательщиком единого социального налога, если только указанные доходы не выплачиваются в рамках деятельности, не переведенной на систему единого налога на вмененный доход.
Согласно статье 236 НК РФ объектом налогообложения по единому социальному налогу признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организацией в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Скорее всего, с гражданином Армении заключен договор на оказание возмездных услуг, выплаты по которому подпадают под объект налогообложения единым социальным налогом. Исходя из этого, если рассматриваемые выплаты осуществляются в рамках деятельности, не облагаемой единым налогом, то они подпадают под налогообложение по единому социальному налогу.
В расчетную базу по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование производимые в пользу гражданина Армении выплаты в любом случае подпадают под обложение исходя из положений пункта 4 статьи 346.26 НК РФ и пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В силу положений пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 167-ФЗ гражданин Армении признается застрахованным лицом, в связи с чем организация обязана оформить на него через территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования. На это, в частности, указано в статье 15 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Налог на доходы физических лиц с выплаченных в пользу гражданина Армении доходов удерживается в общеустановленном порядке с применением в соответствии с пунктом 3 статьи 224 НК РФ налоговой ставки в размере 30 процентов на тот период времени, пока получатель доходов не будет признан налоговым резидентом Российской Федерации.
После признания его таковым (в частности, после истечения 183 календарных дней проживания на территории Российской Федерации в течение соответствующего календарного года), производится перерасчет налоговых обязательств указанного лица за предыдущий период исходя из общеустановленных налоговых ставок (по суммам в счет оплаты оказанных услуг - 13 процентов) с зачетом излишне удержанной суммы в счет последующих удержаний.
Это следует из пункта 2 статьи 11 НК РФ, пункта 1 статьи 224 НК РФ и пункта 3 статьи 226 НК РФ. Применение указанной методики (пересчет сумм налога по новой ставке при изменении статуса с зачетом удержанной суммы) подтверждено, в частности, в письме Минфина России от 30 июня 2005 г. N 03-05-01-04/225.
В рамках имеющихся у организации отношений с принятым на работу гражданином Армении ей необходимо также учитывать положения статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", согласно которой для заключения с наемным работником трудового договора или договора гражданско-правового характера организация должна располагать разрешением на привлечение и использование иностранных работников.
За нарушение указанных положений организации и их должностные лица, а также сам наемный работник могут быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной статьей 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (принят Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ, в редакции изменений и дополнений).
Нарушение организацией-работодателем или заказчиком работ (услуг) правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранных работников влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати пяти до двухсот минимальных размеров оплаты труда (при действующей в настоящее время базовой величине для исчисления размеров штрафов в 100 рублей санкция составит от 2 500 руб. до 20 000 руб.), на юридических лиц - от ста до трех тысяч минимальных размеров оплаты труда (от 10 000 руб. до 300 000 руб.).
В свою очередь, осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу наказывается административным штрафом в размере от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда (от 1 000 руб. до 2 500 руб.) с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
1 января 2006 г.
"Консультант бухгалтера", N 1, январь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru