"Элитность не в закрытости, а в качестве и глубине
образовательного процесса" (интервью с В.А. Максимовым, заведующим
кафедрой "Экономика, право и управление", кандидатом юридических
наук, доцентом, советником Конституционного суда РФ)
Программы профессиональной переподготовки являются сегодня наиболее популярной формой обучения на российском рынке бизнес-образования. Почему руководители и ведущие специалисты крупнейших российских и зарубежных компаний выбирают для своего профессионального обучения именно программы профессиональной переподготовки? На этот вопрос мы постарались найти ответ в одном из самых известных учебных заведений, реализующих программы профессиональной переподготовки, - Институте повышения квалификации государственных служащих (ИПК госслужбы) РАГС при Президенте Российской Федерации, который недавно отметил свое 50-летие.
На наши вопросы любезно согласился ответить заведующий кафедрой "Экономика, право и управление", кандидат юридических наук, доцент, советник Конституционного суда РФ Виктор Анатольевич Максимов.
Виктор Анатольевич, почему, на ваш взгляд, все больше руководителей в сфере бизнеса выбирают для своего профессионального роста и совершенствования программы переподготовки?
- Во-первых, это фундаментальные программы, длящиеся 9 - 12 месяцев, позволяющие современному руководителю не просто освоить комплекс знаний, умений и навыков, необходимых в профессиональной деятельности, но и сформировать управленческое мировоззрение, открывающее возможность комплексно и системно рассматривать все бизнес-процессы, учитывать при принятии решений самые последние достижения в сфере экономики, права и психологии. Способность устанавливать межотраслевые и межпредметные связи - важнейшее условие для управления современной организацией.
Во-вторых, при реализации данных программ слушателями осваиваются только те учебные дисциплины, которые имеют выход на практическую деятельность и крайне актуальны для работающего специалиста.
В-третьих, выпускники данных программ получают государственные дипломы о профессиональной переподготовке, дающие право на ведение нового вида профессиональной деятельности.
И, конечно, слушателей привлекает относительно невысокая по сравнению с программами МВА стоимость обучения.
Какие требования предъявляются к преподавательскому составу, работающему над реализацией данных программ?
- Профессиональная переподготовка принципиально отличается от программ высшего образования. Современный руководитель готов перенимать знания только от равных себе - людей, состоявшихся не только в науке, но и бизнесе. Именно поэтому на кафедре сосредоточены не просто ведущие научно-преподавательские кадры, но все наши преподаватели без исключения: практикующие специалисты, топ-менеджеры и консультанты ведущих российских и западных компаний. Их имена известны не только в науке, но и практике. Некоторые из ведущих преподавателей имеют собственную научную школу, например, профессор Сергей Епифанович Чернов - один из известнейших российских специалистов в области стратегического менеджмента и маркетинга. Многие наши преподаватели получают гранты и проходят стажировки в США и странах ЕС. Особенно хотел обратить внимание на то, что при среднем возрасте российского ученого 59 лет, средний возраст преподавателей и бизнес-тренеров нашей кафедры - 35 лет.
Каковы особенности организации образовательного процесса в рамках профессиональной переподготовки?
- Все сделано для удобства наших слушателей. Обучение проходит, как правило, три дня в неделю. По вечерам занятия проводятся с 18.30 до 21.30 и по субботам с 10.00 до 16.00. Месяц отводится на написание итоговой аттестационной работы. Такой режим занятий позволяет людям, занятым в бизнесе даже на самых высоких позициях, сочетать работу с учебой.
В учебном процессе мы используем самые современные формы обучения, в том числе тренинги, деловые и ролевые игры, дискуссии и, конечно, кейсовые технологии.
Как вы считаете, какие программы профессиональной переподготовки являются сегодня наиболее популярными в бизнес-среде?
- Вы знаете, программы профессиональной переподготовки построены на основе ключевых профессиональных компетенций, которыми должен обладать современный менеджер. Поэтому каждый менеджер имеет возможность выбрать курс, в наибольшей степени соответствующий сфере его профессиональной деятельности. Так, например: руководители компаний отдают предпочтение такому направлению переподготовки, как "Менеджмент" со специализацией в области стратегического менеджмента; финансовые директоры и главные бухгалтеры, как правило, выбирают программы "Финансы и кредит" со специализацией в области финансового менеджмента; у руководителей служб персонала крайне популярно направление "Управление персоналом". Необходимо обратить внимание на то, что именно в рамках программы "Управление персоналом" мы одни из первых в России открыли дополнительную специализацию "Тренинг-менеджмент".
Интересно, что большинство наших выпускников неоднократно возвращаются к нам на обучение по другим программам, участвуют в проводимых кафедрой семинарах и тренингах, в работе Клуба выпускников. А некоторые продолжают обучение в аспирантуре и остаются преподавать на кафедре.
Кстати, еще ни один наш выпускник не пришел к нам после прохождения обучения со словами, что он не смог найти себе работу. Это одно из наших главных достижений.
Многие считают, что попасть на обучение в ваше учебное заведение невозможно, так как РАГС (ранее - Академия общественных наук при ЦК КПСС) всегда было закрытым элитным учебным заведением?
- Элитность не в закрытости, а в качестве и глубине образовательного процесса. Времена изменились. Конечно, остались программы, на которые можно попасть только по направлению органов государственной власти РФ или субъектов РФ. Но наши программы профессиональной переподготовки сегодня доступны каждому руководителю. В 2002 - 2005 годах на кафедре успешно прошли обучение руководители, менеджеры и ведущие специалисты таких компаний, как: "Росэнергоатом", РАО "ЕЭС России", "Северсталь", "WRIGLEY", "GELECTRIK", "Microsoft" и другие. Главное - мотивация на обучение, желание повысить свой профессиональный уровень. Мы будем рады видеть вас у нас в Институте. Звоните по телефонам: 951-12-05, 729-91-70 или пишите по электронной почте: elm@ipkgos.ru. Мы вам обязательно ответим. Мы открыты для всех!
Спасибо.
- Вам большое спасибо.
"Управление персоналом", N 17, сентябрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Управление персоналом"
Учредитель: ООО "Журнал "Управление персоналом".
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации массовой информации N 014415 от 31.01.1996 г.
Адрес: 117036, г. Москва, а/я 10,
Телефон: (495) 976-20-17, 713-14-61
E-mail: journal@top-personal.ru
Web: www.top-personal.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 72035, 70855, 71852;
- по Объединенному каталогу: 29431, 29621.