Вправе ли организация проводить розыгрыш призов в рекламных целях ("купи услугу - стань участником розыгрыша"), не соблюдая требований Закона "О лотереях", и относить затраты на приобретение приза, публикацию условий розыгрыша, итогов розыгрыша в СМИ к расходам по рекламе?
Чем отличается стимулирующая лотерея от проведения розыгрыша в рекламных целях?
Федеральный закон от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон) определяет лотерею как игру, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи (ст. 2 Закона).
Поскольку розыгрыш призов среди покупателей товаров (работ, услуг) отвечает этому определению, то проводить его необходимо с соблюдением требований названного Закона.
Отметим, что сделать это не слишком сложно, учитывая, что такая лотерея признается стимулирующей (право на участие не связано с внесением платы, а призовой фонд формируется за счет средств организатора лотереи (п. 3 ст. 3 Закона)). Организовать стимулирующую лотерею значительно проще, чем обычную, в которой призовой фонд формируется за счет средств участников (в частности, стимулирующая лотерея проводится в уведомительном порядке).
В пользу необходимости соблюдения требований Закона говорят и суровые штрафы, предусмотренные ст. 14.27 КоАП РФ для нарушителей законодательства о лотереях. Например, за проведение лотереи без направления в установленном порядке уведомления о ней в уполномоченный орган на должностных лиц может быть наложен штраф в размере от 40 до 200 МРОТ, а на юридических лиц - от 500 до 5000 МРОТ.
В соответствии с п. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ налогоплательщик вправе учесть при налогообложении прибыли расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках.
Рекламой согласно ст. 2 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" является распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях, начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
Как видно из приведенного определения, одним из основных признаков рекламы является ее безадресность. Поэтому если предложение "купи услугу" адресовано неопределенному кругу лиц, то организация может учесть расходы по проведению лотереи как расходы на рекламу. Отметим, что, по мнению Минфина, стимулирующая лотерея является рекламной акцией (см. письмо от 06.08.2004 N 03-06-06-03/1).
При учете расходов необходимо помнить, что стоимость призов, вручаемых победителям при проведении лотерей, учитывается в размере, не превышающем 1% выручки от реализации. Затраты на публикацию условий и итогов розыгрыша в СМИ учитываются в полном объеме (п. 4 ст. 264 НК РФ).
Отметим также, что положения главы 25 НК РФ не связывают возможность учета расходов на рекламу с соблюдением требований Закона "О лотереях".
М. Мошкович
1 марта 2006 г.
"Новая бухгалтерия", выпуск 3, март 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Новая бухгалтерия"
Учредитель ЗАО "ЭЖ МЕДИА"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ N ФС77-43744 от 24.01.2011
Адрес редакции и издателя:
125319, Москва,
ул. Черняховского, д. 16