Общество с ограниченной ответственностью (ООО) находится на общей системе налогообложения и осуществляет рекламную деятельность. Реклама размещается на рекламных щитах. Так как своих щитов ООО на балансе не имеет, берет их в аренду. Общество заключает с заказчиками договоры на размещение рекламы, оформляет щиты и сдает их в аренду этим заказчикам. Какой порядок оформления такой деятельности? Как отражать указанные операции в бухгалтерском учете?
Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, регулирует Федеральный закон от 18.07.95 г. N 108-ФЗ "О рекламе".
Из вопроса следует, что ваша организация является рекламораспространителем, т.е. лицом, осуществляющим размещение и (или) распространение рекламной информации путем предоставления и (или) использования имущества, в том числе технических средств радиовещания, телевизионного вещания, а также каналов связи, эфирного времени и иными способами. Поэтому рекомендуем заключать с заказчиками договоры на размещение рекламы на щитах, а не аренды (субаренды) щитов.
Рекламное агентство работает по следующей схеме: заключает сначала договоры на аренду рекламных щитов, а затем на размещение рекламы, оформляет щиты, размещает на них рекламу заказчиков.
Деятельность рекламного агентства связана с выполнением работ (оформление щитов) и оказанием услуг (размещение рекламы), поэтому для учета затрат используются счета 20 "Основное производство", 25 "Общепроизводственные расходы" и 26 "Общехозяйственные расходы". На счете 20 ведется аналитический учет затрат в разрезе каждого объекта (каждого щита).
Доходы агентства могут формироваться двумя способами:
1) выручка, полученная отдельно за оформление щитов за размещение рекламы;
2) общая сумма выручки, включающая оформление щитов и размещение рекламы.
В зависимости от способа учета выручки ведется учет расходов.
В первом случае доходы от размещения рекламы и расходы по аренде щита формируются ежемесячно, а доходы и расходы по оформлению щита - единовременно. Во втором случае расходы по оформлению щита собираются на счете учета расходов будущих периодов и ежемесячно списываются в уменьшение доходов.
Деятельность по оформлению рекламных щитов и размещению рекламы отражается на счетах бухгалтерского учета по следующей схеме (вариант 1):
Содержание хозяйственной операции | Дебет | Кредит | Оправдательный документ |
Арендная плата | |||
Предварительная оплата арендодателю рекламных щитов |
60, субсчет "Авансы выдан- ные" |
51 | Договор, счет |
Арендная плата по щитам ежемесячно включается в расходы рекламного агентства |
20, 25*(1) | 60 | Акт оказанных услуг |
Выручка от размещения рекламы за месяц и одновременное списание расходов |
62 90-2 |
90-1 20, 25 |
Счет, счет-фактура, акт оказанных услуг, справка-расчет списания расходов |
Оформление щита | |||
Прямые расходы. Работы по оформлению конкретного щита конкретного заказчи- ка: |
|||
Списаны материалы | 20 | 10 | Акт об использовании материалов в производстве, подписанный членами специально созданной комиссии (не менее 2 чел.) |
Начислена заработная плата и ЕСН сотрудникам, занятым в оформлении щита |
20 | 70, 69, 68 |
Табель учета рабочего времени, расчетно-платежная ведомость |
Отражены субподрядные работы (напри- мер, полиграфические) |
20 | 60 | Акт выполненных работ |
Общехозяйственные расходы: | |||
Начислена амортизация основных средств и НМА |
26 | 02, 05 | Ведомость начисления амортизации |
Начислена заработная плата и ЕСН сотрудникам АУП |
26 | 70, 69, 68 |
Табель учета рабочего времени, расчетно-платежная ведомость |
Прочие расходы | 26 | 10, 60, 71, 76, 97 |
Акты на списание материалов, акты выполненных работ или оказанных услуг |
Закрытие счета 26 в конце месяца (в зависимости от выбранной учетной политики): |
|||
При формировании полной себестоимости | 20 | 26 | Ведомость распределения общехозяйственных выбранной базе (например, пропорционально прямым расходам) составляется и подписывается бухгалтером |
При формировании сокращенной производ- ственной себестоимости |
90-2 | 26 | Бухгалтерская справка-расчет составляется и подписывается бухгалтером |
Отражена выручка за оформление щита (единовременно) и списаны соответству- ющие расходы |
62 90-2 |
90-1 20 |
Счет, счет-фактура, акт выполненных работ |
*(1) Выбор счета зависит от организации бухгалтерского учета и первичных документов. Если бухгалтер имеет возможность определить, к какому договору, заказчику и щиту относится арендная плата, то она подлежит учету на счете 20 (соответствующий субсчет аналитического учета), в противном случае арендная плата учитывается на счете 25 и распределяется между объектами учета на основании ведомости распределения. |
При втором варианте расходы по оформлению щита первоначально учитываются на счете 97 "Расходы будущих периодов", затем ежемесячно в течение срока действия договора аренды с заказчиком списываются в дебет счета 20 с последующим списанием в расходы по дебету счета 90-2 "Себестоимость продаж".
Ю. Кольцов,
ООО "ЮВК Аудит"
22 марта 2006 г.
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 12, март 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71