Комментарий к письму Управления Федеральной налоговой службы
по г. Москве от 25.01.2006 N 19-11/4436
"Об учете у арендатора для целей налогообложения прибыли расходов
на коммунальные услуги"
Разъяснения столичного УФНС посвящены учету у фирмы-арендатора расходов на коммунальные услуги.
Способы оплаты "коммуналки"
Существует три наиболее популярных способа оплаты коммунальных услуг. При первом из них арендатор с согласия арендодателя самостоятельно заключает договор с коммунальными службами и рассчитывается с ними. Во втором случае арендатор платит лишь арендную плату, в которую уже включены расходы на оплату "коммуналки". При третьем же способе арендодатель, получив счета от коммунальных служб, перевыставляет их на имя арендатора.
В комментируемом письме упомянут также вариант, когда арендатор заключает дополнительный договор на оказание коммунальных услуг непосредственно с арендодателем и оплачивает выставленные им счета. Как верно указали инспекторы, это возможно лишь при условии, что арендатор сам выполняет функции по оказанию коммунальных услуг. Однако следует отметить, что на практике такая ситуация встречается нечасто, поэтому останавливаться на ее рассмотрении мы не будем.
Способы первый и второй
Первый из способов является довольно трудоемким. В этом случае "коммунальщики" и связисты выписывают счета и все другие документы непосредственно на имя арендатора. Он их оплачивает и включает коммунальные расходы в себестоимость. Сумму НДС по таким расходам принимают к налоговому вычету в обычном порядке. Главное, чтобы по условиям договора аренды обязанность несения таких расходов лежала исключительно на арендаторе. Благо, и закон это позволяет. Так, по статье 616 Гражданского кодекса "арендатор обязан... нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды". Трудоемкость способа выражается в "беготне" по различным инстанциям для заключения необходимых договоров.
Самым простым и наименее трудозатратным является второй способ. Арендная плата устанавливается в виде фиксированного платежа (например, 10 000 рублей в месяц). В нее включают как непосредственно плату за аренду, так и все возможные коммунальные услуги, которыми пользуется арендатор. Правда, очень важно не забыть предусмотреть в договоре аренды, что расходы на содержание имущества несет арендодатель. В этой ситуации арендатор включает в свои расходы арендную плату, а арендодатель - затраты на "коммуналку".
Способ третий
Именно этому способу уделено наибольшее внимание в письме столичного УФНС. Арендодатель заключает договоры с коммунальными службами и получает от них счета. Затем ежемесячно на основании полученных документов самостоятельно выписывает "коммунальные" счета уже арендатору (т.е. перевыставляет их). Арендатор же на основании этих документов включает расходы в налоговую себестоимость и принимает к вычету сумму НДС по ним. Инспекторы отметили, что для учета арендатором этих затрат в налоговых расходах должны выполняться два условия: арендодатель располагает договорами с коммунальными службами (выставленными ими счетами), а к счетам за аренду, которые он выставляет, приложен расчет коммунальных платежей для оплаты арендатором, составленный на основании счетов "коммунальщиков".
Похожие разъяснения неоднократно давали и финансисты. Так, в письме от 19.01.2006 N 03-03-04/1/43 Минфин отметил, что "расходы арендатора по оплате перевыставленных арендодателем счетов по оплате коммунальных услуг, электроэнергии, услуг связи в отношении арендованного имущества признаются в его налоговом учете в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией. При этом обязательно наличие документов, подтверждающих осуществленные арендатором расходы" (см. также письмо Минфина России от 07.12.2005 N 03-03-04/1/416).
У этого способа есть как преимущества, так и недостатки. Арендодателю не нужно больше волноваться о том, сколько энергии или воды израсходовал арендатор, поскольку последний оплатит все сам. Арендатор же со своей стороны избежит переплаты за "коммуналку". Он будет оплачивать лишь фактически потребленную энергию или воду. Главный недостаток способа - значительное увеличение документооборота у обеих сторон. Да и бухгалтеру арендодателя придется выполнять немало дополнительной работы. Если в одном здании арендуют помещения несколько фирм, то, помимо перевыставления "коммунальных" счетов, нужно рассчитывать потребление услуг каждым арендатором отдельно. Для этого придется либо ставить дополнительные приборы (например, счетчики электроэнергии), либо распределять данные расходы пропорционально какому-либо показателю (например, занимаемой каждым арендатором площади).
Подробнее обо всех тонкостях налогового учета расходов на коммунальные услуги вы можете узнать из бератора "Налог на прибыль от А до Я".
С.В. Воронин,
эксперт редакции бераторов
"Московский бухгалтер", N 6, март 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007