Разъяснения к новым Указаниям о порядке
применения бюджетной классификации Российской Федерации
в части администрирования поступлений
С 1 января 2006 года действуют новые Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 21.12.2005 N 152н, (далее - Указания), заменяющим приказ Минфина России от 10.12.2004 N 114н. На основе последовательного анализа отличий новых Указаний от Указаний, действовавших до 1 января 2006 года, в части положений, регулирующих порядок администрирования поступлений, рассмотрим актуальные вопросы администрирования поступлений органами государственной власти (бюджетными учреждениями).
Проанализируем изменения в понятийном аппарате, применяемом к администраторам поступлений в бюджет.
1) В Указаниях интегрируются понятие "администратор поступлений в бюджет", введенное в разделе II Указаний, действовавших до 1 января 2006 года, и понятие "администратор источников финансирования дефицитов бюджетов", введенное в разделе VII Указаний, действовавших до 1 января 2006 года, посредством использования отсылочной нормы, содержащейся в разделе VII Указаний и отражающей идентичность признака администратора по доходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета. Таким образом, функции администратора, перечисленные в разделе II Указаний, применяются как к администраторам доходов бюджетов, так и к администраторам поступлений от источников финансирования дефицитов бюджетов.
2) Видоизменяется перечень администраторов поступлений в бюджет. Так, в соответствии с Указаниями, действовавшими до 1 января 2006 года, администраторами поступлений в бюджет являются налоговые органы, иные органы государственной власти, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления, юридические лица, уполномоченные указанными органами государственной власти, а также созданные этими органами государственные (муниципальные) учреждения. Учитывая, что в Положении о Федеральной налоговой службе установлено, что ФНС России как орган исполнительной власти выполняет соответствующие функции непосредственно и через ее территориальные органы, в Указаниях слова "налоговые органы, иные органы государственной власти" заменены словами "органы государственной власти". Тем самым под органом государственной власти понимается как его центральный аппарат, так и его территориальные органы. В 2005 году имело место мнение, в соответствии с которым территориальные органы не включались в понятие "орган государственной власти". Как следствие отмеченного выше изменения территориальный орган, осуществляющий начисление платежа, является администратором соответствующих поступлений в бюджет без дополнительных подтверждений полномочий по администрированию. Исключены слова "юридические лица, уполномоченные указанными органами государственной власти", поскольку к названным выше юридическим лицам могут относиться организации, не являющиеся участниками бюджетного процесса и тем самым по своему правовому статусу не имеющие право исполнять функции администратора поступлений в бюджет, входящие в компетенцию исключительно участников бюджетного процесса. Учитывая особый статус Банка России, определенного в качестве администратора государственной пошлины за регистрацию филиалов банка, денежных взысканий (штрафов) за нарушение банковского законодательства Федеральным законом от 26.12.2005 N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год", но вместе с тем не являющегося органом государственной власти или бюджетным учреждением, созданным органом государственной власти, перечень администраторов дополнен Банком России.
3) Следующим существенным моментом является замена слов "в соответствии с законодательством Российской Федерации" на слова "в установленном порядке". Это связано с тем, что в 2005 году, по сути, отсутствовали возможности для предоставления правовых оснований по исполнению функций администратора бюджетным учреждениям, поскольку отсылочная норма на законодательство Российской Федерации не позволяла органам государственной власти своим нормативным правовым актом передавать полномочия по администрированию платежей подведомственным им бюджетным учреждениям. В то же время следует отметить, что проблема определения администратора в части поступлений, закрепляемых за всеми администраторами (те поступления, за которыми в Приложении N 11 и Приложении N 12 к Указаниям в явном виде не закреплен конкретный администратор), сохраняется и требует уточняющих дополнений в нормативно-правовую базу. До принятия дополнений можно руководствоваться следующим правилом определения администратора в части указанных выше поступлений: администратором поступлений в бюджет является орган государственной власти (бюджетное учреждение, созданное органом государственной власти), осуществляющий в установленном порядке действия, за которые предусмотрена уплата платежей в бюджетную систему Российской Федерации, государственные заимствования, заключение кредитных соглашений и договоров для привлечения кредитов, предоставление государственных гарантий, операции с активами, находящимися в государственной собственности. Вместе с тем отметим, что в настоящий момент указанное правило не распространяется на денежные (взыскания) штрафы, налагаемые судами. Использование указанного выше правила необходимо при заключении соглашений между администратором и территориальными органами Федерального казначейства об информационном обмене в части подтверждения полномочий по администрированию поступлений, закрепленных за всеми администраторами.
4) Перечень функций администратора не претерпел изменений (см. порядок исполнения функций администратора в журнале "СБ социальной сферы" N 1 за 2006 год). В то же время в части исполнения функций администратора следует отметить, что в соответствии с Разъяснениями Минфина России от 22.11.2005 N 02-14-10/3155 по порядку отражения администраторами в бюджетном учете и отчетности поступлений в бюджеты уточняются бухгалтерские проводки по учету поступлений, администрируемых органом государственной власти (бюджетным учреждением). Так, помимо бухгалтерских проводок по учету поступлений, утвержденных Приложением N 1 к Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 26.08.2004 N 70н, добавляются следующие бухгалтерские записи, отражающие расчеты администратора с органами, осуществляющими исполнение бюджетов, при доведении до администратора информации о проведении операции перечисления поступлений на счета бюджетов с балансового счета 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации" (ф. 0512108 - Приложение N 16 к Порядку учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденному приказом Минфина России от 16.12.2004 N 116н):
- по дебету используется соответствующий счет 1 40101 100 "Доходы учреждения", а по кредиту используется соответствующий счет 1 21002 000 "Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов".
Помимо рассмотренных выше уточнений в Разъяснениях даны указания в части предоставления администратором бюджетной отчетности. Согласно Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности, утвержденной приказом Минфина России от 21.01.2005 N 5н, администратор поступлений представляет бюджетную отчетность в орган, организующий исполнение соответствующего бюджета. Однако в Инструкции не содержится признак, на основании которого определяется конкретный орган, организующий исполнение бюджета, в который администратор сдает бюджетную отчетность. В Разъяснениях указано, что в Федеральное казначейство представляется отчетность по поступлениям, отражаемым по кодам бюджетной классификации с кодом элемента "01" (13 - 14-й разряды кода классификации доходов и классификации источников финансирования дефицитов бюджетов). Отчетность о поступлениях с кодами элемента "02", "03", "04", "05", "06", "07", "08", "09" и "10" сдается в финансовый орган соответствующего бюджета. Например, отчетность о поступлениях налога на игорный бизнес в бюджетную систему Российской Федерации предоставляется Управлением Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации в финансовый орган субъекта Российской Федерации, так как данные поступления отражаются по коду бюджетной классификации 182 1 06 05000 02 0000 110 "Налог на игорный бизнес".
Перейдем к анализу дополнений в порядок закрепления поступлений в бюджеты за администраторами.
Иерархическая структура назначения администраторов поступлений в бюджеты сохраняется в прежнем виде: приложением N 11 и приложением N 12 к Указаниям назначаются федеральные органы государственной власти, те виды поступлений, которые не закреплены за федеральными органами государственной власти, могут быть закреплены за органами государственной власти субъектов Российской Федерации законодательными актами субъекта Российской Федерации, поступления, не закрепленные за федеральными органами государственной власти и за органами государственной власти субъектов Российской Федерации, закрепляются за органами местного самоуправления.
В то же время порядок определения кодов администраторов претерпел следующие изменения. Если порядок определения кода администратора поступлений - федерального органа государственной власти не изменился (код администратора соответствует коду из перечня прямых получателей средств федерального бюджета согласно приложению N 6 к Указаниям), то порядок определения кода администратора поступлений - органа государственной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления) содержит следующие ограничения и условия на установление кодов администратора:
1) если администратором какого-либо источника поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации (бюджет муниципального образования) является федеральный орган государственной власти, то код администратора - органа государственной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления) не может совпадать с кодом, установленным приложением N 6 к Указаниям. Например, в соответствии с приложением N 12 к Указаниям Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом является администратором поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации и бюджеты муниципальных образований от продажи иных земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и не предназначенных для жилищного строительства, и согласно приложению N 6 к Указаниям имеет код 166. Следовательно, орган государственной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) как администратор поступлений не может иметь код 166;
2) органы местного самоуправления не вправе устанавливать коды администраторов, совпадающие с кодами администраторов поступлений в бюджеты муниципальных образований, установленными вышестоящими органами власти и управления;
3) в случае администрирования органом государственной власти субъекта Российской Федерации поступлений в федеральный бюджет код соответствующего органа государственной власти не может совпадать с кодами, установленными приложением N 6 к Указаниям.
В заключение остановимся на вопросе, связанном с применением администратором поступлений кода программ (14-17-й знаки кода классификации доходов). Указаниями установлено, что в части поступлений, администрируемых федеральными органами государственной власти, код программ используется налоговыми и таможенными органами, а также администраторами государственной пошлины. При доведении до плательщиков реквизитов платежа указанные органы устанавливают следующие коды программ:
1000 - если в платежном документе отражается основная сумма платежа, а также задолженность или недоимка по нему;
2000 - если в платежном документе отражаются пени и проценты по соответствующему платежу;
3000 - если в платежном документе отражаются денежные взыскания (штрафы) по соответствующему платежу в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Принципиально новым моментом является порядок взаимодействия указанных органов с территориальными органами Федерального казначейства в случае, если в платежном документе прописан код программ, отличный от вышеописанной структуры (например, в платежном документе проставлен код программ 0000). В этом случае территориальные органы Федерального казначейства учитывают такие поступления с применением кода программ 4000 - прочие поступления (в случае заполнения платежного документа плательщиком с указанием кода программ, отличного от кодов программ 1000, 2000, 3000) и передают соответствующим администраторам сведения о таких поступлениях с целью дальнейшего уточнения платежа, производимого в Порядке, утвержденном приказом Минфина России от 16.12.2004 N 116н.
С.С. Бычков,
заместитель начальника отдела
Департамента бюджетной политики Минфина России
"Советник бухгалтера социальной сферы", N 2, февраль 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Советник бухгалтера социальной сферы"
для бюджетных учреждений и некоммерческих организаций
Зарегистрирован в Государственном комитете РФ по печати
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-11509 от 28.12.2001 г.
Учредитель: ООО "Издательство "Советник бухгалтера"
Отдел подписки и распространения: (495) 236-33-89, 258-00-27, 237-77-95
Отдел рекламы: (495) 277-28-66, 274-05-12
Почтовый адрес редакции: 115093, Москва, Люсиновская ул., 51.
E-mail: sb@ministry.ru, sb@sde.ru
Подписка на сайте: www.sovbuh.ru
Подписка на почте:
Роспечать - 81765
Пресса России - 14502