"Жизнь авантюрна. А рекрутмент - это жизнь"
(интервью с Р. Портновым, партнером Группы компаний KPG)
УП: "Авантюрный бизнес" - так назвал рекрутмент один из лучших авторов Николай Борисов. Ваши комментарии и оценки.
- Жизнь авантюрна. А рекрутмент - это жизнь. В нем также все течет, все меняется. Сегодня день удачный, завтра - впору стреляться, послезавтра - как заново родился. В этом, безусловно, авантюра есть. Но в отличие от той авантюры, которая на Руси издревле известна, как авось, в профессиональном рекрутменте она просчитана, она корректируется мастерством консультанта, она нивелируется его умением работать с клиентом и кандидатом, и можно сказать, что она включена в стоимость услуг. Далеко не все в нашем бизнесе завязано на везении, случае и звездах. Иначе мы бы, наверное, пошли играть в рулетку. Профессионализм, отношение к делу и стремление к результату - вот определяющие успеха рекрутера. Да, сегодня может не повезти. Может не повезти в этом месяце и даже этим летом. Но еще не было в моей профессиональной практике ни единого случая, чтобы упорство и честное отношение к своему делу в конце концов не побеждали и не приводили консультанта к тому результату, которого он заслуживает.
УП: Недавно один директор КА нам пожаловался на превратности его бизнеса, приведя пример, когда в одной крупной компании, которую возглавлял уравновешенный скандинав, вышла на работу девушка-кандидат с окладом в 5 тыс. долларов и на следующий день в истерике позвонила в агентство и сообщила, что она не будет там работать, поскольку руководитель-иностранец позволил себе погладить ее коленку. "А что же будет дальше, если он это позволяет себе в первый же час работы?!" - так объяснила она свой поступок. Ведь что-то подобное бывает и у вас. Нелегок хлеб рекрутера?
- Нелегок, конечно, но не по этой причине. Всякое бывает, клиенты, как и кандидаты, разные. Могут преподнести любой сюрприз, могут позволить себе быть недостаточно корректными. Но в нашей практике такое случается настолько редко, что я не стал бы говорить об этом, как о серьезном факторе, усложняющем и без того нелегкую ношу рекрутера, и по этой причине давать нашим сотрудникам молоко за вредность. У нас хватает хлопот и посерьезнее, консультант каждый день сталкивается с нелегкими задачами и проблемами, которые ему необходимо решить в определенные сроки. Да, конечно, могут насторожить повышенные требования к внешнему виду для ассистента руководителя или категорично определенный цвет волос для ресепшиониста, но в большинстве случаев всему находится разумное объяснение, и мы не видим причин из-за каждого нестандартного подхода клиента к поиску и отбору персонала подозревать его в чем-то нехорошем. Коленки тоже можно по-разному гладить. Может быть, в Скандинавии так принято проявлять отеческую заботу и покровительство.
УП: Говорят, крупный бизнес - жесткий бизнес, хотя мягко стелет. Так ли это? Или рекрутеров особо ценят и уважают?
- У любого бизнеса цель - прибыль и зарабатывание денег (если, конечно, мы не говорим о хобби какого-нибудь бизнесмена). Поэтому он всегда жесток и, как правило, агрессивен. Не скажу, что рекрутеров сегодня особо ценят, но умные руководители и HR-ры уже давно пришли к мнению, что с рекрутерами полезно дружить. Это в любом случае источник полезной информации, это редкие и сильные кандидаты, это понимание уровней компенсаций, это знание рынка труда и его тенденций и это, в конце концов, при необходимости и источник открытых позиций в других компаниях. А ценят и уважают, я думаю, не рекрутеров как таковых, а именно тех консультантов, которые этого заслуживают.
УП: Руководители часто жалуются на КА, а что можно сказать о недобросовестных, "плохих" заказчиках?
- Есть такой замечательный американский рекрутер, которого зовут Тони Бирн. Он знаменит не только своими красными подтяжками и высочайшим профессионализмом, но и опытом проведения тренингов в Штатах для крупных компаний на тему "Как бороться с кадровыми агентствами, как их обхитрить и как не поддаться на их уловки?". Я могу ошибаться в точности названия, но смысл именно такой. Насколько мне известно, Кадровая ассоциация США выгнала Тони из своих рядов, и он переехал трудиться в Лондон. Тем не менее, идея таких тренингов интересна, поскольку взаимодействие двух сторон в связке агентство - компания зачастую бывает проблематичным. Изначально присутствует конфликт интересов: первые хотят как можно больше заработать на "несчастье" своего клиента, вторые - как можно больше сэкономить, получив при этом максимально полный сервис от "несчастного" исполнителя. При этом бывают такие случаи, что одна из сторон действительно добивается своего и как бы остается в выигрыше. Но, как известно, на чужом несчастье счастья не добьешься. Те, кто умеет правильно считать, понимают, что временный результат, каким бы легким и быстрым он ни казался, не приведет к общей прибыли, если он, этот результат, не является звеном единой цепи успешных операций. Более того, он может лишь показаться успехом, хотя на самом деле негатив от потерянной репутации и испорченного партнерства может значительно перевесить, пусть это пока еще и не выражается в денежном ущербе, но выразится рано или поздно обязательно. Уже давно понятно, что только отношения по принципу win-win (т.е. когда выигрывают обе стороны) являются плодотворными. Поэтому можно смело сделать вывод, что недобросовестное и нечестное отношение к сотрудничеству вредит в первую очередь автору этих отношений.
УП: "Губит людей не пиво, губит людей вода...". А что губит бизнес, по вашим наблюдениям?
- Только что об этом говорил. Мне кажется, что недобросовестность - первая и главная причина неудач. Про лень, отсутствие порядочности, недостаток воспитания или интеллектуального уровня даже говорить не хочется. А вот почивание на лаврах - эта тема интересна. В первую очередь потому, что очень распространена в сегодняшнем бизнесе. На мой взгляд, это является основной причиной стагнаций и остановки в развитии. Так все ж хорошо, мы завоевали рынок, конкурентов практически нет, все клиенты мои - чего мучаться, зачем потеть? И плавненько выходишь сначала на "плато", а потом незаметно попадаешь в кризис. Только что не было никого, а сейчас ты на 37-м месте. Только что клиент клялся в верности, а сейчас он тебе говорит, что как-то дороговато ты стоишь. К сожалению, бизнес не терпит успокоенности. Если ты не развиваешься, не идешь впереди сегодняшних технологий, не придумываешь что-то новое, то завтра это придумает кто-то другой, и ты потеряешь свое лидерство.
УП: "Предательство - это всего лишь вопрос времени", - цинично произнес кардинал Ришелье. А были ли в вашей жизни или в истории ваших взаимоотношений с клиентами подобные ситуации?
- Настолько редко, что правильнее было бы сказать, что нет. Были единичные случаи, когда из-за ошибки во взаимопонимании происходили неприятные инциденты, но я не думаю, что это получалось намеренно. Можно сказать, что нам везет на клиентов, поскольку это солидные компании с серьезными руководителями, которые не привыкли мелочиться с целью урвать небольшой кусок. Их интересует весь пирог целиком, который с помощью предательства не получишь. Кроме того, они отлично понимают, где находится бесплатный сыр.
УП: Спасибо.
"Управление персоналом", N 13, июль 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Управление персоналом"
Учредитель: ООО "Журнал "Управление персоналом".
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации массовой информации N 014415 от 31.01.1996 г.
Адрес: 117036, г. Москва, а/я 10,
Телефон: (495) 976-20-17, 713-14-61
E-mail: journal@top-personal.ru
Web: www.top-personal.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 72035, 70855, 71852;
- по Объединенному каталогу: 29431, 29621.