Технология организации корпоративных праздников
в ГМК "Норильский никель"
Фирменный стиль компании, основные элементы
корпоративной культуры
Корпоративная культура - понятие многогранное и разноплановое. Корпоративная культура горно-металлургической компании "Норильский никель" - крупнейшего в России и одного из крупнейших в мире производителя цветных и драгоценных металлов - обусловлена историческими традициями компании, спецификой деятельности и проживания ее работников в экстремальных условиях Крайнего Севера, ролью и местом "Норильского никеля" в отечественной и мировой экономике.
Краеугольным камнем корпоративной культуры предприятия является признание ценности сотрудника, прежде всего, как личности. Суть корпоративной культуры определена в "Этическом кодексе работника ГМК "Норильский никель": "формирование морального климата в коллективе, основанного на принципах приверженности общечеловеческим ценностям, взаимопомощи и уважения к личности".
Визуальными символами нашей корпоративной культуры, безусловно, является знак компании - синий треугольник, символизирующий "горную" составляющую технологических процессов компании, и серебристые стилизованные буквы "NN", обозначающие металлургическое производство. Корпоративный знак опирается на мощную "базу" - логотип "Норильский никель", исполненный строгим черным шрифтом.
Корпоративный праздник, который всегда с тобой
Одним из важных и традиционных элементов корпоративной культуры являются корпоративные праздники, с помощью которых решаются задачи формирования и развития консолидации многотысячного коллектива "Норильского никеля", поддерживаются и укрепляются отношения между географически обособленными подразделениями компании. С другой стороны, корпоративный праздник - это хорошая возможность пообщаться с коллегами в неформальной обстановке и просто хорошо отдохнуть.
Перечень праздников, отмечаемых в коллективах компании "Норильский никель", достаточно широк. Разумеется, мы любим и празднуем Новый год, 23 февраля и 8 Марта. Наши внутренние корпоративные профессиональные праздники - День Компании, День металлурга, День шахтера, День энергетика и другие. Отмечаются юбилейные даты филиалов компании и их структурных подразделений.
В этом году исполняется 70 лет легенде отечественной цветной металлургии Норильскому горно-металлургическому комбинату им. А.П. Завенягина. В Норильске уже открыта программа юбилейных мероприятий, посвященных этой дате: в феврале театрализовано, ярко и весело прошел "КомпаNейский марафоN". Он объединил в своих тематических конкурсах более двух тысяч горняков, металлургов, обогатителей, строителей, энергетиков, ремонтников, транспортников - представителей основных профессий Заполярного филиала ГМК "Норильский никель".
В Москве проводятся два корпоративных праздника. День Компании мы отмечаем в преддверии Дня металлурга в середине июля, новогодний праздник - в декабре. На эти праздничные мероприятия съезжаются представительные делегации наших филиалов и компаний, входящих в Группу "Норильский никель", приглашаются партнеры и друзья Компании.
Общие требования к организации и схемы подготовки этих мероприятий внутри Компании похожи, концепции - различны. Наш Новый год - это сценарно облегченный и менее официальный праздник. Наши пожелания к зрелищу - эффектная идея, визуальная феерия, постоянная смена ощущений в процессе мероприятия.
Празднование Дня Компании имеет достаточно жесткие требования к содержанию сценария. Ключевое событие праздника, его "ядро" - награждение лучших сотрудников Компании по итогам прошедшего года - диктует и форму проведения корпоративного мероприятия, и выбор площадки. Несколько лет подряд мы проводили театрализованное торжественное собрание в "Новой Опере", а неофициальную часть - в Саду "Эрмитаж".
Высшими корпоративными наградами компании "Норильский никель" являются почетные звания: "Лучший рабочий", "Лучший специалист", "Лучший руководитель". Самая высокая корпоративная награда - "Почетный знак Компании". Он изготавливается из цветных и драгоценных металлов по эксклюзивному дизайну и, к слову, является безуспешной целью "охоты" коллекционеров наградных знаков.
Значимость корпоративных наград подчеркивает статус лиц, которых мы приглашаем для их вручения. Среди них В.И. Долгих, З.Л. Соткилава, В.М. Зельдин, А.Я. Гомельский и другие. Традиционно "Почетный знак Компании" вручает Генеральный директор ГИК "Норильский никель" М.Д. Прохоров.
В основе сценарной концепции каждого празднования Дня Компании лежит тема, актуальная для Компании в данный момент ее существования и развития. В прошлом году неофициальный девиз нашего праздника звучал так: "Мы одна компания, мы одна семья". Визуальным воплощением этой идеи стал фотоальбом. Наше мероприятие мы так и назвали: "Наш фотоальбом". В этой стилистике было выдержано все мероприятие: от пригласительных билетов до сценических декораций и оформления Сада "Эрмитаж".
Какой же праздник без песен и танцев! Конечно, мы приглашаем на наши мероприятия известных артистов, но также стараемся использовать собственные творческие ресурсы и привлекать к участию наши лучшие самодеятельные коллективы. В разные годы на Дне Компании выступали хор Медного завода Заполярного филиала, команды Клуба "Веселый "Норильский никель" из Норильска, Мончегорска, Москвы и маленькие норильчане - участники самодеятельного мюзикла по мотивам детской корпоративной сказки "О северном сиянии".
Праздник, посвященный Дню Компании, является полноценным театрализованным мероприятием, в процессе его подготовки решается большой объем творческих задач: сценических, постановочных, организационных. Поэтому компания "Норильский никель" привлекает к сотрудничеству уже зарекомендовавшие себя творческие агентства, специализирующиеся на проведении масштабных корпоративных мероприятий. Мы выбираем партнера по организации нашего очередного корпоративного праздника посредством тендера, который проводим в несколько этапов.
Первый этап: определиться
с желаниями и возможностями
Подготовка к большому праздничному мероприятию требует серьезных затрат, и материальных, и организационных, поэтому в нашей компании мы начинаем ее за полгода до даты проведения корпоративного праздника. Так как День Компании проводится в середине июля, то уже в январе мы составляем тендерный список. Формируя его, мы оцениваем потенциальных участников тендера, прежде всего, с точки зрения их опыта и возможностей. Безусловно, лучший способ - лично посетить одно из организованных ими мероприятий.
Хочу отметить, что компания, которая провела для нас успешное мероприятие, имеет определенные преимущества. Но в случае ее желания продолжить сотрудничество с нами, она обязана участвовать в следующем тендере на общих основаниях.
В начале февраля мы рассылаем брифы мероприятия в те компании, которые мы хотели бы пригласить к участию в тендере.
Второй этап: выявить лидеров тендера
Итак, бриф разослан. По его условиям предложения, присылаемые на тендер, обязательно должны включать перечень рекомендуемых площадок для проведения нашего мероприятия, одну или несколько сценарных заявок и иллюстрирующие их эскизы декораций, оформления, костюмов, а также предварительную смету.
На подготовку предложений компаниям дается, как правило, три-четыре недели, в течение этого срока они могут позвонить нам для того, чтобы уточнить те или иные вопросы. Обычно они хотят получить более детальную информацию: каковы номинации награждения, наши предпочтения в выборе площадки, конечно, пытаются узнать предельный размер бюджета, выделяемый на мероприятие.
Мы намеренно не указываем в брифе бюджет мероприятия. Рассматривая присланные предварительные сметы, мы оцениваем их с точки зрения соответствия существующим рыночным расценкам и сравниваем между собой, делая собственные выводы о том, насколько нам экономически выгодно взаимодействовать с тем или иным агентством.
При первичном рассмотрении, производя первый "отсев", мы руководствуемся следующим простым принципом. Корпоративный праздник должен соответствовать сущности корпоративной культуры, сложившимся традициям и имиджу Компании. Поэтому агентства, которые предлагают украсить зал воздушными шарами или провести церемонию награждения на пляже с помощью мультипликационных героев, заканчивают свое участие в тендере задолго до его финала.
Что касается предложений по сценариям, то чаще всего, конечно, обыгрывается профессиональная тема: декорации в виде шахт, балет в рабочей спецодежде, ведущий у доменной печи и т.п. Но в праздник все-таки хочется Праздника, а не эффекта "дежа вю". Из самых экстравагантных заявок запомнилась такая: нам предложили провести наше празднование в виде "путешествия" в поезде "Москва-Норильск-Москва", не уточнив, существует ли такой маршрут. А суровая правда жизни такова: природные условия не позволяют проложить железную дорогу до Норильска. Это смелое предложение до сих пор веселит моих коллег.
Но все-таки, в основном мы получаем интересные, профессионально проработанные предложения. Рассматривая их, мы выбираем несколько компаний с наиболее, на наш взгляд, креативными и адекватными нашему видению праздника идеями и предварительной сметой, соотносимой с бюджетом нашего мероприятия.
Третий этап: не ошибиться
с выбором партнера
Итак, определив "финалистов" (как правило, три или четыре компании), мы даем им возможность защитить свои предложения лично в рамках открытой презентации перед оргкомитетом, состоящим из сотрудников НМК "Норильский никель", ответственных за организацию корпоративного мероприятия. Задача конкурсантов состоит в том, чтобы максимально полно и выигрышно представить свое предложение и убедить оргкомитет в том, что праздник, организованный их компанией, будет безупречным.
Наши основные требования к организации праздника:
- эмоционально насыщенная творческая концепция, предполагающая стилистическую выдержанность мероприятия;
- интересный динамичный сценарий с единой сюжетной линией;
- высококачественная техническая поддержка, декорации, свет, звук, спецэффекты;
- профессиональная организация с отсутствием видимых накладок.
По итогам очной презентации члены оргкомитета коллегиально принимают решение о том, какой компании мы доверим организацию нашего корпоративного праздника.
Выбранную компанию мы рассматриваем как полноценного партнера и в процессе подготовки мероприятия стараемся взаимодействовать максимально эффективно.
Финансовый вопрос - тест на профессионализм
Одним из непременных условий успешного сотрудничества по организации корпоративного праздника является грамотный финансовый менеджмент наших партнеров. Соотношение "цена-качество" не теряет для нас актуальности и после заключения договора на организацию корпоративного праздника. Мы ждем от компаний-партнеров отстаивания наших интересов в общении с собственными подрядчиками в целях достижения обещанного результата. Как и большинство компаний, мы планируем свои финансовые затраты на год в конце предыдущего года, это касается и корпоративных праздников. Ориентиром для конкретной цифры, закладываемой в бюджет будущего года, является сметная сумма предыдущего мероприятия. В общем и целом, мы определили для себя бюджеты и новогоднего праздника и Дня Компании опытным путем и считаем их вполне достаточными для проведения мероприятий требуемого уровня.
Основные позиции расходов на праздничное мероприятие общеизвестны, и компания "Норильский никель" здесь не исключение. Наши сметы корпоративных праздников включают: аренду площадок, фуршет или банкет, охранные мероприятия, особенно актуальные при стечении большого количества людей, транспортные расходы на перемещение участников мероприятия, изготовление пригласительных билетов. При большом количестве участников и эксклюзивном эскизе пригласительных билетов это тоже важная статья расходов. Блок расходов, связанных с организацией собственно зрелищного мероприятия включает следующие позиции:
- написание сценария и комплекс режиссерско-постановочных работ;
- администрирование;
- артисты (ведущие, "звезды", хореографические коллективы, музыканты, аниматоры, хостес и пр.);
- декорационное оформление, техническое обеспечение и персонал;
- организация фото- и видеосъемки с последующим производством и тиражированием видеофильма о мероприятии;
- вознаграждение творческого агентства, комплекс услуг которого включает большинство вышеперечисленных позиций.
Особо выделю пункт "непредвиденные расходы". Я всегда включаю его в смету - как показывает опыт, расходы в процессе организации мероприятия по сравнению с первоначально заложенными могут увеличиваться: дополнительные или более дорогие артисты, оплата дополнительного времени, необходимого на монтаж сложного оборудования и т.д. Форс-мажор всегда требует определенных усилий, в том числе и финансовых, поэтому хорошо, когда есть резервы, которые можно использовать. Чувствуешь себя более уверенно, понимая, что какие-то дополнительные пожелания могут быть оплачены, а возникшие проблемы решены.
Традиционные форс-мажоры общеизвестны: технические неисправности, опоздания артистов, для открытых площадок - плохая погода. Задача организаторов в случае непредвиденных обстоятельств - ввести в действие так называемый "план В" (запасной вариант). Обыграть форс-мажор так, чтобы никто его не заметил - это высший пилотаж! Но всем организаторам праздничных мероприятий я от души желаю, чтобы подобные "проверки на прочность" случались как можно реже.
Организация корпоративных праздников - серьезное дело и нелегкий труд. Но результат - яркое зрелище, незабываемый праздник, хорошее настроение участников - стоит затраченных усилий!
А.В. Разбегина,
главный специалист Центра социально-бытовых программ
Управления персонала ОАО "ГМК "Норильский никель"
"Управление персоналом", N 13, июль 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Управление персоналом"
Учредитель: ООО "Журнал "Управление персоналом".
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации массовой информации N 014415 от 31.01.1996 г.
Адрес: 117036, г. Москва, а/я 10,
Телефон: (495) 976-20-17, 713-14-61
E-mail: journal@top-personal.ru
Web: www.top-personal.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 72035, 70855, 71852;
- по Объединенному каталогу: 29431, 29621.