Еще в 70-х гг. прошлого века наш завод получил государственный акт, подтверждающий право на земельный участок, используемый в промышленных целях. С этой земли завод платил земельный налог. Позднее, по решению местных властей, часть земельного участка была у завода изъята и передана другим юридическим лицам. Соответственно с этого момента завод пересчитал земельный налог и стал платить его исходя из оставшейся части земли.
В этом году налоговая инспекция, проводя выездную налоговую проверку за три прошедших налоговых периода, пересчитала земельный налог, взяв в расчет те земли, которые были переданы третьим лицам. Обосновала она свое решение тем, что передача земельных участков третьим лицам надлежащим образом не была оформлена, соответствующего свидетельства о государственной регистрации прав на землю нет ни у завода, ни у третьих лиц, единственным документом, удостоверяющим права на весь земельный участок, является старый государственный акт.
Правомерно ли решение налоговой инспекции? Учитывается ли тот факт, что юридические лица, которым передана часть земли завода, платили земельный налог?
Тот факт, что юридические лица, которым была передана земля, уплачивали земельный налог, для разрешения вашего налогового спора не имеет значения. Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Это обстоятельство можно использовать только как доказательство того, что пользователями земли были другие лица.
Вопрос о правомерности требований налоговой инспекции о взыскании земельного налога при отсутствии правоустанавливающих документов уже не раз разрешался в судах. Еще в 2001 г. Президиум ВАС РФ (постановление от 30.10.01 N 5991/01) указал, что документальное оформление прав на земельный участок зависит от волеизъявления самого владельца. Поэтому то обстоятельство, что владелец не принимает мер к закреплению за ним права на землю и что у него в связи с этим отсутствует документ, удостоверяющий такое право, не может служить основанием для освобождения его от уплаты земельного налога.
Ссылался при этом суд на ст. 1 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю", из которой следует, что землепользование в России является платным, собственники земельных участков, иные землепользователи, кроме арендаторов, обязаны уплачивать земельный налог. Поэтому обязанность платить земельный налог не возникает только при передаче земли на условиях аренды.
Хотя рассмотренный Президиумом ВАС РФ спор был вокруг земельного участка, на котором расположено строение, перешедшее в собственность к новому владельцу, выводы суда вполне применимы и тогда, когда земли находятся в пользовании лиц по иным основаниям.
В вашем случае земли были изъяты у завода и переданы по решению муниципалитета третьим лицам. Право принимать подобные решения местные органы (сельские, поселковые и городские Советы народных депутатов) имели на основании ст. 23 Земельного кодекса РСФСР (утратила силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 24.12.93 N 2287).
Порядок государственной регистрации прав на землю с оформлением соответствующего свидетельства стал действовать только с 1998 г., когда вступил в силу Федеральный закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество. При этом новый порядок касается только тех, кто получил землю после вступления в силу данного Федерального закона.
Обязательное переоформление прав на землю введено Федеральным законом о введении в действие Земельного кодекса РФ, и вызвано это тем, что Кодекс по-новому стал регулировать земельные правоотношения. Однако процедура переоформления, начавшаяся в 2001 г., завершится до 1 января 2006 г.
Таким образом, аргументы, приведенные налоговой инспекцией в обоснование требования об уплате земельного налога со всего земельного участка, незаконны. Ссылка на то, что передача прав на землю третьим лицам не оформлена надлежащим образом, необоснованна.
1 февраля 2006 г.
"Налоговые споры", N 2, февраль 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговые споры"
Официальный печатный орган палаты налоговых консультантов России
Учредители:
Палата налоговых консультантов России
Международный центр финансово-экономического развития (ЗАО "МЦФЭР")
Издатель: ЗАО "МЦФЭР"
Лицензия на издательскую деятельность:
код 221, серия ИД, N 00445 от 15.11.99 Свидетельство: ПИ N 77-16544 от 13.10.2003
Адрес редакции: 129164, Москва, ул. Ярославская, д. 8, корп. 5, а/я 9
Тел.: (095) 937-90-80. Факс: (095) 937-90-85
E-mail: palata.magazine@mcfr.ru
Подписные индексы
по каталогу агентства "Роспечать" - 82989, 82990
по каталогу "Пресса России" - 15157, 15158 по каталогу "Почта России" - 16676, 16677