Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 17 февраля 2006 г. N КА-А41/536-06
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2006 г.
24 марта 2005 года Войсковая часть N 06564 представила Инспекции ФНС России по г. Солнечногорску Московской области (далее - Инспекция) декларацию по налогу на имущество за 2004 год, в которой заявила льготу, предусмотренную п.п. 2 п. 4 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации.
По результатам камеральной налоговой проверки декларации Инспекцией принято решение N 323 от 25.05.2005 года о взыскании с войсковой части налога на имущество в сумме 201873 руб., пеней в сумме 17008 руб. и о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 40374,60 руб.
Не согласившись с решением, войсковая часть оспорила его в суде.
Инспекция предъявила встречный иск о взыскании начисленных сумм налога, пеней и налоговой санкции.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27 октября 2005 года первоначальное требование удовлетворено, в удовлетворении встречного отказано.
При этом суд руководствовался положениями Федерального закона "Об обороне" от 31.05.1996 г. N 61-ФЗ, Федерального закона от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Положением "О Министерстве Обороны Российской Федерации", утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 г. N 1082 и исходил из того, что федеральное имущество, находящееся у войсковой части на праве оперативного управления, подлежит льготированию в соответствии с п.п. 2 п. 4 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации.
В апелляционном порядке решение не обжаловалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на наличие у войсковой части статуса юридического лица, полагает, что она, как подведомственное Министерству обороны учреждение, не относящееся к федеральным органам исполнительной власти, должна уплачивать налог в отношении имущества, находящегося у нее на праве оперативного в порядке, предусмотренном главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации.
По мнению Инспекции об отсутствии у заявителя права на налоговую льготу, установленную п.п. 2 п. 4 ст. 374 НК РФ, свидетельствует то обстоятельство, что одно и то же имущество не может одновременно принадлежать Министерству обороны на праве оперативного управления и быть закрепленным на том же праве за подведомственными Министерству обороны учреждениями и предприятиями, а потому Инспекция просит в удовлетворении заявления войсковой части отказать, свой встречный иск удовлетворить.
В заседание суда кассационной инстанции представители сторон не явились. В соответствии с п. 3 ст. 284 АПК РФ дело рассмотрено без их участия.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не усматривает оснований к отмене или изменению судебного акта, исходя из следующего.
Согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации не признается объектом налогообложения налогом на имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.
Военная служба как особый вид федеральной государственной службы исполняется гражданами в том числе в Вооруженных Силах Российской Федерации (пункт 1 статьи 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
В соответствии со статьей 11, пунктом 12 статьи 1 Федерального Закона "Об обороне" от 31.05.1996 г. N 61-ФЗ Вооруженные Силы Российской Федерации состоят не только из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей, но и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ, в тыл Вооруженных Сил РФ. Имущество ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В силу п. 2, п.п. 71 п. 7 Положения о Министерстве Обороны Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 г. N 1082, а также в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Министерство обороны РФ, являющееся федеральным органом исполнительной власти и органом - управления Вооруженными Силами РФ, осуществляет в своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженных Сил РФ.
Таким образом, поскольку Вооруженные Силы РФ составляют единую централизованную систему органов, управляемую Министерством обороны, и его учреждения являются государственными учреждениями, созданными с целью реализации поставленных перед Вооруженными Силами задач, это позволяет относить закрепленное за ними на праве оперативного управления и хозяйственного ведения имущество, используемое для нужд обороны, к освобождаемому от налогообложения в порядке п.п. 2 п. 4 ст. 374 НК РФ.
Этот вывод подтверждается и официальной позицией секретариата Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в письме от 24.01.05 г. N 55 по запросу начальника службы расквартирования и обустройства Министерства обороны РФ (л.д. 68-69).
Как установлено судом войсковая часть 06564 организационно входит в структуру Космических войск Министерства обороны РФ, являясь государственным учреждением, причем налоговый орган не ставит под сомнение использование имущества, в отношении которого заявлена льгота, для нужд обороны.
При изложенных обстоятельствах следует признать, что статус юридического лица, принадлежащий заявителю, не дает основания для признания его плательщиком налога на имущество.
Поскольку Министерство Обороны осуществляет правомочия собственника в отношении имущества, передаваемого учреждениям в оперативное управление, довод налогового органа о том, что налоговая льгота предоставляется исключительно Министерству обороны не соответствует действующему законодательству.
Руководствуясь ст.ст. 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 27.10.2005 г. по делу N А41-К2-13689/05 оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС России по г. Солнечногорску Московской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с подп.2 п.4 ст.374 НК РФ не признается объектом налогообложения имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими организациями для нужд обороны, обеспечения безопасности в РФ.
Налоговый орган считает, что войсковая часть неправомерно применила льготу по налогу на имущество, т.к. она является учреждением, подведомственным Министерству обороны РФ, не относящимся к федеральным органам исполнительной власти.
Проанализировав представленные доказательства, суд пришел к выводу, что войсковая часть применила льготу по налогу на законных основаниях.
Согласно п.1 ст.2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба как особый вид федеральной государственной службы исполняется гражданами, в том числе, и в Вооруженных силах РФ.
Согласно ст.1, ст.11 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" Вооруженные Силы РФ состоят не только из центральных органов военного управления, воинских частей, но и организаций, которые входят в виды и рода Вооруженных Сил РФ, в тыл Вооруженных Сил РФ.
В соответствии с п.2, подп.71 п.7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны является федеральным органом исполнительной власти, осуществляет правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ.
Учитывая, что Вооруженные Силы РФ составляют единую систему органов, управляемую Минобороны РФ, и его учреждения являются государственными учреждениями, суд сделал вывод, что закрепленное за ними на праве оперативного управления и хозяйственного ведения имущество, используемое для нужд обороны, освобождается от налогообложения на основании подп.2 п.4 ст.374 НК РФ.
Суд установил, что войсковая часть входит в структуру Космических войск Министерства обороны РФ, является государственным учреждением. В связи с этим сделал вывод, что она имеет права на применение спорной льготы.
Поэтому суд поддержал позицию войсковой части, решение по делу оставил без изменений, кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 17 февраля 2006 г. N КА-А41/536-06
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании