Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 1 апреля 2004 г. N КА-А40/2253-04
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Акционерная компания по транспорту нефти "Транснефть" (далее - ОАО "АК "Транснефть") обратилось в Арбитражный суд г. Москвы к Межрегиональной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее - Налоговой инспекции) с заявлением о признании недействительным решения от 27.06.03 г. N 47/155 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушениями.
Решением от 01.10.03 г. по делу N А40-36042/03-111-420 Арбитражного суда г. Москвы, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08.12.03 г., заявленное требование удовлетворено, суд признал недействительным оспариваемое решение как не соответствующее ст.ст. 75 и 123 Налогового кодекса РФ.
В кассационной жалобе Налоговая инспекция просит об отмене вышеуказанных судебных актов в связи с неправильным применением судом норм материального права, в обоснование чего приводятся доводы о невыполнении заявителем обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет сумм налога на доходы по дивидендам по акциям, находящимся в собственности государства.
В судебном заседании представители Налоговой инспекции поддержали доводы кассационной жалобы, представители ОАО "АК "Транснефть" приводили возражения относительно доводов кассационной жалобы по мотивам, приведенным в обжалуемых судебных актах и отзыве на кассационную жалобу, в котором содержится просьба оставить судебные акты по делу без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и возражений относительно них, выслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене решения и постановления суда по делу.
Судом установлено, что Налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка ОАО "АК "Транснефть" по вопросу правильности исчисления и полноты уплаты налога на прибыль за 2002 г., по результатам которой принято оспариваемое решение.
Налоговым органом выявлено, что ОАО "АК "Транснефть" по сроку 28.03.03 г. представлена налоговая декларация по налогу на прибыль за 2002 г., в которой не отражена налоговая база по доходам в виде дивидендов и не исчислен налог на дивиденды по обыкновенным акциям, находящимся в государственной собственности, принадлежащим Минимуществу РФ. По мнению налогового органа, заявителем в нарушение п. 2 ст. 275 Налогового кодекса РФ не удержан с Минимущества налог на доходы, полученные в виде дивидендов по акциям организации, находящейся в собственности государства, и не перечислена сумма налога, удержанная при выплате дохода, в бюджет. Налоговая инспекция доначислила ОАО "АК "Транснефть" налог на доходы, полученные в виде дивидендов в размере 76 345 017 руб. 18 коп., начислила к взысканию пени в сумме 14 015 036 руб. 34 коп. на неуплату налога и привлекла к ответственности, предусмотренной ст. 123 Налогового кодекса РФ, в виде штрафа в размере 15 269 003 руб. 44 коп.
Признавая указанное решение Налоговой инспекции недействительным, судебные инстанции исходили из признания обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, необоснованными.
Кассационная инстанция находит вывод судебных инстанций правильным.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Суд указал, что обязанность налогового агента по удержанию и перечислению в бюджет налога непосредственно связана с обязанностью налогоплательщика уплачивать налоги.
При этом суд обоснованно руководствовался п. 1 ст. 24 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которым налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
Судебные инстанции пришли к выводу о правомерности действий ОАО "АК Транснефть", которое при выплате дивидендов не удерживало и не перечисляло в бюджет налог на прибыль, поскольку акционер, получивший доход, - Российская Федерация - не является налогоплательщиком, не может быть признано таковым и Минимущество РФ, осуществляющее права данного акционера.
Кассационная инстанция не усматривает оснований для признания вывода судебных инстанций ошибочными.
Согласно положений ст. 246 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на прибыль признаются: российские организации; иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.
Понятие организации для целей Налогового кодекса РФ раскрыто положениями ст. 11 Налогового кодекса РФ, это - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.
Под налогом же в соответствии с п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Таким образом, Российская Федерация не является плательщиком налога с суммы дивидендов по акциям, принадлежащим государству, спорные дивиденды не являются объектом обложения налогом на основании п. 2 ст. 275 Налогового кодекса РФ.
С учетом изложенного у ОАО "АК "Транснефть" отсутствовали правовые основания для удержания с дивидендов, принадлежащих Российской Федерации в лице Минимущества РФ, налога, поэтому арбитражным судом обоснованно удовлетворено заявленное требование о признании недействительным решения налогового органа.
Ссылки Налоговой инспекции в кассационной жалобе на приказы МНС не правомерны, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 4 Налогового кодекса РФ не могут быть отнесены к актам законодательства о налогах и сборах.
Не могут возлагать на налогоплательщиков (налоговых агентов) обязанностей по уплате налога и нормы Бюджетного кодекса РФ, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 1 Налогового кодекса РФ законодательство РФ о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Доводы Налоговой инспекции о нарушении судом норм материального права являются ошибочными, в связи с чем оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Требования процессуального закона судом соблюдены.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 01.10.2003 и постановление апелляционной инстанции от 08.12.2003 Арбитражного суда г. Москвы оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 1 - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Под налогом же в соответствии с п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Таким образом, Российская Федерация не является плательщиком налога с суммы дивидендов по акциям, принадлежащим государству, спорные дивиденды не являются объектом обложения налогом на основании п. 2 ст. 275 Налогового кодекса РФ.
...
Ссылки Налоговой инспекции в кассационной жалобе на приказы МНС не правомерны, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 4 Налогового кодекса РФ не могут быть отнесены к актам законодательства о налогах и сборах.
Не могут возлагать на налогоплательщиков (налоговых агентов) обязанностей по уплате налога и нормы Бюджетного кодекса РФ, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 1 Налогового кодекса РФ законодательство РФ о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 1 апреля 2004 г. N КА-А40/2253-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании