Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 2 апреля 2004 г. N КА-А41/2325-04
(извлечение)
Решением от 21.01.2004 с учетом определения от 26.02.2004 об исправлении ошибки (опечатки) Арбитражного суда Московской области на МРИ МНС РФ N 7 по Московской области возложена обязанность возвратить ПБОЮЛ Я. из бюджета излишне уплаченные НДС в сумме 50234 руб., пени по нему в сумме 983 руб. 39 коп., налог с продаж в сумме 291391 руб. 72 коп., пени по нему в сумме 1134 руб. 75 коп.
При этом суд исходил из того, что предприниматель не является плательщиком вышеназванных налогов.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность принятого решения проверяется в порядке ст. 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой МРИ МНС РФ N 7 по Московской области, в которой ставится вопрос о его отмене.
В судебном заседании представители предпринимателя против удовлетворения жалобы возражали по мотивам, изложенным в отзыве на кассационную жалобу и в судебном акте.
Дело рассмотрено в порядке п. 3 ст. 284 АПК РФ в отсутствие представителя инспекции, надлежащим образом извещенной о месте и времени судебного разбирательства.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей предпринимателя, не находит оснований для отмены судебного акта.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Я. зарегистрирована в качестве предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, 21.01.2000 и в соответствии с патентами NN AM 44 932290, АР 50 029253 в период с 01.01.2001 по 31.12.2002 применяла упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.
С 01.01.2001 в соответствии со ст. 143 НК РФ индивидуальные предпринимателя отнесены к плательщикам налога на добавленную стоимость.
С 01.01.2001 на территории Московской области введен налог с продаж (Закон Московской области от 23.11.2000 N 79/2000-03 "О введении в действие Закона Московской области "О налоге с продаж"), плательщиками которого являются предприниматели.
ПБОЮЛ Я. в течение 2001-2003 г.г. исчисляла и уплачивала в бюджет НДС, налог с продаж и пени, а 31.07.2003 обратилась в МРИ МНС РФ N 7 по Московской области с заявлением о возврате излишне уплаченных налогов и пени.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2003 N 11-П признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2) и 57, норма пункта 3 статьи 1 Федерального закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", поскольку - по смыслу, придаваемому данной норме последующим правовым регулированием и сложившейся на его основе правоприменительной практикой, - она не освобождает индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, от уплаты налога на добавленную стоимость и налога с продаж.
В соответствии с правовой позицией КС РФ, сформулированной в названном постановлении, на индивидуальных предпринимателей - субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, в том числе перешедших на нее до указанной даты, распространяется гарантия, закрепленная абзацем вторым части первой статьи 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", согласно которому в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действующими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, может заключаться как в возложении дополнительного налогового бремени, так и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности по исчислению и уплате налога, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности. Поэтому новая норма налогового законодательства не применяется к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового регулирования на основании абзаца второго части первой статьи 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (Определение от 1 июля 1999 года по жалобе гражданина В. на нарушение его конституционных прав Федеральным законом "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" и Законом Белгородской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", Определение от 7 февраля 2002 года по жалобе гражданина К. на нарушение его конституционных прав положениями статей 143 и 145 Налогового кодекса Российской Федерации).
При этом Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что введение статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации налога на добавленную стоимость для индивидуальных предпринимателей с 1 января 2001 года не означает, что одновременно на них перестает распространяться действовавший на момент их государственной регистрации порядок налогообложения, которым индивидуальным предпринимателям предоставлялись льготные условия на первые четыре года деятельности.
Норма абзаца второго части первой статьи 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" направлена на регулирование налоговых отношений и гарантирует субъектам малого предпринимательства в течение указанного периода стабильность режима налогообложения в целом, включая неизменность перечня взимаемых налогов и сборов и элементов налогового обязательства по каждому из них. Действие этой гарантии - в силу вытекающего из Конституции Российской Федерации принципа стабильности условий хозяйствования - распространяется и на введение законодателем новых налогов и сборов, в данном случае - налога с продаж.
С учетом изложенного судом правомерно применены положения ст. 78 НК РФ и на инспекцию обоснованно возложена обязанность по возврату излишне уплаченных налогов и пени.
Доводы кассационной жалобы противоречат правовой позиции Конституционного Суда РФ.
Таким образом, судом правильно применены нормы материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, нарушений норм процессуального права не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 21.01.2004 с учетом определения от 26.02.2004 об исправлении ошибки (опечатки) Арбитражного суда Московской области по делу N А41-К2-23510/03 оставить без изменения, кассационную жалобу МРИ МНС РФ N 7 по Московской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 2 апреля 2004 г. N КА-А41/2325-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании