Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 19 апреля 2004 г. N КА-А41/2410-04
(извлечение)
ОАО "Мосэнерго" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Энергетической комиссии Московской области о признании недействующим протокола ее правления 18.02.03 N 5 в части п. 13 прейскуранта 2003/1-МО (приложение N 1).
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены территориальное управление Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и предпринимательству по г. Москве и Московской области (далее - ТУ МАП России по г. Москве и Московской области), ОАО "Электроприбор-Энерго".
Решением суда первой инстанции от 22.12.03 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым по делу судебным решением, Энергетический комитет Московской области подал кассационную жалобу, в которой просит его отменить как не соответствующий законодательству в области государственного регулирования цен (тарифов), ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом указал, что п. 13 прейскуранта не определяет порядок расчетов между сторонами за потребленную электроэнергию, а устанавливает тарифный план ОАО "Мосэнерго" на электроэнергию в абсолютных величинах.
В отзыве на жалобу ОАО "Мосэнерго" возражало против ее удовлетворения, считая обжалованное решение суда соответствующим законодательству и имеющимся в деле доказательствам. ТУ МАП России по г. Москве и Московской области в представленном отзыве указало на отсутствие признаков нарушения п. 1 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
В судебном заседании представитель Энергетического комитета Московской области и ОАО "Электроприбор-Энерго" настаивали на отмене принятого по делу судебного решения. Представитель ОАО "Мосэнерго" настаивал на ее отклонении по мотивам, приведенным в представленном отзыве. Представитель антимонопольного органа отдал решение вопроса по жалобе на усмотрение суда.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит подлежащим отмене обжалованное по делу решение суда первой инстанции по следующим основаниям.
Энергетическая комиссия Московской области протоколом правления от 18.02.03 N 5 установила и ввела в действие с 20.02.03 тарифы (цены) на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую ОАО "Мосэнерго" потребителям Московской области. В п. 13 примечания к прейскуранту 2003/1-МО, являющемуся приложением N 1 к указанному протоколу, предусмотрела, что для абонентов ОАО "Мосэнерго", имеющих субабонентов, тарифы по уровням напряжения в соответствии с прейскурантом N 2003/1-МО распространяются только на собственное потребление абонента ОАО "Мосэнерго". Расчет за электроэнергию, потребляемую субабонентами, производится по тарифам соответствующих групп потребления и принятой в установленном порядке плате за услуги по трансформации и передаче электроэнергии.
ОАО "Мосэнерго" не согласилось с п. 13 приложения N 1 к протоколу от 18.02.03 N 5 и оспорило его в судебном порядке. При этом сослалось на фактическое изменение условий договора электроснабжения (в частности, цены), превращая его в частично безвозмездный, т.к. абонент, имеющий субабонентов, оплачивает только часть полученной электроэнергии, потребленной на собственные нужды, а оставшаяся часть электроэнергии, использованная его субабонентами, не оплачивается.
Удовлетворяя заявленное требование, Арбитражный суд Московской области признал оспариваемый по делу п. 13 примечания к прейскуранту не соответствующим требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую энергию в Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 22.03.91 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". При этом отметил, что указанным пунктом абоненту вменяется в обязанность произвести оплату только части электроэнергии, потребленной на собственные нужды. Оплата субабонентом полученной электроэнергии непосредственно ОАО "Мосэнерго" невозможна ввиду отсутствия договорных отношений между ними. Также указал, что в компетенцию регулирующего органа входит установление тарифов, а не определение взаимоотношений, связанных с реализацией договора энергоснабжения, путем понуждения ОАО "Мосэнерго" устанавливать договорные отношения энергоснабжения с субабонентами в целях получения платежей за поставленную электроэнергию.
Данный вывод суда является ошибочным.
Согласно ч. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора должно производиться по цене, установленной уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии со ст.ст. 2, 3 Федерального закона от 14.04.95 N 41-ФЗ (с изменениями и дополнениями) "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" государственное регулирование тарифов на электрическую энергию (мощность) осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую энергию и осуществляется в целях защиты экономических интересов потребителей от монопольного повышения тарифов, создания механизма согласования интересов производителей и потребителей электрической и тепловой энергии.
В п. 3 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.02 N 226 и действовавших в момент вынесения оспариваемого акта, предусмотрено, что нормативно-методическую основу регулирования тарифов (цен) составляют названные Основы и Правила государственного регулирования и изменения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации.
В этом пункте Основ также записано, что Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации утверждает обязательные для применения всеми регулирующими органами методические указания по вопросам расчета (формирования) регулируемых тарифов (цен), перечисленных в п. 4 Основ.
Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации (далее - ФЭК России) в абз. 1 п. 18 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных постановлением упомянутой комиссии от 31.07.02 N 49-э/8, предусмотрела, что при расчетах тарифов на электрическую (тепловую) энергию (мощность), отпускаемую энергоснабжающими организациями другим энергоснабжающим организациям, последние рассматриваются в качестве потребителей с установлением для них тарифов на электрическую (тепловую) энергию (мощность) с учетом положений, изложенных в этих Методических указаниях.
Требования п. 18 вышеупомянутых Методических указаний (в частности, абз. 1) ФЭК России разъяснила в п. 22 приложения к информационному письму от 28.01.03 N К1-239/11. При этом указала, что если одна энергоснабжающая организация отпускает электроэнергию другой электроснабжающей организации (ЭСО), то последняя по отношению к первой рассматривается в качестве потребителя электроэнергии, т.е. для нее тариф устанавливается на тех же основаниях, что и для других потребителей первой ЭСО. Расчет цены (тарифа) на электроэнергию для нее производится в зависимости от того, к какой группе потребителей относятся потребители, получающие электроэнергию от данной ЭСО (базовый потребитель, бюджетный потребитель, прочий потребитель) в соответствии с п. 16 Методических указаний. Для потребителей электроэнергии, относящихся к одной группе потребителей, но получающих электроэнергию от разных ЭСО, конечные тарифы на электроэнергию (цена электроэнергии без стоимости услуг на ее передачу) должны быть одинаковы. Разной может быть только плата за услуги по передаче электроэнергии.
Оспариваемый по настоящему делу п. 13 приложения N 1 к прейскуранту N 2003/1-МО не устанавливает порядок расчетов за отпущенную электроэнергию и не освобождает потребителей от обязанности по ее оплате. По существу он определяет порядок применения тарифов на электроэнергию абонентами ОАО "Мосэнерго", получающиму энергию на собственное потребление, и субабонентами, получающими электроэнергию для собственных нужд не от ОАО "Мосэнерго", а от его абонентов, выступающих в качестве энергоснабжающей организации.
В этом пункте воспроизведены положения абз. 1 п. 18 Методических указаний ФЭК России и разъяснений к нему и предусмотрено, что субабоненты оплачивают потребляемую электроэнергию (цена электроэнергии) по установленным тарифам для соответствующих групп потребителей.
Т.о. признано, что для потребителей электроэнергии одной тарифной группы, получающих электроэнергию от разных энергоснабжающих организаций, конечный тариф на электроэнергию (цена электроэнергии) должен быть одинаков.
Оспариваемый п. 13 приложения N 1 к прейскуранту N 2003/1-мо соответствует принципам государственного регулирования в электроэнергетике, т.к. он устанавливает равный для потребителей одной тарифной группы подход в оплате за отпущенную электроэнергию (кроме платы за услуги).
При изложенных обстоятельствах принятое по делу судебное решение подлежит отмене в связи с его несоответствием требованиям гражданского законодательства, и законодательства в области государственного регулирования тарифов на электроэнергию.
Поскольку по делу не требуется собирания и исследования новых доказательств, суд кассационной инстанции считает возможным вынести новое решение по делу об отказе ОАО "Мосэнерго" в удовлетворении заявленного требования.
По правилам ст. 110 АПК РФ с названного общества взыскивается в доход федерального бюджета 500 руб. госпошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 АПК РФ, суд постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 22.12.03 по делу N А41-К2-14098/03 отменить.
отказать ОАО "Мосэнерго" в признании недействующим п. 13 приложения N 1 к протоколу правления Энергетической комиссии Московской области от 18.07.03 N 5.
Взыскать с ОАО "Мосэнерго" в доход федерального бюджета 500 руб. госпошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 апреля 2004 г. N КА-А41/2410-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании