Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 13 апреля 2004 г. N КА-А40/2502-04-П
(извлечение)
Предприниматель без образования юридического лица Х. (далее - предприниматель Х.) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Инспекции МНС РФ N 14 по САО г. Москвы (далее - Налоговой инспекции) о признании незаконным бездействия должностных лиц налогового органа, препятствующего получению патента и применению упрощенной системы налогообложения, действующей до 1 января 2003 г., согласно п. 1 ст. 9 ФЗ РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", а также п. 1, 5 ст. 5 ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
Решением от 07.05.03 г. по делу N А40-4179/03-98-145 Арбитражный суд г. Москвы признал незаконным бездействие должностных лиц Налоговой инспекции, препятствующее получению предпринимателем Х. патента на право применения упрощенной системы налогообложения на 2003 г.
Постановлением суда кассационной инстанции от 17.09.03 г. по делу N КА-А40/6996-03 решение от 07.05.03 г. отменено в связи с нарушением судом норм процессуального права, неполным установлением судом фактических обстоятельств дела, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.
До принятия решения судом первой инстанции предприниматель Х. уточнила заявленные требования, просит суд признать незаконным бездействие должностных лиц Налоговой инспекции, препятствующих применению ею упрощенной системы налогообложения, действовавшей на момент ее регистрации.
Решением суда от 01.12.03 г. заявленное требование удовлетворено, признано незаконным бездействие должностных лиц Налоговой инспекции, препятствующих применению Х. упрощенной системы налогообложения, действовавшей до 01.01.03 г. согласно п. 1 ст. 9 ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства", а также п.п. 1, 5 ст. 5 ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Налоговая инспекция просит названное решение суда отменить и отказать заявителю в удовлетворении его требования, в обоснование чего приводит доводы о том, что с 01.01.03 г. упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, предусмотренная положениями ФЗ N 222-ФЗ, не применяется, в связи с чем налоговый орган не мог выдать патент на тот налоговый период, когда данный Закон утратил силу. Кроме того, по мнению налогового органа, судом не установлены пределы применения предпринимателем Х. упрощенной системы налогообложения, действовавшей до 01.01.03 г., следовательно, не представляется возможным установить сроки и порядок отчетности предпринимателем на основании недействующего закона.
В судебном заседании представитель Налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель предпринимателя Х. приводил возражения относительно данных доводов по основаниям, содержащимся в обжалуемом судебном акте.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, проверив доводы кассационной жалобы и возражений относительно нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судом и видно из материалов дела, Х. зарегистрирована Московской регистрационной Палатой 30.05.00 г. в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица до 31.12.2010 г. в области права.
В 2000, 2001 и 2002 г.г. предприниматель Х. применяла упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, предусмотренную Законом РФ от 29.12.95 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
Предприниматель Х. обратилась в Налоговую инспекцию с заявлениями: от 26.11.02 г. - о намерении воспользоваться при определении своих налоговых платежей за 2003 г. правом, которое предоставлено п. 1 ст. 9 ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", на налогообложение в порядке, установленном на дату государственной регистрации в качестве предпринимателя, и от 28.11.02 г. - о переводе ее на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности с 1 квартала 2003 г. до конца 2003 г. в соответствии с ФЗ N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
Поскольку заявления предпринимателя Х. налоговым органом не удовлетворены, заявитель, полагая, что имеет место незаконное бездействие должностных лиц Налоговой инспекции, препятствующих применению ею упрощенной системы налогообложения, действовавшей до 01.01.03 г. согласно п. 1 ст. 9 ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства", а также п.п. 1, 5 ст. 5 ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", обжаловала данное бездействие в арбитражный суд.
Каждый налогоплательщик согласно ст. 137 Налогового кодекса РФ имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению налогоплательщика такие акты, действия или бездействие нарушают их права.
В силу ст. 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" за субъектам малого предпринимательства сохраняется в течение 4-х лет их деятельности тот порядок налогообложения, который действовал на момент их государственной регистрации, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями.
Таким образом, законодатель установил, что, несмотря на изменения налогового законодательства, обязательные для всех субъектов предпринимательской деятельности, государством гарантируются стабильные условия налогообложения для субъектов малого предпринимательства в первые четыре года их деятельности.
Поскольку предприниматель Х. применяла упрощенную систему налогообложения, арбитражный суд первой инстанции правомерно признал не соответствующим требованиям законодательства о налогах и сборах бездействие Налоговой инспекции по предоставлению предпринимателю права на применение упрощенной системы налогообложения в 2003 году.
Вывод суда первой инстанции соответствует Определениям Конституционного Суда Российской Федерации от 01.07.99 N 111-О и от 07.02.2002 N 37-О.
Право на применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, установленной Федеральным законом от 24.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" в 2003 году у предпринимателя сохраняется в связи с наличием у предпринимателя Х. права на применение данного налогового режима на основании ст. 9 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
Таким образом, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что судом первой инстанции установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана правовая оценка в соответствии со ст. 71 АПК РФ, применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения, требования процессуального закона соблюдены.
С учетом вышеизложенного оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 01.12.2003 по делу N А40-4179/03-98-145 Арбитражного суда г. Москвы оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции МНС РФ N 14 по САО г. Москвы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 13 апреля 2004 г. N КА-А40/2502-04-П
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании